Кластер. Выступление на ШМО
Оценка 4.8

Кластер. Выступление на ШМО

Оценка 4.8
doc
07.12.2021
Кластер. Выступление на ШМО
Кластер. Выступление на ШМО.doc

Государственное образовательное учреждение

луганской народной республикИ

«Молодогвардейская средняя общеобразовательная школа №7»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кластер как один из эффективных приемов технологии развития критического мышления в рамках проекта по изучению темы «Причастие»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Симоненко Наталья николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

       

 

         Современное образование стало ориентироваться на вовлечение каждого ученика в активную учебную деятельность, на формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать и систематизировать информацию, определять степень ее практической значимости.

        Следует согласиться с неизбежным: дети уже в самом юном возрасте попадают в бурный поток бессистемной, часто неконтролируемой взрослыми, информации. Поэтому первостепенной задачей системы образования стал отказ от традиционных методов и приемов, и поиск новых подходов к преподаванию абсолютно всех учебных предметов.

Также ни в коем случае нельзя забывать и о развитии творческих способностей учащихся, воспринимая и перерабатывая информацию, им необходимо преобразовать ее, «подстроить по себя» и под конкретную жизненную ситуацию, в которой эти знания смогут пригодиться. Творчество -  это воплощение индивидуальности, форма самореализации, возможность выразить свое собственное отношение к миру.

Метод проектов полно отвечает требованиям современного образования, поскольку является практико-ориентированным и личностно- ориентированным. Данный метод предоставляет большой простор для развития творческих способностей и творческого мышления, направлен на развитие коммуникативных навыков, является формой оценки в процессе непрерывного образования, даёт возможность раннего формирования профессионально значимых умений школьников, позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность и широкое усвоение информационных технологий.

Вполне оправданно, что при таком количестве «плюсов», метод проектов стал одним из ведущих методов преподавания русского языка и литературы. В технологии учебного процесса при применении данного метода происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность.

         

Но полноценный проект – это процесс долгосрочный, не умещающийся в рамки урока, поэтому в рамках проекта по изучению темы «Причастие» я использую разные приемы развития критического мышления.

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; с успехом познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

§            Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [ 1]

 

Цели и задачи технологии развития критического мышления

 

§  Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

§  Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

§  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. .[ 2]

 

Задачи – научить школьников:

§  выделять причинно-следственные связи;

§  рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

§  понимать, как различные части информации связаны между собой;

§  выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;

§  делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

§  избегать категоричности в утверждениях;

§  быть честным в своих рассуждениях;

§  выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

§  уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

§  отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

 

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. .[ 1]

 

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

§  стадии вызова

§  смысловой стадии - организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.

§   стадии рефлексииполученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы..[ 3]

 

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

 

§  Проблемные вопросы

§  Взаимоопрос

§  Мозговая атака.

§  Групповая дискуссия.

§  Ключевые термины.

§  «Корзина» идей, понятий, имен…

§  Написание эссе

§  Лекция со стопами

§  Синквейн

§  Кластер

§  чтение с остановками;

§  инсерт – чтение с пометами

§  прием «Верите ли вы, что…»;

§  мозговой штурм;

§  таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

§  работа с вопросниками;

§  написание творческих работ;

§  создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

§  логическая цепочка;

§  уголки;

 

          Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1.     Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2.     Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3.     По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

·        Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

·        Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

·        Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

 

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

§  Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

§  Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

 

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 

            Кластер используется мною на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

 

Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».

В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

Получается первичный кластер.

Изучая тему «Причастие», рассматриваем следующие вопросы:

1.     Причастие как часть речи

2.     Строение причастия

3.     Правописание –нн-/-н- в причастиях

4.     НЕ с причастиями

5.     Две формы причастия: краткая и полная

6.     Краткая форма причастия и прилагательного. (Приложения)

Как видно из вышезложенного, составление кластера – несложное дело. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер (а ведь это опора по всей теме) был ярким, запоминающимся.

 

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

§       актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;

§       стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;

§       запомнить теоретический материал по теме;

§  проявить свои творческие способности, фантазию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)

2.     Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608с.)

3.     Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203с.)

4.     Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.)

 


Государственное образовательное учреждение луганской народной республикИ «Молодогвардейская средняя общеобразовательная школа №7» «Кластер как один из эффективных приемов технологии развития критического мышления в рамках проекта по…

Государственное образовательное учреждение луганской народной республикИ «Молодогвардейская средняя общеобразовательная школа №7» «Кластер как один из эффективных приемов технологии развития критического мышления в рамках проекта по…

Современное образование стало ориентироваться на вовлечение каждого ученика в активную учебную деятельность, на формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать и систематизировать информацию,…

Современное образование стало ориентироваться на вовлечение каждого ученика в активную учебную деятельность, на формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать и систематизировать информацию,…

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации

Синквейн § Кластер § чтение с остановками; § инсерт – чтение с пометами § прием «Верите ли вы, что…»; § мозговой штурм; § таблица «Знаю,…

Синквейн § Кластер § чтение с остановками; § инсерт – чтение с пометами § прием «Верите ли вы, что…»; § мозговой штурм; § таблица «Знаю,…

Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание

Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся: § актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме; § стать основой для составления связного высказывания в…

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся: § актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме; § стать основой для составления связного высказывания в…

Литература: 1. Бутенко

Литература: 1. Бутенко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021