Ключевые компетенции как опорная база стандартов
Оценка 4.9

Ключевые компетенции как опорная база стандартов

Оценка 4.9
doc
23.12.2021
Ключевые компетенции как опорная база стандартов
ключевые компетенции как опорная база стандартов.doc

Эссе по теме «Ключевые компетенции как опорная база стандартов»

(МАОУ «Лицей № 102 имени академика М.Ф.Решетнёва»,

 ЗАТО Железногорск)

 

 Сравнивая реалии XX века и наступившего XXI, мы не можем не заметить значительных перемен: в современной жизни изменились приоритеты, что проявляется и в ценностях общества, и в направлениях научных исследований, и в развитии и достижении техники. В связи с этим изменились и образовательные цели, в частности задачи и способы обучения школьников.

Концепция модернизации российского образования так определила задачи системы образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Исходя из Концепции, проблема стандартов нового поколения стала рассматриваться в компетентностном формате. Сущность данного формата состоит в целенаправленном развитии ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Именно эти требования лежат в основе стандартов второго поколения, Таким образом, ключевые компетенции являются опорной базой для реализации этих стандартов.

Проанализировав Концепцию, мы стали искать пути реализации выдвинутых в ней идей. Опираясь на работы А.В.Хуторского, И.А.Зимней, Л.В.Шкериной и др., в лицее был разработан проект

«Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс».

Сущностные характеристики проекта

Цель

формирование метапознавательных навыков, социализация личности, целенаправленное формирование навыков ЗОЖ.

Задачи

·    создание условий для сохранения здоровья;

·    повышение мотивации к учебной деятельности;

·    умение применять полученные знания в любых ситуациях;

·    развитие коммуникативных навыков;

·    развитие личностных качеств;

·    вовлечение  родителей в учебно-воспитательный процесс;

·    создание творческих мастерских.

Источник

изменений

Необходимость создания проекта связана с возникшими противоречиями: снижение качества знаний, связанных с ухудшением здоровья и снижением учебной мотивации; оторванность школы от реальной действительности; отдаление родителей от учебно-воспитательного процесса.

Условия реализации изменений

·    обучение педагогов, заинтересованных в реализации проекта по данному направлению;

·    сетевое взаимодействие с пилотными школами, работающими по компетентностному подходу;

 Результат изменений -Ученик - ДЕЯТЕЛЬ

Для реализации проекта были выделены пилотные классы в параллели 5-х классов.

В ходе подготовительного этапа были определены образовательные модели:

1.     Формирование самого себя как личности

(Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности): компетенции здоровьесбережения;  компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции;  компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.     Социальное взаимодействие

(Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми):  компетенции социального взаимодействия, социальная мобильность;  компетенции в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Деятельность человека

(Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах): компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.

 

 

 

 


Исходя из созданных моделей, были разработаны долгосрочные программы, состоящие из краткосрочных модулей по направлениям:


·       Здоровье, эмоции, красота.

·       «Мой край – мое Отечество».

·       Ученье – свет!

·       Правовое пространство

·       Класс, в котором я бы хотел учиться.

·       «Семья все вместе – душа на месте».


Структура программ:

Виды

деятельности

Формы

работы

Мероприятия

Планируемый результат

Формирование

компетенций

Сроки

 

 

 

 

 

 

 

Примеры из планов воспитательной работы классных руководителей  пилотных  классов

Виды

деятельности

Формы

работы

Мероприятия

Планируемый

результат

Формирование

компетенций

Сотрудничество учителей с медперсоналом, психологом с целью изучения психофизического состояния учащихся

Создание карты здоровья,  таблиц индивидуальных психологических особенностей.

Разработка коррекционной и здоровьесберегающей программы

Встреча с врачом: классные часы «ЗОЖ»,  проведение игр на доверие, лекторий для родителей, создание уголка здоровья в кабинетах; изготовление тренажеров для коррекции плоскостопия  и др.

Изучить психические индивидуальные особенности каждого ребенка для составления рекомендаций предметникам, родителям.

Научить детей рационально планировать свой день.

Организационная: определение целей на каждый день, составление планов, подведение итогов.

 

Сотрудничество с внешкольными организациями с целью просветительской и коррекционной работы с учащимися

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера, походы выходного дня

Экскурсии в пожарную часть; на градообразующие предприятия, сотрудничество с библиотекой; посещение музеев; видеолекторий «Познай себя»; походы

Просветительская работа с целью воспитания личностных качеств учащихся, направленных на сохранение здоровья; формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к миру

Здоровьесбережения: физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Целостно – смысловая ориентация в мире: ценности науки, культуры, истории своей страны, города

Изучение прав и обязанностей

Интерактивные игры

«Дружный класс. Без агрессии», «Остров дружбы» (по профилактике социально – эмоциональных проблем у учащихся)». «От одноклассника» - психологическая игра -

Формирование осознания своих прав и обязанностей и прав и обязанностей других людей

Социальное взаимодействие: с обществом, коллективом, семьей, друзьями; конфликты и их погашение, толерантность,мобильность.

