Эссе по теме «Ключевые компетенции как опорная база стандартов»
(МАОУ «Лицей № 102 имени академика М.Ф.Решетнёва»,
ЗАТО Железногорск)
Сравнивая реалии XX века и наступившего XXI, мы не можем не заметить значительных перемен: в современной жизни изменились приоритеты, что проявляется и в ценностях общества, и в направлениях научных исследований, и в развитии и достижении техники. В связи с этим изменились и образовательные цели, в частности задачи и способы обучения школьников.
Концепция модернизации российского образования так определила задачи системы образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Исходя из Концепции, проблема стандартов нового поколения стала рассматриваться в компетентностном формате. Сущность данного формата состоит в целенаправленном развитии ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Именно эти требования лежат в основе стандартов второго поколения, Таким образом, ключевые компетенции являются опорной базой для реализации этих стандартов.
Проанализировав Концепцию, мы стали искать пути реализации выдвинутых в ней идей. Опираясь на работы А.В.Хуторского, И.А.Зимней, Л.В.Шкериной и др., в лицее был разработан проект
«Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс».
Сущностные характеристики проекта |
|
Цель |
формирование метапознавательных навыков, социализация личности, целенаправленное формирование навыков ЗОЖ. |
Задачи |
· создание условий для сохранения здоровья; · повышение мотивации к учебной деятельности; · умение применять полученные знания в любых ситуациях; · развитие коммуникативных навыков; · развитие личностных качеств; · вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; · создание творческих мастерских. |
Источник изменений |
Необходимость создания проекта связана с возникшими противоречиями: снижение качества знаний, связанных с ухудшением здоровья и снижением учебной мотивации; оторванность школы от реальной действительности; отдаление родителей от учебно-воспитательного процесса. |
Условия реализации изменений |
· обучение педагогов, заинтересованных в реализации проекта по данному направлению; · сетевое взаимодействие с пилотными школами, работающими по компетентностному подходу; |
Результат изменений -Ученик - ДЕЯТЕЛЬ |
Для реализации проекта были выделены пилотные классы в параллели 5-х классов.
В ходе подготовительного этапа были определены образовательные модели:
1. Формирование самого себя как личности
(Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности): компетенции здоровьесбережения; компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.
2. Социальное взаимодействие
(Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми): компетенции социального взаимодействия, социальная мобильность; компетенции в общении.
3. Деятельность человека
(Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах): компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий.
Исходя из созданных моделей, были разработаны долгосрочные программы, состоящие из краткосрочных модулей по направлениям:
· Здоровье, эмоции, красота.
· «Мой край – мое Отечество».
· Ученье – свет!
· Правовое пространство
· Класс, в котором я бы хотел учиться.
· «Семья все вместе – душа на месте».
Структура программ:
Виды деятельности |
Формы работы |
Мероприятия |
Планируемый результат |
Формирование компетенций |
Сроки
|
|
|
|
|
|
|
Примеры из планов воспитательной работы классных руководителей пилотных классов
Виды деятельности |
Формы работы |
Мероприятия |
Планируемый результат |
Формирование компетенций |
Сотрудничество учителей с медперсоналом, психологом с целью изучения психофизического состояния учащихся |
Создание карты здоровья, таблиц индивидуальных психологических особенностей. Разработка коррекционной и здоровьесберегающей программы |
Встреча с врачом: классные часы «ЗОЖ», проведение игр на доверие, лекторий для родителей, создание уголка здоровья в кабинетах; изготовление тренажеров для коррекции плоскостопия и др. |
Изучить психические индивидуальные особенности каждого ребенка для составления рекомендаций предметникам, родителям. Научить детей рационально планировать свой день. |
Организационная: определение целей на каждый день, составление планов, подведение итогов.
