Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы
Оценка 5

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
10 кл—11 кл
16.04.2018
Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы
Военная служба на Руси испокон веков была почётным и достойным занятием. Разработка классного часа "Жить - Родине служить" предназначена для учащихся старшей школы с целью ориентации на службу в армии, получение воинского офицерского звания. Классный час рекомендуется проводить накануне 23 февраля.Разработка классного часа "Жить - Родине служить" о почетной профессии офицера, адресована учащимся 10-11 класса.
ЭПОХА ПЕТРА 1 Белозерова МВ.docx
Урок истории в 10 классе Тема: «Эпоха  Петра 1» Урок повторения и обобщения Цель урока: рассмотреть историческую личность на примере Петра 1 – правителя и реформатора,  оценить масштаб личности самого царя, понять значение реформ Петра I, показать  взаимосвязанность его внешней, внутренней  политики, показать отношение современников и историков к деятельности Петра I. Задачи урока:      повторить и обобщить пройденный материал по теме: “Эпоха Петра Великого”; способствовать развитию логического мышления при решении познавательных  задач; пробудить и развить интерес учащихся к изучению предмета; воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа. развивать у учащихся, умение анализировать, аргументировано доказывать и  отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, учиться грамотно  вести дискуссию и работать сообща;  формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и  явлений, умения работать с историческими документами, источниками. Дата: 11.04.2018г. Присутствовало: 9 чел. Тип урока ­ урок повторения и обобщения. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная,  самостоятельная работа. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в  MS Power Point, источники. Эдмунд Берк однажды сказал: «Те, кто не знает истории, обречены  повторять ошибки прошлого». I.Вводная часть. Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. II.Основная часть.  Этот урок является повторительно­обобщающим и будет последним в  системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься  с вами на уроке?  О чем будем говорить? (Ответы учеников).  Да,  вы правы, наша задача:  повторить материал о Петровской  эпохе  (понятия,  хронологию, факты).  И ответить на вопрос: Какое историческое значение  имели преобразования Петра Великого?  Мотивация ­ Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Гигантский монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь  тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта  памятника являются скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер и архитектор Виктор  Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора. По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» ­ эмблему  самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара­державы на  колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных  символа российской и новгородской истории – атрибут власти царя­самодержца и вечевой  колокол.  Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства. 1. Первый из них – князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 году. 2. Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988­989 гг. 3. Святой Великий князь Дмитрий Донской – символ освобождения от татаро­ монгольского ига 1380 года. 4. Иван III Васильевич (Иван Великий) – объединитель значительной части русских  земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства. 5. Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение  Смутного времени и начало правление династии Романовых. 6.  Петр I.  Вопрос: Подумайте, почему авторы поместили фигуру Петра1 в средний ярус?  Какую эпоху олицетворяет образ правителя?              Ответ: Эпоху основания Российской империи. Учитель. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от  того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей  оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного  деятеля. На протяжении более 300 лет историки спорят о том, как оценивать личность  Петра 1 и проведенные им преобразования.  В начале урока мы сформулируем проблемный вопрос. Кто для нас Петр 1:  великий реформатор или деспот?  ( Петр­ реформатор или губитель русских  традиций и т.д. уч­ся называют). Класс делится на три группы. 1 ЗАДАНИЕ: В чем необычность Петра?  Чем он отличается от других  правителей? Приведите примеры необычности. Очень высокий – три аршины ростом, целой головой выше любой толпы. Не  получив систематического образования в детстве, стал первым российским  энциклопедистом: овладел многими науками и ремеслами, был законотворцем,  полководцем и флотоводцем, дипломатом, писателем, историком, географом,  картографом, плотником, токарем. Не терпел пышных церемоний, свиты,  официальных нарядов. Обычная прислуга царя состояла из 10­12 молодых  дворян, незнатного происхождения. Не любил ни ливрей, ни дорогого шитья на платьях. Равнодушен был к пище, ел быстро. Торопливость была его привычкой.   