Сценарий классного часа
в технологии деятельностного метода
Дружба – чудесное слово.
Цели:
· формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
· ознакомить с правилами дружбы;
· показать важность истинных друзей в жизни человека;
· учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
· учить разделять радости и печали друзей;
· развитие умений учащихся вести рассуждения.
Оборудование:
1. Аудиозапись песни «Дружба крепкая не сломается…»
2. Аудиозапись песни «Улыбка», печатные тексты песни для каждого ученика.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся,
Поделись
улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки станет всем светлей,
И слону и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле,
Словно лампочки включаются улыбки.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
3. Карточки с вопросами:
Как вы понимаете слово «дружба»?
Кто такой друг?
Что значит –дружить?
4. Чистые листы А-4 на каждого ученика.
5. Карточки с правилами :
Помогай другу в беде
Умей признать свои ошибки, помириться с другом
Умей с другом не ссориться, признай свою ошибку, если не прав.
Умей просить прощение, если обидел друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не смейся над недостатком друга.
Не обманывай друга.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Не груби.
Не злись.
Не жадничай.
Помогай другу.
7. Стихотворение для IV этапа:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
9. Стихотворение для группового задания:
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде,
Грусть твоя – его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без дальних слов
Он помочь тебе готов.
10. Тест для самостоятельной работы
12. Табличка с темой классного часа
Дружба – чудесное слово
13. Аудиозапись песни «Как положено друзьям…»
Ход занятия ( работа группами):
I Самоопределение к деятельности:
- Сегодня на классном часе я хотела бы обсудить очень важную тему, без которой жизнь человека будет неинтересной. Хотите узнать, о чём пойдёт речь? (Да).
- Послушайте песню и скажите, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? ( Звучит песня «Дружба крепкая не сломается…» 1 куплет)
- Как вы считаете, надо ли нам понять, что такое дружба?(Да)
- Тема нашего занятия: (вывешивается на доску тема занятия)
Дружба – чудесное слово
II Актуализация знаний.
- Послушайте стихотворение о дружбе:
(читает заранее подготовленный ученик)
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба? (Ответы детей)
- Послушаем и споём песню «Улыбка», тексты песни у каждого на парте. (Звучит песня, дети подпевают)
- Сейчас мы поработаем в группах.
На каждом столе лежат карточки с пословицами. Надо соединить начало пословицы с её концом. За 2 минуты составляете эти пословицы:
1 группа.
Друзья познаются … (в беде).
Новых друзей наживай, а старых… (не теряй).
2 группа.
Старый друг лучше… (новых двух).
Человек без друзей, что дерево… (без корней).
3 группа.
Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
Легко друзей найти, (да трудно сохранить).
4 группа.
Друга за деньги… (не купишь).
Нет друга ищи, а нашёл - … (береги).
5 группа.
Без друга на душе… (вьюга).
Живи для людей, (поживут люди для тебя).
- Проверим, как вы составили пословицы.
- Объясните смысл этих пословиц. (Ответы детей)
(На доску учитель вывешивает вопросы для обсуждения)
Как вы понимаете слово «дружба»?
Кто такой друг?
Что значит – дружить?
- Ответьте на вопросы. (Выслушиваются мнения детей)
- Мы достаточно поговорили о том, кто такой друг и что такое дружба. А теперь вы получаете индивидуальное задание. За 2 минуты вы должны сформулировать и записать на листах основные правила дружбы. ( листы А4)
- Кто справился с заданием?
-Сколько правил написали?
-Почему было трудно? В чём испытали затруднение? (Не все правила знаем; не хватило времени; трудно сформулировать и записать правила и т.д.)
Построение проекта выхода из затруднения.
- Что нам помогло составить правила дружбы? (Пословицы и поговорки, разбор разных ситуаций, с которыми вы сталкивались в жизни)
- Посмотрите на пословицы, которые вы составили. О чём они? По ним можно составить правила дружбы.
(Учитель заранее готовит карточки, на которых напечатаны правила. Формулировка правил может немного отличаться – главное. Чтобы передавался смысл правила). Проверить все пословицы. Высказать своё мнение
-Что вы можете сказать об этой ситуации? Какое правило можно сформулировать?
Умей признать свои ошибки, помириться с другом
- Это правило очень хорошо отражено в стихотворении, которое вам прочитает…(заранее подготовленный ученик)
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
- Какие примеры вы можете привести из своей жизни?
- Как надо дружить?
- Какие правила вытекают из приведённых вами примеров? ( учитель выбирает и вывешивает на доску правила подходящие под приведённые ситуации)
- Я бы хотела дополнить ваши правила своими положениями. Согласны вы с ними или нет? ( Учитель вывешивает остальные правила)
Не смейся над недостатком друга.
Не обманывай друга.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Не груби.
Не злись.
Не жадничай.
Помогай другу.
2. Групповое задание.
- Справиться со следующим заданием вы сможете, если будете работать дружно.
- Каждой группе надо дружно – хором прочитать стихотворение. У какой группы это получится лучше, та группа окажется дружнее. (Раздать каждой группе тексты стихотворений). 2 минуты на подготовку.
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде,
Грусть твоя – его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Учитель выслушивает все группы.
- Победила ДРУЖБА!
VI Самостоятельная работа.
- А теперь каждый поработает самостоятельно.
- Каким должен быть друг? Я предлагаю вам тест. Выберете нужные варианты, которыми должен обладать друг.
1. Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
А) Не буду волноваться. Если что – то случилось, он позвонит.
В) Подожду до завтра. Если и завтра не придет – позвоню.
В) Пойду к нему и узнаю, в чем дело.
2 Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме принести воды. Что ты сделаешь?
А)Буду играть и ждать его.
Б)Подожду его у него дома.
В)Помогу носить воду.
3.В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?
А)Дам свою.
Б)Не буду огорчаться: попросит у кого-нибудь.
В)На переменке помогу найти запасную.
Оценка результатов теста:
а-3 балла, б-2 балла,в_1балл.
а-2 балла,б-3балла,в-1балл.
а-3 балла,б-2 балла,в-1балл.
VII Рефлексия
- О чём шёл разговор на нашем классном часе? (О дружбе)
- Почему распадается дружба?
- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась? (Соблюдать правила, а может быть измениться самому)
- Почему слово «дружба» - такое чудесное?
- Сегодня вы работали в группах. Почему работа у вас получилась?
- Кто может сказать, что правила дружбы им усвоены и, что вы постараетесь их соблюдать?
- А сейчас выйдите на середину класса, как вы думаете, чтобы все поняли, что и класс у нас дружный, что надо сделать? (Взяться за руки, образовать круг)
Включаю песню «Как положено друзьям» (водим хоровод, кто знает текст песни – подпевает).
- В заключении. Поднимите вверх руки. Покажите, какой у нас дружный класс. (После этого дети рассаживаются по своим местам)
- Вы много и хорошо поработали. Молодцы! Правила дружбы усвоены, я думаю, что вы их никогда не будете нарушать. Спасибо за урок!
Соберите пословицу. Объясните значение любой из них.
1 группа.
· Друзья познаются … (в беде).
· Новых друзей наживай, а старых… (не теряй).
2 группа.
· Старый друг лучше… (новых двух).
· Человек без друзей, что дерево… (без корней).
3 группа.
· Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
· Легко друзей найти, (да трудно сохранить).
4 группа.
· Друга за деньги… (не купишь).
· Нет друга ищи, а нашёл - … (береги).
5 группа.
· Без друга на душе… (вьюга).
· Живи для людей, (поживут люди для тебя).
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.