Классный час "Воспитать личность"
Оценка 4.9

Классный час "Воспитать личность"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.04.2017
Классный час "Воспитать личность"
Каждому, кто хочет стать настоящим человеком, должны быть присущи такие благородные, высокие качества, как честь, долг, совесть, порядочность, честность, доброта, справедливость. В толковом словаре под редакцией И.С.Кона честь это… Честь - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Честь раскрывает отношение человека к самому себе, отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Долг - одна из основных категорий этики. Долг – это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Категория Долг тесно связана с другими понятиями, характеризующими деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть. Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Достоинство наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С другой стороны Достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Помните слова В.Маяковского: «Что такое хорошо, что такое плохо?» И как видите, уже в детстве мы пониманием, что такое хорошо, что такое плохо, стремимся быть хорошими, честными, справедливыми, добрыми т.е. осознаём первые заповеди нравственного поведения. Учиться нравственности, по сути учиться правильно жить. Честный человек никогда, ни при каких обстоятельствах не погрешит против истины.
Воспитать личность.doc
«Сотвори себя сам». «Чем выше человек по умственному и  нравственному развитию, тем он  свободнее, тем большее удовольствие  доставляет ему жизнь» А.П.Чехов Каждому, кто хочет стать настоящим человеком, должны быть присущи такие благородные, высокие качества, как честь, долг, совесть, порядочность,  честность, доброта, справедливость.  Ребята! А как вы думаете, что такое честь, долг, справедливость? (ответы учащихся). В толковом словаре под редакцией И.С.Кона честь это… Честь  ­ понятие морального сознания и категория этики, тесно  связанная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Честь  раскрывает отношение человека к самому себе, отношение к нему со стороны  общества. Однако,  в отличие от понятия достоинства моральная ценность  личности в понятии Честь связывается с конкретным общественным  положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним  моральными заслугами. Долг ­ одна из основных категорий этики. Долг – это отношение  личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель  определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает  их и реализует в своей деятельности. Категория Долг тесно связана с другими понятиями, характеризующими деятельность личности, такими как  ответственность, самосознание, совесть. Достоинство – понятие морального  сознания, выражающее   представление о ценности всякого человека как нравственной  личности, а  также категория этики, которая означает особое моральное отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.  Достоинство  наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком  своей ответственности перед собой как личностью. С другой стороны   Достоинство личности  требует и от других людей уважения к ней, признания  за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой  требовательности к нему. Помните слова В.Маяковского: «Что такое хорошо, что такое плохо?»   И как видите, уже в детстве мы пониманием, что такое хорошо, что такое  плохо, стремимся быть хорошими, честными, справедливыми, добрыми т.е.  осознаём первые заповеди нравственного поведения. Учиться нравственности, по сути учиться правильно жить. Честный человек никогда, ни при каких  обстоятельствах не погрешит против истины. Французский писатель Р.Роллан выразил свое отношение к этому качеству так: «Нет ничего прекраснее честного человека». Трудолюбивый человек никогда не унизит себя недобросовестной  работой. Справедливый никогда не поступится в угоду кому­либо.  Уважающий себя никогда не откажет в уважении к другому. Достоин  уважения тот, кто поступает так как ему указывает совесть и убеждения. И не м ожжет рассчитывать на уважение человек, вступивший в сделку со своей  совестью.  Когда мы встречаемся с проявлением великодушия, бескорыстия,  верности долгу – мы говорим о благородстве.  Как вы думаете, что мы подразумеваем когда говорим:  А – он поступил благородно? Б – благородный поступок? (ответы учащихся) Благородно – это когда человек  поступает великодушно к другим  людям, делает для них что­то доброе, жертвуя личными интересами,  бескорыстно ­ не ради признания и наград. Об этом хорошо сказала поэтесса  Римма Казакова: « Как часто вся награда за труды в сознании  исполненного долга». (На фоне музыки «Аве Мария» рассказываю историю о том, как в годы  ВОВ одна адыгейская семья приютили русского мальчика и русскую девочку,  дали им свою фамилию и об их дальнейшей жизни в адыгейском ауле). Много примеров благородства, честности, мужества, доброты можно  было увидеть на примере Великой Отечественной войны.  