КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена описанию методов оценки экологической грамотности учащихся на основе сформированности ключевых компетенций в ходе реализации научно-исследовательских работ и практико-ориентированных проектов по экологии. Приводятся примеры о сформированности ключевых компетенций при разработке и реализации того или иного проекта по агроэкологии и мониторингу окружающей среды.
Иконка файла материала питер статья.doc
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Дмитриева Т.Н. с.Садовое, Воронежская область Аннотация. Опыт работы экспериментальной  площадки. Доказана эффективность применения проектно­исследовательской технологии для формирования  экологической грамотности. Разработан механизм измерения уровня экологической  грамотности на основе понятия о ключевых компетенциях. Ключевые слова: Формирование экологической грамотности ­ очень актуальная задача. В Садовской школе №2 Аннинского района Воронежской области пять лет функционировала экологическая   площадка муниципального   уровня.   Тема   эксперимента:     «Разработка   и   внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию». экспериментальная     Цель:   повышение   уровня   экологической   грамотности   учащихся посредством создания модели непрерывного экологического образования. В   ходе   эксперимента   были   апробированы   следующие   формы   и   экскурсии,   экологизация   уроков, методы:   театрализованные представления, вечера, конференции.   беседы,   лекции,   Результаты   показали,   что   исследовательских   технологий   реализации цели эксперимента.    является     использование   проектно­   способом   наилучшим                Проектно­исследовательская работа, которую выполняют наши учащиеся, имеет   следующие   взаимосвязанные   направления:   мониторинговые исследования   окружающей   среды,   агроэкологические   исследования, социальное экологическое проектирование и проектирование при изучении нового материала.   Разработано   и   реализовано   12     комплексных     экологических   проектов, основанных на проведении различного характера  и уровня   исследований. Для   этого   выполнено   более     40     исследовательских     работ     частного характера.   Проекты   отмечены     дипломами   победителей   и   призёров регионального, федерального и международного уровня. В   ходе   эксперимента     разработаны   различные   контрольно­ измерительные   материалы,   позволяющие   оценить   уровень   экологической грамотности учащихся. Под экологической грамотностью мы понимаем не узкий   круг   знаний   учащихся   в   вопросах   охраны   окружающей   среды,   а вопросы   экологии   человека   в   целом.     Можно   говорить   о   том,   что экологическая грамотность   это и есть сформированность всех ключевых компетенций.     Ведь   экология   человека   –   это   всё   поле   взаимодействия человека   с   обществом     и   природой.   Как   ребёнок   себя   проявляет   в нестандартных ситуациях, умеет ли он найти из них правильный выход, как он ориентируется в обществе,  какую гражданскую позицию занимает, ­ всё это   экологическая   грамотность.   Поэтому   разработав   индикаторысформированности у учащихся ключевых компетенций, мы смогли  оценить экологическую грамотность учащихся.  Были   разработаны   следующие     индикаторы   экологической грамотности: ­умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; ­способность видеть и понимать экологические проблемы в окружающем мире; ­способность   принимать   решение   в   нестандартных   экологических ситуациях; ( ценностно­смысловые  компетенции) ­умение представлять результаты своей деятельности – защита проектов; ­умение отстаивать свою точку зрения (коммуникативные компетенции); ­количество   учащихся,   умеющих   добывать   экологические   знания   на практике; ­количество   учащихся,   способных   владеть   приёмами   действий   в нестандартных экологических ситуациях; ­количество   учащихся,     владеющих   вероятностными   и   статистическими методами познания (учебно­познавательные компетенции); ­  количество   учащихся,  умеющих   добывать   экологическую   информацию, пользуясь Интернет­ресурсами; ­ количество учащихся, способных самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; ­   количество   учащихся,   способных   организовывать,   преобразовывать, сохранять   и   передавать,   полученную   информацию   (информационные компетенции); ­ количество учащихся, знающих правила личной гигиены; ­ количество учащихся, владеющих навыками оказания первой помощи; ­количество   учащихся,   активно   ведущих   пропаганду   здорового   образа жизни (компетенций личностного самосовершенствования) .   владеющих   методикой   мониторинговых По   завершению   реализации   проектов,   направленных   на агроэкологические   исследования,   экологическую   грамотность,   можно оценить по следующим критериям: ­   количество   учащихся, исследований состояния агроклиматических ресурсов; ­   количество   учащихся,   способных   давать   комплексную   оценку экологического состояния агроклиматических ресурсов; ­  количество   учащихся, разбирающихся  в вопросах  экологии   человека  в целом и проблемах получения экологически чистых продуктов питания в частности;  По   завершению     реализации   проектов     художественно­ (театрализованные   экологические эстетического   направленияпредставления) предлагаем оценить: ­ умение видеть экологическую проблему, затронутую в литературном  или музыкальном произведении; ­сопереживание   героям   литературного   или   музыкального   произведения, попавшим в неблагоприятную экологическую ситуацию; ­   умение   раскрыть   образ   героев   театрализованного   представления (понимание экологической проблемы); ­ умение учащихся анализировать содержание театрализованного произведения с   точки   зрения   раскрытия   экологической   проблемы.   Исследовав   выше перечисленные   показатели,   их   динамику,   можно   судить   о   степени экологической грамотности учащегося.