Был верующим, но к обрядности относился равнодушно. Петр лично водил  солдат в атаку. Командовал бомбардирской ротой под именем Петра Алексеева,  а во время Великого посольства под именем урядника волонтера Петра  Михайлова. 32 года провел в войнах из 52 лет жизни. Плотничал на верфях.  Любил физический труд. В совершенстве знал 14 ремесел. 2 ЗАДАНИЕ: Работа с текстами в группах, по заданиям:  подумайте,  какими фактами можно подтвердить данные цитаты, выскажите свое  мнение. (2­3 мин) Историки о Петре I: "... Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен  русским народом в первую четверть 18 века. На исторической сцене явился  народ малоизвестный, неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным,  сумел вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную  миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до  сей поры. Человека, руководящего народом в этом подвиге, мы имеем полное  право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь  большего значения в истории цивилизации. Этим человеком был Петр".  (Сергей Михайлович Соловьев) 1)  На основе текста документа изложите  отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I. 2) Что привлекает историка в личности Петра I? "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему  насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и  напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать  народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай,  нравы, самый язык ­ все было искажено, изуродовано, изувечено". (Иван  Сергеевич Аксаков) 1) В чем суть позиции И.С. Аксакова? 2) Что привлекает историка в личности Петра I? "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и  деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди  соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и  служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский) 1) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I? 2) Что привлекает историков в личности Петра I? 3 ЗАДАНИЕ: Учитель: Эпоха Петра Великого – время преобразований, охвативших все  сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля. Петр  оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского  государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку  был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей  мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своем и чужом. Реформы  Петра 1 вывели Россию в ранг европейских государств, на новый этап  развития. Но какой ценой? А сейчас мы свами будем выявлять  положительное и отрицательное влияние  реформ: У вас на столах рабочий лист, в течение 2­3 минут запишите + и – реформ. +  петровских реформ                                        ­ петровских реформ 1.Проведенные Петром I  1.Четкая структура государственного  управления административные реформы привели к  увеличению различных должностных  2.Была введена «Табель о рангах».  преступлений. знатность рода сама по себе, без службы,  ничего не значит 2.Все преобразования в стране, в т.ч.  Северная война, ухудшали  3. Рост крупной мануфактурной  экономическое положение населения,  промышленности и появились новые виды мануфактур. поскольку требовали огромных  материальных расходов 4. При Петре I заметно шагнула вперед  3. Вводились многочисленные налоги,  торговля (внутренняя и внешняя) 5.Строились новые заводы. прямые и косвенные 4.Реформы Петра I привели к усилению  6.Россия начала продавать металл  крепостного права. Европе. 5.Большое количество народных  7.Создание новой армии. 8. Строительство флота военного и  выступлений (Астраханское восстание,  восстание К. Булавина, Восстание в  торгового. Башкирии) 9. Строительство Санкт­Петербурга,  который стал столицей России. 6. Огромное количество следствий и  жестоких казней.  10.Царь Петр I провозгласил принцип  7.Погибло огромное количество людей. веротерпимости в государстве 11.Петр I с большим вниманием  7.Запретил каменное строительство по  всей России, кроме Петербурга относился к образованию и науке. открыл 8.30 000 человек умерло при  школы и училища в Москве и в  Петербурге: морское, инженерное  строительстве города. 9.Царь посягнул на самое светлое, что  училища, артиллерийскую школу. есть на Руси – на церковь. Петр повелел  12.По приказу Петра началось издание  первой в России печатной газеты снять колокола с церквей, т.к. не хватала  металла на оружие для армии, до 30  13.1708 году он провел реформу  русского алфавита, значительно упростив тысяч пудов колокольной меди было его. 14. . В1719 году Петр основал первый в  стране музей­Кунсткамеру, 28 января  1724 года Петр I издал указ об  учреждении в России Императорской  Академии наук. 15.