Ключевые компетенции как опорная база стандартов

  • doc
  • 23.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ключевые компетенции как опорная база стандартов.doc

Эссе по теме «Ключевые компетенции как опорная база стандартов»

(МАОУ «Лицей № 102 имени академика М.Ф.Решетнёва»,

 ЗАТО Железногорск)

 

 Сравнивая реалии XX века и наступившего XXI, мы не можем не заметить значительных перемен: в современной жизни изменились приоритеты, что проявляется и в ценностях общества, и в направлениях научных исследований, и в развитии и достижении техники. В связи с этим изменились и образовательные цели, в частности задачи и способы обучения школьников.

Концепция модернизации российского образования так определила задачи системы образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Исходя из Концепции, проблема стандартов нового поколения стала рассматриваться в компетентностном формате. Сущность данного формата состоит в целенаправленном развитии ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Именно эти требования лежат в основе стандартов второго поколения, Таким образом, ключевые компетенции являются опорной базой для реализации этих стандартов.

Проанализировав Концепцию, мы стали искать пути реализации выдвинутых в ней идей. Опираясь на работы А.В.Хуторского, И.А.Зимней, Л.В.Шкериной и др., в лицее был разработан проект

«Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс».

Сущностные характеристики проекта

Цель

формирование метапознавательных навыков, социализация личности, целенаправленное формирование навыков ЗОЖ.

Задачи

·    создание условий для сохранения здоровья;

·    повышение мотивации к учебной деятельности;

·    умение применять полученные знания в любых ситуациях;

·    развитие коммуникативных навыков;

·    развитие личностных качеств;

·    вовлечение  родителей в учебно-воспитательный процесс;

·    создание творческих мастерских.

Источник

изменений

Необходимость создания проекта связана с возникшими противоречиями: снижение качества знаний, связанных с ухудшением здоровья и снижением учебной мотивации; оторванность школы от реальной действительности; отдаление родителей от учебно-воспитательного процесса.

Условия реализации изменений

·    обучение педагогов, заинтересованных в реализации проекта по данному направлению;

·    сетевое взаимодействие с пилотными школами, работающими по компетентностному подходу;

 Результат изменений -Ученик - ДЕЯТЕЛЬ

Для реализации проекта были выделены пилотные классы в параллели 5-х классов.

В ходе подготовительного этапа были определены образовательные модели:

1.     Формирование самого себя как личности

(Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности): компетенции здоровьесбережения;  компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции;  компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.     Социальное взаимодействие

(Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми):  компетенции социального взаимодействия, социальная мобильность;  компетенции в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Деятельность человека

(Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах): компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.

 

 

 

 


Исходя из созданных моделей, были разработаны долгосрочные программы, состоящие из краткосрочных модулей по направлениям:


·       Здоровье, эмоции, красота.

·       «Мой край – мое Отечество».

·       Ученье – свет!

·       Правовое пространство

·       Класс, в котором я бы хотел учиться.

·       «Семья все вместе – душа на месте».


Структура программ:

Виды

деятельности

Формы

работы

Мероприятия

Планируемый результат

Формирование

компетенций

Сроки

 

 

 

 

 

 

 

Примеры из планов воспитательной работы классных руководителей  пилотных  классов

Виды

деятельности

Формы

работы

Мероприятия

Планируемый

результат

Формирование

компетенций

Сотрудничество учителей с медперсоналом, психологом с целью изучения психофизического состояния учащихся

Создание карты здоровья,  таблиц индивидуальных психологических особенностей.

Разработка коррекционной и здоровьесберегающей программы

Встреча с врачом: классные часы «ЗОЖ»,  проведение игр на доверие, лекторий для родителей, создание уголка здоровья в кабинетах; изготовление тренажеров для коррекции плоскостопия  и др.

Изучить психические индивидуальные особенности каждого ребенка для составления рекомендаций предметникам, родителям.

Научить детей рационально планировать свой день.

Организационная: определение целей на каждый день, составление планов, подведение итогов.