Изучение государственной символики страны, края, города. Знакомство с традициями, выдающимися людьми края, города

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера

Экскурсии в музеи города Красноярска, посещение городского музея, посещение кинотеатра (исторические фильмы), цикл мероприятий «Символы России, края, города», встречи с интересными людьми

Формирование активной жизненной позиций, гордости за свой край, свое Отечество; нравственных личностных качеств

Гражданственность: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свобода и ответственность, уверенность в себе, , гражданский долг, знание символов государства.

Интеллектуальное просвещение, формирование культуры умственного труда

Классные часы,

составление карт интересов и увлечений учащихся «Поиск себя»

Проекты: «Класс, в котором я бы хотел учиться». Репортаж «От одноклассника» - психологическая игра - проект

Формирование чувства гордости за достигнутые успехи

Познавательная,

информационных технологий.

Внеклассные мероприя, позитивно влияющие на интеллектуальное развитие учащихся

Интеллектуальные и интерактивные игры, праздники, конкурсы, дебаты

КВН, праздник «Остров Умельцев», брейн – ринг. Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо». Игры: «Рецепты хорошего тона» и др.

Повышение уровня интеллектуального развития и коммуникации,

социальной комфортности

Деятельность: средства и способы; планирование, проектирование, исследование. Коммуникативность.

Обучение общению. Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение

Создание классных министерств по соуправлению жизни класса. Формирование мобильных групп для создания и реализации проектов учебной и общественной деятельности.

Проекты: «Недописанный тезис»;  «Джентльменский набор твоих ровесников»; «Без маски».

Психологические игры – ситуации «Это вы можете».Создание инициативных групп по направлениям. Разработка и реализация поощрительной системы как среди детей, так и среди родителей

Формирование умений самостоятельно решать поставленные задачи, участвовать в коллективном решении задач, доводить начатое дело до конца

Политическая и социальная: способность взять на себя ответственность, толерантность; межкультурная: положительные взаимоотношения людей; коммуникативная; социально- персональная: готовность к постоянному саморазвитию, работа в группе.

Все перечисленные компетенции, проявляясь в поведении, деятельности школьника, становятся его личностными качествами, свойствами и формируют ученика – ДЕЯТЕЛЯ.


Результаты анкетирования, наблюдений, участия в коллективных делах показали, что у большей части учащихся сформированы ключевые компетенции, соответствующие уровню их возрастных особенностей. Убедительным доказательством  служат участие в региональном фестивале «Астафьевская весна», сотрудничество с городским музеем  и библиотекой по созданию квестов, победы в городских, краевых спортивных состязаниях, высокие показатели в учебной деятельности, участие и победы в городских интеллектуальных марафонах, НПК, всероссийских дистанционных олимпиадах. А ведь именно эти показатели заложены в требованиях стандарта.

ФГОС направлен на формирование современного  выпускника школы,  который является ДЕЯТЕЛЕМ - личностью, готовой созидать, импровизировать, коммуницировать, перестраиваться по ходу жизненных ситуаций. А это и есть основные ключевые компетенции.

ФГОС формируется на основе требований государства (в нашем случае муниципального заказа), общества и семьи к результатам образования. Методологической основой ФГОСа является системно-деятельностный подход.

Иллюстративно схему формирования ФГОСа мы видим так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, экспериментальным путем мы пришли к убеждению, что ключевые компетенции являются опорной базой стандартов.


Эссе по теме «Ключевые компетенции как опорная база стандартов» (МАОУ «Лицей № 102 имени академика

Эссе по теме «Ключевые компетенции как опорная база стандартов» (МАОУ «Лицей № 102 имени академика

Условия реализации изменений · обучение педагогов, заинтересованных в реализации проекта по данному направлению; · сетевое взаимодействие с пилотными школами, работающими по компетентностному подходу;

Условия реализации изменений · обучение педагогов, заинтересованных в реализации проекта по данному направлению; · сетевое взаимодействие с пилотными школами, работающими по компетентностному подходу;

Исходя из созданных моделей, были разработаны долгосрочные программы, состоящие из краткосрочных модулей по направлениям: ·

Исходя из созданных моделей, были разработаны долгосрочные программы, состоящие из краткосрочных модулей по направлениям: ·

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера, походы выходного дняЭкскурсии в пожарную часть; на градообразующие предприятия, сотрудничество с библиотекой; посещение музеев; видеолекторий «Познай себя»;…

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера, походы выходного дняЭкскурсии в пожарную часть; на градообразующие предприятия, сотрудничество с библиотекой; посещение музеев; видеолекторий «Познай себя»;…

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечераЭкскурсии в музеи города

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечераЭкскурсии в музеи города

Обучение общению. Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение

Обучение общению. Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение

Результаты анкетирования, наблюдений, участия в коллективных делах показали, что у большей части учащихся сформированы ключевые компетенции, соответствующие уровню их возрастных особенностей

Результаты анкетирования, наблюдений, участия в коллективных делах показали, что у большей части учащихся сформированы ключевые компетенции, соответствующие уровню их возрастных особенностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021