Петр сам занимался любой работой и  лично принимал участие во всех  начинаниях. 16.При Петре I Россия стала  могущественной европейской державой свезено тогда в Москву 10. В 1721 г. патриаршество было  ликвидировано, запрещалось создание  новых монастырей, ограничивалось число  монахов в существующих монастырях. 11. Царь Петр дозволил старообрядцам  открыто жить в городах и селениях, но  обложил их двойным налогом, как  прямыми так и косвенными. 12. Насильственные методы проведения  реформ. 13. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между  образом жизни народа и  привилегированных слоев Обсуждение полученной таблицы:  в каждой из реформ есть положительные и  отрицательные стороны. Например, создание регулярной армии и флота привели  к тому, что крестьян стали отрывать от земли на 25 лет. Выход к Балтийскому  морю, строительство каналов, строительство Петербурга  привели к огромным  человеческим жертвам. Какой вывод напрашивается? Попрошу высказать свое  мнение (выслушиваются ответы учащихся) Как вы думаете, а была ли альтернатива развития России, необходимо ли было  применять столь радикальные меры? Ученики высказывают свои точки зрения, делают вывод. ЗАРЯДКА: Вышли все в центр класса. Музыка «Минуэт». Учащиеся передвигаются,  когда музыка прекращается, учащиеся объединяются в группы, количество  зависит от ответа на вопрос. ­ Сколько личностей по имени Петр возглавляли Российский престол? (3) ­ Сколько жен было у Петра 1? (2 – Евдокия Лопухина и Екатерина) ­ В каком по счету месяце Петр ввел новый календарь? (1, январь 1700г) ­ Сколько было детей  у Петра 1? (  4 ­ Алексей Петрович, Пётр Петрович, Елизавета Петровна, Анна Петровна) ­ В каком месяце умер Петр 1? (2 – феврале) 4 ЗАДАНИЕ.   Народные потрясения.  Перед вами 5 выступлений XVIII века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (объяснить  устно)   (3мин) 1.     Астраханское восстание(1705­1706гг) 2.     Восстание Кондратия Булавина(1707­1708гг) 3.     Башкирское восстание(1705­1711гг) 4.     Восстание Степана Разина(1670­1671гг) 5.     Выступление раскольников 6.     Выступление «работных людей»  Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, все остальные  – это выступления XVIII века. А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в  тексте были допущены ошибки. 5. Задание.  Исправьте не менее пяти ошибок в тексте.  (3мин) Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за  введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды  и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и  священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить  западноевропейскую  одежду. Правильный ответ: Вернувшись из первой поездки  за границу, Петр стал рьяно бороться за  введение одежды русского  (западноевропейского) покроя. Горожанам  (всем)  было запрещено  (приказано) брить бороды и носить одежду  западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую   одежду. 6. Задание.    « Знаешь  ли  ты  даты».(4 мин) 1682­начало правления  Петра 1696­ второй Азовский поход: взятие  Азова 1697­1698­Великое посольство 1703­ основание Санкт­Петербурга 1705 ­1706­Астраханское  восстание 1707­ 1708­ восстание под  предводительством К. А. Булавина 1708­ сражение  у  деревни Лесной 1708­ областная реформа: страна была разделена на 8 губерний 1709­Полтавское сражение 1711­ создан  Сенат(высшее правительственное учреждение) 1711­ Прутский поход 1714­ Указ о единонаследии: поместье  приравнивалось к вотчине. 1714­Гангутское  сражение 1714­ открытие  Кунсткамеры 1720­ сражение у острова Гренгам 1721­ Ништадский  мир 1721­ Пётр1  получил титул «Великого» и «Отца Отечества». 1721­ создан  Синод 1722 – Табель о рангах 1724­Указ об учреждении Академии наук и художеств 7 Задание: Какие изменения произошли в нашей стране в результате  проведения экономических реформ? Для того, чтобы ответить на этот  вопрос, мы повторим основные понятия. Но понятия оцениваются по­разному: 3 балла – красные, 2 – зеленые и 1 –  синие. Учащиеся отвечают на выбранные понятия и зарабатывают баллы. Протекционизм Меркантилизм мануфактура приписные крестьяне посессионные крестьяне подушная подать  Рекруты  коллегии      регулярная армия Если вы увидели, большая часть понятий связана с экономическими реформами. 8.Задание.  Вставьте  в  текст  пропущенные  имена  и  даты                    (2мин)          После   смерти   в   _____году  царя ________новыми  правителями   стали  малолетние  ________  и _________.  Однако  фактически  власть   оказалась  в  руках  их  сестры  ___________.  В ______  году  царевна   _________  была  свергнута. В_________  году  скончался  ________ и   ___________  стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным   деянием _________  стал  поход  в __________  году  на  Азов. КЛЮЧ.  