 

Сотрудничество с внешкольными организациями с целью просветительской и коррекционной работы с учащимися

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера, походы выходного дня

Экскурсии в пожарную часть; на градообразующие предприятия, сотрудничество с библиотекой; посещение музеев; видеолекторий «Познай себя»; походы

Просветительская работа с целью воспитания личностных качеств учащихся, направленных на сохранение здоровья; формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к миру

Здоровьесбережения: физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Целостно – смысловая ориентация в мире: ценности науки, культуры, истории своей страны, города

Изучение прав и обязанностей

Интерактивные игры

«Дружный класс. Без агрессии», «Остров дружбы» (по профилактике социально – эмоциональных проблем у учащихся)». «От одноклассника» - психологическая игра -

Формирование осознания своих прав и обязанностей и прав и обязанностей других людей

Социальное взаимодействие: с обществом, коллективом, семьей, друзьями; конфликты и их погашение, толерантность,мобильность.

Изучение государственной символики страны, края, города. Знакомство с традициями, выдающимися людьми края, города

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера

Экскурсии в музеи города Красноярска, посещение городского музея, посещение кинотеатра (исторические фильмы), цикл мероприятий «Символы России, края, города», встречи с интересными людьми

Формирование активной жизненной позиций, гордости за свой край, свое Отечество; нравственных личностных качеств

Гражданственность: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свобода и ответственность, уверенность в себе, , гражданский долг, знание символов государства.

Интеллектуальное просвещение, формирование культуры умственного труда

Классные часы,

составление карт интересов и увлечений учащихся «Поиск себя»

Проекты: «Класс, в котором я бы хотел учиться». Репортаж «От одноклассника» - психологическая игра - проект

Формирование чувства гордости за достигнутые успехи

Познавательная,

информационных технологий.

Внеклассные мероприя, позитивно влияющие на интеллектуальное развитие учащихся

Интеллектуальные и интерактивные игры, праздники, конкурсы, дебаты

КВН, праздник «Остров Умельцев», брейн – ринг. Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо». Игры: «Рецепты хорошего тона» и др.

Повышение уровня интеллектуального развития и коммуникации,

социальной комфортности

Деятельность: средства и способы; планирование, проектирование, исследование. Коммуникативность.

Обучение общению. Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение

Создание классных министерств по соуправлению жизни класса. Формирование мобильных групп для создания и реализации проектов учебной и общественной деятельности.

Проекты: «Недописанный тезис»;  «Джентльменский набор твоих ровесников»; «Без маски».

Психологические игры – ситуации «Это вы можете».Создание инициативных групп по направлениям. Разработка и реализация поощрительной системы как среди детей, так и среди родителей

Формирование умений самостоятельно решать поставленные задачи, участвовать в коллективном решении задач, доводить начатое дело до конца

Политическая и социальная: способность взять на себя ответственность, толерантность; межкультурная: положительные взаимоотношения людей; коммуникативная; социально- персональная: готовность к постоянному саморазвитию, работа в группе.

Все перечисленные компетенции, проявляясь в поведении, деятельности школьника, становятся его личностными качествами, свойствами и формируют ученика – ДЕЯТЕЛЯ.


Результаты анкетирования, наблюдений, участия в коллективных делах показали, что у большей части учащихся сформированы ключевые компетенции, соответствующие уровню их возрастных особенностей. Убедительным доказательством  служат участие в региональном фестивале «Астафьевская весна», сотрудничество с городским музеем  и библиотекой по созданию квестов, победы в городских, краевых спортивных состязаниях, высокие показатели в учебной деятельности, участие и победы в городских интеллектуальных марафонах, НПК, всероссийских дистанционных олимпиадах. А ведь именно эти показатели заложены в требованиях стандарта.

ФГОС направлен на формирование современного  выпускника школы,  который является ДЕЯТЕЛЕМ - личностью, готовой созидать, импровизировать, коммуницировать, перестраиваться по ходу жизненных ситуаций. А это и есть основные ключевые компетенции.

ФГОС формируется на основе требований государства (в нашем случае муниципального заказа), общества и семьи к результатам образования. Методологической основой ФГОСа является системно-деятельностный подход.

Иллюстративно схему формирования ФГОСа мы видим так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, экспериментальным путем мы пришли к убеждению, что ключевые компетенции являются опорной базой стандартов.