|
Сотрудничество с внешкольными организациями с целью просветительской и коррекционной работы с учащимися |
Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера, походы выходного дня |
Экскурсии в пожарную часть; на градообразующие предприятия, сотрудничество с библиотекой; посещение музеев; видеолекторий «Познай себя»; походы |
Просветительская работа с целью воспитания личностных качеств учащихся, направленных на сохранение здоровья; формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к миру |
Здоровьесбережения: физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни. Целостно – смысловая ориентация в мире: ценности науки, культуры, истории своей страны, города |
Изучение прав и обязанностей |
Интерактивные игры |
«Дружный класс. Без агрессии», «Остров дружбы» (по профилактике социально – эмоциональных проблем у учащихся)». «От одноклассника» - психологическая игра - |
Формирование осознания своих прав и обязанностей и прав и обязанностей других людей |
Социальное взаимодействие: с обществом, коллективом, семьей, друзьями; конфликты и их погашение, толерантность,мобильность. |
Изучение государственной символики страны, края, города. Знакомство с традициями, выдающимися людьми края, города |
Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы и вечера |
Экскурсии в музеи города Красноярска, посещение городского музея, посещение кинотеатра (исторические фильмы), цикл мероприятий «Символы России, края, города», встречи с интересными людьми |
Формирование активной жизненной позиций, гордости за свой край, свое Отечество; нравственных личностных качеств |
Гражданственность: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свобода и ответственность, уверенность в себе, , гражданский долг, знание символов государства. |
Интеллектуальное просвещение, формирование культуры умственного труда |
Классные часы, составление карт интересов и увлечений учащихся «Поиск себя» |
Проекты: «Класс, в котором я бы хотел учиться». Репортаж «От одноклассника» - психологическая игра - проект |
Формирование чувства гордости за достигнутые успехи |
Познавательная, информационных технологий. |
Внеклассные мероприя, позитивно влияющие на интеллектуальное развитие учащихся |
Интеллектуальные и интерактивные игры, праздники, конкурсы, дебаты |
КВН, праздник «Остров Умельцев», брейн – ринг. Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо». Игры: «Рецепты хорошего тона» и др. |
Повышение уровня интеллектуального развития и коммуникации, социальной комфортности |
Деятельность: средства и способы; планирование, проектирование, исследование. Коммуникативность. |
Обучение общению. Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение |
Создание классных министерств по соуправлению жизни класса. Формирование мобильных групп для создания и реализации проектов учебной и общественной деятельности. |
Проекты: «Недописанный тезис»; «Джентльменский набор твоих ровесников»; «Без маски». Психологические игры – ситуации «Это вы можете».Создание инициативных групп по направлениям. Разработка и реализация поощрительной системы как среди детей, так и среди родителей |
Формирование умений самостоятельно решать поставленные задачи, участвовать в коллективном решении задач, доводить начатое дело до конца |
Политическая и социальная: способность взять на себя ответственность, толерантность; межкультурная: положительные взаимоотношения людей; коммуникативная; социально- персональная: готовность к постоянному саморазвитию, работа в группе. |
Все перечисленные компетенции, проявляясь в поведении, деятельности школьника, становятся его личностными качествами, свойствами и формируют ученика – ДЕЯТЕЛЯ.
Результаты анкетирования, наблюдений, участия в коллективных делах показали, что у большей части учащихся сформированы ключевые компетенции, соответствующие уровню их возрастных особенностей. Убедительным доказательством служат участие в региональном фестивале «Астафьевская весна», сотрудничество с городским музеем и библиотекой по созданию квестов, победы в городских, краевых спортивных состязаниях, высокие показатели в учебной деятельности, участие и победы в городских интеллектуальных марафонах, НПК, всероссийских дистанционных олимпиадах. А ведь именно эти показатели заложены в требованиях стандарта.
ФГОС направлен на формирование современного выпускника школы, который является ДЕЯТЕЛЕМ - личностью, готовой созидать, импровизировать, коммуницировать, перестраиваться по ходу жизненных ситуаций. А это и есть основные ключевые компетенции.
ФГОС формируется на основе требований государства (в нашем случае муниципального заказа), общества и семьи к результатам образования. Методологической основой ФГОСа является системно-деятельностный подход.
Иллюстративно схему формирования ФГОСа мы видим так:
Таким образом, экспериментальным путем мы пришли к убеждению, что ключевые компетенции являются опорной базой стандартов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.