Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи:
• формирование устойчивой внутренней позиции неприятия воровства, формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям, пропаганда правовых знаний;
• формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
• развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию, воспитание правового сознания учащихся.
кл час 5 кл.docx
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный руководитель: Медведева Инна Васильевна
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи:
формирование устойчивой внутренней позиции неприятия воровства, формирование
у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают
Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям, пропаганда правовых
знаний;
формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию,
воспитание правового сознания учащихся.
Участники: обучающиеся 5 класса
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на классный час? Как вы
думаете, каким должен быть настоящий гражданин нашей России? Нашей Родины?
Ребята отвечают
Значит, чтобы быть гражданином России надо быть честным, порядочным, смелым
человеком, горячо любить свою Родину. А какие поступки он не должен совершать?
Ребята отвечают
Не курить, не пить, не воровать, не обижать маленьких, не мусорить, не губить
окружающую природу, не убивать животных эти поступки плохие, порочащие высокое
звание человека!
2. Объявление темы и цели занятия
Прочитайте тему нашего занятия. Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, о чем мы с
вами будем разговаривать? Надо ли говорить об этом?
Знакомство с новым материалом.
Сегодня наш классный час я хотела бы начать с чтения рассказа Н.Носова «Огурцы».
(чтение 1 части рассказа)
Работа по содержанию текста.
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
– Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки?
– За что мы осуждаем Павлика?
Как мы можем назвать действие, которое совершили мальчики? Что такое воровство? Давайте посмотрим, что понимается под воровством в Уголовном
кодексе РФ.
Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение
чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи,
грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными
полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники.
(УК РФ)
Хотите знать, как пишут языковеды о русских словах "вор" и "воровство". (карточки)
Вор человек, занимающийся кражами, который ворует преступник.
Воровать преступно присваивать, похищать чужое.
Значит, быть вором и воровать это преступление.
А преступление наказывается по закону. Как выдумаете, как воровство наказывается в
нашей стране? (УК РФ) (карточки)
Кража(тайное похищение имущества)
наказывается:
общественными работами,
штрафом,
исправительными работами на срок до двух лет,
арестом на срок до шести месяцев,
ограничением свободы на срок до трех лет,
лишением свободы на тот же срок.
Грабеж(открытое похищение имущества) –
наказывается:
общественными работами,
штрафом,
исправительными работами на срок до двух лет,
арестом на срок до шести месяцев,
ограничением свободы на срок до четырех лет,
лишением свободы на тот же срок.
А знаете ли вы, каким было наказание воров в древности?
Клеймо на лбу
Отрубание рук
Казни воров на главной площади города
Поездка в чане с помоями Почему наказания воров в древние времена были столь жестоки? Может ли воришка
перестать брать чужое? Почему воровство осуждается обществом?
Ребята отвечают
Попробуйте теперь ответить на вопрос: почему люди берут чужое? (работа в
группах) Выберите из предложенных вариантов подходящие.
Ребята отвечают
1. Нравится вещь
2. Легкость добычи
3. Привычка
4. Бедность
5. Зависть
6. Желание отомстить
7.Привлечь внимание сверстников
3. Закрепление изученного материала
Встречались ли вы в своей жизни с воровством? Страдали ли вы когда либо от
воровства? (Ответы детей)
Давайте сейчас поработаем в группах и выполним задания. (работа с раздаточным
материалом)
Группа №1. Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, взявший чужое?
Страх разоблачения.
Тревога
Радость
Группа №2. Как вы думаете, какие чувства испытывает пострадавший:
Обида
Злость
Желание отомстить
Давайте послушаем ваши ответы.
Какими могут быть последствия даже мелких краж?
Школьник безнаказанно крадет мелочи: ручки, карандаши, ластик и т.д. Постепенно
формируется привычка брать чужое. Впоследствии человек начинает совершать крупные
кражи, становится преступником вором.
Где находятся преступники? Какие последствия воровства могут быть?
Позор на всю жизнь.
Недоверие окружающих.
Человек и не брал чужое, а указывают на него, так как провинился ранее. Работа в группах анализ ситуаций.
Группа №1. Ребенок из детского сада унес игрушку домой. Это воровство? Почему?
Группа №2. Учащиеся 6 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После
звонка все ушли в спортивный зал, а Вова задержался и похитил мобильный телефон у
своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? Почему?
Обсуждение
Как вы понимаете смысл этих пословиц? (работа с раздаточным материалом)
Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.
Сколько вору ни воровать, а виселицы не миновать.
Без спросу взял, да не сказал, так украл.