После   смерти   в 1682 году  царя   Фёдора  новыми  правителями  стали   малолетние  Иван  и  Пётр .  Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках   их  сестры  Софьи .  В 1689 году  царевна   Софья была  свергнута.  В 1696   году  скончался  Иван и  Пётр1 стал  единоличным  правителем.  Первым   самостоятельным  деянием  Петра  стал  поход  в  1695 году  на  Азов.    9 ЗАДАНИЕ: Знаете  ли вы(2мин) 1)В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка,  украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе  левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный  парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для  поклонов.) 2)Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а  девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены  ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на  голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со  временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)   3)127 человек подписали  смертный приговор  царевичу  Алексею и только   один  и один  приближённых  Петра I  не  подписал его,  мотивировав  свой   отказ  тем,  что «рождён  служить  государю, а не  кровь  его  судить!».  Назовите  имя  приближённого Петра  I. ( Фельдмаршал   Борис  Петрович Шереметев) 10 задание: “Схемы сражений” Задание: Даются схемы сражений Северной войны: учащиеся должны  определить – что это за сражение. №1 (сражение под Полтавой) №2 (Сражение под Нарвой) №3 ( Сражение у деревни Лесной) Учитель: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он  выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед  нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу.  Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Наш урок я хотела бы закончить высказыванием историка М.П. Погодина,  который писал: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр  Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито  по фасону, данному Петром I … суть выткано на фабрике, которую завел он,  шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр  великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до  виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре  Великом. Место в системе европейских государств, управление,  судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища,  академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”. Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда  приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей  основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот,  воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. III. Заключительная часть.             Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науки и культуры. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат. При Петре I Россия получает широкое международное признание. Мы видим, что в реформах Петра I была внутренняя логика. Эта логика больше  подчинена  главной цели: выходу к Балтийскому  морю,  а стало быть, победе в Великой Северной войне и созданию Российской империи. Разрешение   этой   цели,   победу   в   Северной   войне   Петр   Великий   считал главным делом всей своей жизни. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет  любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и  ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его  памяти» Рефлексия. По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по  поводу занятия. Достигнута ли цель урока? В это время остальные учащиеся  выражают свой эмоциональный настрой при помощи выбора цвета (красный –  положительное восприятие, зеленый – не оставил никаких впечатлений, синий­ отрицательное восприятие). Подведение итогов. Выставление оценок.  Домашнее задание. Написать эссе «Петр I – реформатор!»  Литература: 1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, «История России XVIII – XIX века», часть 2,  10 класс, М., «Русское слово», 2011г.; 2. В.О.Ключевский, «Русская истории», т.2, стр.277­ 288, М., «ОЛМА –  ПРЕСС», 2003г.; 3. Методическое пособие к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, «История РоссииXVIII – XIX веков», М., «Русское слово», 2012г.; 4. А.В. Игнатов, Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева,  В.А.Клокова, М.В.Пономарева, «Россия и мир», 10класс, «Новый дом»,  2010г.; 5. Контрольно – измерительные материалы, История России,10 класс, М.,  «Вако», 2010 г.; 6. Интернет­ресурсы: 1.http://ru.wikipedia.org 2. viol.narod.ru›history_ros/borobev_1_5.htm 3. istorija_rossii/p22.php 4. cribspublic.ru›russimper/29…politika­rossi­petr… 5. historykratko.com›pravlenie­petra­2

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы

Классный час "Жить - Родине служить" 10-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018