Как появились НОТЫ
Монах Гвидо из итальянского города Ареццо жил 900 лет тому назад. Он был учителем пения. Его подопечные – мальчики из церковного хора – ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного латинского гимна, который был очень популярен в то время.
Особенность этого гимна была в том, что каждая новая строка начиналась тоном(звуком) выше. Когда кто-нибудь из хористов начинал фальшивить, гвидо громко поправлял его, то есть сам пел нужный звук. При этом он четко произносил первый слог начального слова фразы:
-Ут! – гремел голос Гвидо под сводами церкви.
Малышки, широко раскрыв рты, подхватывали – «ут».
За «ут» следовало «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля» - все первые слоги начала каждой строки гимна.
Но вот что удивительно: эти слоги навсегда остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак». Правда, слог «ут» переделали в «до» и прибавили к шести названиям нот ещё одну – «си». И получили мажорно-минорный лад, который знает каждый человек: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до…..
Гвидо придумал нотные линейки, на которых удивительно просто разместились нотные знаки, указывающие движение мелодии, сначала было три линейки – красная, желтая и черная. Значки-ноты были квадратные.
Но время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К XVIIвеку появилась простая и всем доступная нотная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане (на пяти линейках).
Часто звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си, исполняются голосом или на каком-нибудь музыкальном инструменте. Именно в таком порядке – словно по «ступенькам», вверх или вниз. Такой порядок исполнения звуков, начиная от любого из них, но без пропуска «ступенек», называется гаммой.
ля нотной записи также были придуманы музыкальные ключи, бемоли, диезы – знаки, обозначающие повышение или понижение звуков на полтона. Придумали способ обозначения длительности нот, то есть запись ритма.
Нота целая - самая длинная и равна по продолжительности четырём размеренным шагам человека. От целой ноты стали вести отсчет и другим длительностям.
И какое счастье, что музыкальные произведения, которые создавались великими композиторами на протяжении веков, дошли до нас в нотных записях! Иначе услышать их было бы невозможно. Ведь записи на пластинках появились гораздо позднее нот.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.