Хоть и с умом воровать, а беды не миновать.
А сейчас давайте вернемся к рассказу Н. Носова «Огурцы».
– Предположите, что могло произойти дальше?
Чтение 24 частей рассказа.
– Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему? Как на протяжении рассказа
меняется состояние героя?
Составление схемы. На доску по очереди прикрепляются карточки со словами:
РАДОСТЬ (Когда он её испытывал?)
ОГОРЧЕНИЕ (А это было в каком эпизоде?)
СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так поменялось настроение?)
ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (Когда произошли эти изменения?)
Если одолевает соблазн
Потянулась рука за чужим, скажи себе: « Я не вор»! Остановись! Победи свой порыв!
Подумай о том, как себя будет чувствовать пострадавший (от слова « страдать») Если взял
чужое, незаметно верни. Больше брать не будешь.
4. Рефлексия
Выскажите свое мнение и закончите предложения: (анонимная работа на карточках)
Я сегодня понял(а)….
Я хочу, чтобы….
Воровство это (ваша личная оценка)....
5. Подведение итогов занятия Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать
только хорошие поступки, так как совершая проступок, мы не только нарушаем Закон, но
и причиняем боль своим родным и другим людям.
Спасибо за внимание! Удачи вам!
Вор человек, занимающийся кражами, который ворует
преступник.
Воровать преступно присваивать, похищать чужое.
Кража (тайное похищение имущества)
наказывается:
общественными работами,
штрафом,
исправительными работами на срок до двух лет,
арестом на срок до шести месяцев,
ограничением свободы на срок до трех лет,
лишением свободы на тот же срок.
Грабеж (открытое похищение имущества) –
наказывается:
общественными работами,
штрафом,
исправительными работами на срок до двух лет,
арестом на срок до шести месяцев,
ограничением свободы на срок до четырех лет,
лишением свободы на тот же срок.
Нравится вещь
Легкость добычи Привычка
Бедность
Зависть
Желание отомстить
Привлечь внимание сверстников
Группа № 1
Страх разоблачения
Тревога
Радость
Жалость
Отчаяние
Группа № 2
Обида
Злость
Желание отомстить
Радость
Тревога
Позор на всю жизнь.
Недоверие окружающих.
Человек и не брал чужое, а указывают на него, так как провинился ранее.
Группа №1. Ребенок из детского сада унес игрушку домой. Это воровство? Почему?
Группа №2. Учащиеся 6 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке.
После звонка все ушли в спортивный зал, а Вова задержался и похитил мобильный
телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? Почему?
Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.
Сколько вору ни воровать, а виселицы не миновать.
Без спросу взял, да не сказал, так украл. Хоть и с умом воровать, а беды не миновать.
РАДОСТЬ
ОГОРЧЕНИЕ
СТРАХ, СТЫД
ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ
Я сегодня понял(а)….
Я хочу, чтобы….
Воровство это (ваша личная оценка)....
Николай Носов
Огурцы
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем
не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы
огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой
Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои
огурцы Котьке.
Котька пришел домой радостный:
Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два
больших огурца.
Где ты их взял? говорит мама.
На огороде.
На каком огороде?
Там, у реки, на колхозном.
Кто ж тебе позволил?
Никто, я сам нарвал.
Значит, украл?
Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
Постой, постой! Не выгружай! говорит мама,
Почему?
Сейчас же неси их обратно!
Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал. Ну, я их выброшу.
Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
Ну как тебе не стыдно! говорит мама. Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы
пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленномедленно пошел по улице.
Уже было совсем темно.
"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, решил Котька и стал оглядываться вокруг. Нет, отнесу:
еще ктонибудь увидит и дедушке изза меня попадет".
Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
"Павлику хорошо! думал Котька. Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не
страшно".
Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как
добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.
Сторож услышал и подошел к нему.
Ты чего плачешь? спрашивает.
Дедушка, я принес огурцы обратно.
Какие огурцы?
А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
Вот оно какое дело! удивился сторож. Это, значит, я вам свистел, а вы всетаки огурцыто стащили.
Нехорошо!
Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
Ну, все, что ли? спросил старик.
Нет... одного не хватает, ответил Котька и снова заплакал.
Почему не хватает, где же он?
Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет? Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
Ишь ты какое дело! усмехнулся дедушка. Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не
принес остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
Дедушка, дедушка!
Ну что еще?
А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться украл я его или нет?
Гм! сказал дед. Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
А как же?
Ну, считай, что я тебе подарил его.
Спасибо, дедушка! Я пойду.
Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по
деревне домой. На душе у него было радостно.
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Классный час "Живи своим трудом, а не чужим умом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.