Вы, наверное, все читали книги о войне, смотрели фильмы, слышали  истории от ветеранов войны. Кто ­ нибудь из вас может рассказать о  проявленных мужествах? (ответы учащихся). Зачитываю фрагмент из повести «Сын полка» Валентина Катаева. Действие происходит в годы ВОВ. История мальчика Вани составляет сюжет  повести. Фронтовые разведчики нашли его спящим в небольшом окопчике,  возвращаясь с боевого задания. Ваня потерял всех своих родных, но нашел  друзей в солдатской семье, стал сыном полка, затем воспитанником  суворовского училища. Это рассказ о гуманизме людей, сохранивших в  условиях страшней войны душевную доброту, человечность, большое сердце.  В знаменитом стихотворении Н.А.Некрасова есть фраза: « Отечества  достойный сын.» Достойный! Это тот, кто любит свою Родину. Беспокоится о  ней, живет её заботами и радостями. Это было важно всегда, а сегодня  особенно. Хотя сегодня нашей Родине и трудно, она всё ­ таки прекрасна,  история её остаётся великой, а народ достоин преклонения. Говорят у  человека две Родины – большая и малая. Песня, которую я вам  спою о нашей  малой Родине, о крае, где мы родились и живём. Она вам  знакома и я вас  попрошу её спеть со мной. «У адыгов обычай такой». Музыка Г.Самоговой слова К.Жане 1. Если где­то в кругу молодых  Держит речь седовласый Адыг, Ты не вздумай его перебить,  Придержи свою гордость и прыть. Уважай его возраст седой,   У адыгов обычай такой. Да, да, да!  Да, да, да!   У адыгов обычай такой. 2.Если гость постучит у двери,  Гостю сердце своё отвори –  И полдома на время отдай  И четлибжем его угощай. Напои ключевою водой,  У адыгов обычай такой. Да, да, да!  Да, да, да!   У адыгов обычай такой. 3. Если строишь ты заново дом,  Весь аул помогает трудом Ты один не поднимешь бревно,  А для всех как пушинка оно. Встанет  радостным дом над рекой, У адыгов обычай такой. Да, да, да!  Да, да, да!   У  адыгов обычай такой. В этой песне говорится о тех нравственных качествах, которые  свойственны адыгскому народу: гостеприимство, доброта, уважение и  почитание  старших. Вот мы с вами говорим о доброте, чуткости, бескорыстии, милосердии  проявленных в годы ВОВ. А как вы думаете, в мирное время  эти качества  присущи нашим людям? В чем это проявляется? (Ответы учащихся). Например. В мирное  время тысячи доноров безвозмездно отдают свою  кровь, чтобы спасти жизнь совсем незнакомых им людей, усыновляют сирот, существуют организации меценатов, которые оказывают посильную помощь  детским организациям, детским домам, помогают возродить нашу культуру.  Благородство проявляется и в умении прощать того, кто нас обидел. Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать его покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем  И с теченьем наших лет и дней  Легче мы своих друзей  теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу,  Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его, вини дорогу, Ты коня не торопись менять. Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать его покуда не спеши. Люди, я прошу вас, ради бога,  Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много  Опасайтесь потерять друзей. Если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность – значит    он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение  радоваться и переживать за других людей и есть основа нашего с вами  счастья. Так каковы же истоки вашей доброты? Во что они выросли к данному времени? Попробуем увидеть их в игре, которую назовём «Торопись  обрадовать». Обрадовать надо своего товарища по классу. Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить так: Вот эту ленточку будем передавать по рядам, пока я не  скажу «Замри». У кого в этот момент окажется лента, тот должен радовать своего соседа. Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нем ценишь,  что тебе приятно в его характере. Заканчивает игру педагог, радуя тех, кто забыт в классе (проводится  игра). Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем,  расположила вас друг к другу и в классе стало светлее. Недаром говорится  ­  доброе слово, что весенний день. Давайте попробуем усилить это приятное настроение, поиграв  ещё в  одну игру. Игра «Ромашка»  Объясняю условия игры: ­ Тот, кто отрывает лепесток от ромашки,  произносит слова из известной сказки:  «Лети, лети, лепесток через запад и Восток,  Через Север, через Юг, возвращайся сделав круг, Лишь коснешься ты земли быть по­моему вели». Он бросает лепесток около того, кому хочет пожелать что­то доброе.  После игры подвести итог: Как вы считаете, ребята, следует ли спешить радовать другого? Что это даёт  тому, кого обрадовали? (ответы учащихся) Значит, в умении нести радость другому тоже заложен исток  человеческой  доброты. Дарить радость – значит творить добро, делать  человека счастливым. «Стараясь о счастье других, мы находим своё  собственное счастье» писал древнегреческий философ Платон. Ребята! А как вы понимаете, что такое чуткость, милосердие, доброта? (ответы учащихся) Вот, что о них говорится в словаре под редакцией И.С.Кона: Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека  к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей,  внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям,  чувствам, понимание мотивов, которыми руководствуется в своём поведении, тактичное отношение к гордости и чувству собственного достоинства  окружающих, вежливое обращение со всеми. Чуткость тесно связана с  другими нравственными качествами (уважение, великодушие, скромность,  благородство). Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна  из важнейших категорий  этики. Вместе со своей противоположностью – злом, добро является наиболее обобщенной формой разграничения и  противопоставления нравственного и безнравственного имеющего  положительное и отрицательное моральное значение того, что отвечает  содержанию требований нравственности и того, что противоречит им. Отрадно, что ныне возрождаются  такие понятия как доброта,  милосердие, человечность, доброжелательность, внимание друг к другу. Выше много было сказано, что граждане нашей страны осуществляют акции  милосердия, помогают воспитанникам детских домов, инвалидам.  Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей сирот из  детдома. Наши выдающиеся музыканты, артисты проводят концерты,  средства от которых передают в фонды милосердия. Может кто­нибудь из вас вспомнит о крупных авариях, случившихся в  нашей стране? (ответы учащихся) Когда произошла авария в Чернобыле, землетрясение в Армении,  катастрофа в Башкирии и др. вся страна помогла пострадавшим людям. А  ведь нашлись же люди, которые поехали в эти места по собственному  желанию, чтобы хоть как­нибудь помочь этим людям. На планете Земля не спокойно, Да и было ль спокойно на ней? Прекращались раздоры и войны Только снова седлали коней. Вот и космос уже на примете, Став над пропастью, в бездну глядим. Как земли неразумные дети Рубим сук, на котором сидим. Человек, полюби человека, Только в этом спасенье твоё. И.Кобраков. Ребята! Скажите, совершая по собственной инициативе добрые дела, вы  ожидаете похвалы и благодарности. (ответы учащихся) ­ А если вы не получите похвалу или благодарность вы начинаете  раскаиваться в совершённом добром деле? Вот, что сказал по этому поводу римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому­то добро и это добро принесло плод, зачем ты как  безрассудный домогаешься ещё похвалы и награды за своё доброе дело!»  Видимо сознание сделанного добра и есть высшая награда человека. «Против всего можно устоять, но не против доброты», ­  утверждал французский мыслитель Ж.Ж.Руссо. Предлагаю исполнить вместе со мной песню Булата Окуджавы  «Давайте восклицать!» Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не надо опасаться Давайте говорить друг другу комплименты. Ведь это всё любви счастливые моменты… Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова. Песня Окуджавы «Давайте восклицать!» затрагивает все нравственные  понятия нашей беседы. Но на мой взгляд, ребята, такие понятия как  товарищество и дружба вместе вмещают в себя выше упомянутые качества.  Не  может быть без доброты, чуткости, благородства, без милосердия  настоящей дружбы. В толковом словаре Даля дано определение дружбы:  «Бескорыстная, стойкая приязнь». На первое место ученый ставил  бескорыстие, оно делает отношения между друзьями чистыми и  благородными. Настоящий друг лучше, чем кто­либо другой поймет ваше  настроение, ваше переживание,  разделит радость и огорчения, проявит  сочувствие. Понимание друга как другого Я обязательно предполагает  принцип сходства.  Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы:  верность, постоянство, человечность. Говоря о дружбе нельзя  не сказать и о  том важном качестве как порядочность. Заступиться за младшего, уступить место в троллейбусе, прийти на  помощь старому человеку, если ты даже спешишь по своим делам. Всё это – проявление порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья на  всю жизнь, верные. Такие, о которых много мечтают. Признайтесь честно, ребята, наверное есть  и такие, которые любят  командовать: требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению,  беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм мешает установлению  доверительных, дружеских отношений между людьми. Если вы хотите быть  настоящим другом и иметь такого друга, мне кажется, эта памятка, в которой как раз записаны законы дружбы, помогают вам стать достойным, настоящим,  верным другом. На фоне песни В.Высоцкого «Песня о друге» раздаю памятки. Вы прослушали песню Высоцкого о друге, о его понимании этого слова. А теперь мне бы хотелось узнать ваше мнение и предлагаю вам вопросы. Жду  от вас честных ответов: 1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом? 2. Какие черты характера, качества ты больше всего ценишь в друге? 3. Какие поступки ты смог бы простить другу? А какие не смог простить? 4. Помогает ли тебе дружба в учёбе, в жизни? 5. На нём строится дружба твоих родителей и их друзей? 6. Может ли дружба сделать человека лучше? (ответы учащихся) И в заключении, ребята, я хотела бы выразить вам: ­ Будьте ласковыми, добрыми сыновьями, дочерями! ­ Помните, что сказал греческий публицист Исократ: «К родителям  относись так как ты желал бы, чтобы твои собственные дети  относились к тебе». ­ Став взрослыми не бойтесь показывать уважение к родителям,  бояться надо проявления безразличия. Знайте, нет для родителя  ничего более отрадного чем сердечность детей. Им дорого доброе слово и ваше участие. ­ И ещё: нет идеальных людей! У каждого есть слабости, недостатки, научитесь их прощать другому,  как прощаете себе. За несущественным, суетным, случайным разглядите подлинную  сущность человека. Она не в словах, а в делах, в поступках, по ним и судите о  человеке.

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"

Классный час "Воспитать личность"
Скачать файл