Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.
Оценка 5

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
6 кл
03.06.2019
Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.
Данная разработка урока предназначена для учителей изобразительного искусства, работающих по программе Б.М.Неменского. Тема "Портрет в живописи" в 6 классе предполагает знакомство учащихся с творчеством российских художников-портретистов. Использование наряду с портретами известных портретистов прошлого произведений современных художников, на мой взгляд, способствует развитию интереса к современной живописи у школьников,в частности, к портретной живописи прекрасного художника, нашего современника Александра Максовича Шилова.
Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока.Для печати.docx
Методическая разработка урока.                                                                                  Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович,                                                                                          учитель изобразительного искусства                                                                                            МБОУ «СШ № 75» , г. Ульяновск Тема: Ключи к разгадке тайны человека. Цель урока: познакомить учащихся с искусством портрета и его особенностями. Задачи: Образовательные: 1. Дать понятие портрета; 2. Познакомить учащихся с историей портретного жанра. Воспитательные: 1. Прививать детям интерес к искусству; 2. Воспитывать эстетическое чувство. Развивающие: 1. Развивать творческие способности детей и побуждать их к самостоятельной творческой деятельности; 2. Способствовать расширению культурного кругозора учащихся. Методы, способы и приемы, используемые на уроке: изложение материала, активизация интереса и внимания детей постановка задания. Оборудование:  для учителя: мультимедийный проектор, экран;  для учеников: карандаши, кисти, краски акварельные. Звучит фонограмма с записью заставки передачи «Очевидное­невероятное»                                                                « О сколько нам открытий чудных                                                                   Готовят просвещенья дух                                                                   И опыт, сын ошибок трудных,                                                                   И гений, парадоксов друг».                                                                                                      А.С. Пушкин. О.А. Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.1827 г. "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит" (А.С. Пушкин). ­Кому принадлежат эти строки ? (Ответы учащихся) ­ О чем говорит А.С. Пушкин? (Ответы учащихся) ­Какими изобразительными средствами выполнен портрет ?(Ответы учащихся) ­Как вы назвали бы тему нашего урока  ? Тема: «Портрет в живописи». ­Как вы бы определили цель урока для себя ?  Цель : знакомство с искусством портрета. ­ Какие задачи поставили бы перед собой ? Задачи: ­ сформулировать определение «портрет»; ­ расширить свои знания о портрете; ­ развитие эстетического вкуса, чувств, кругозора. ­Как вы понимаете слово «ПОРТРЕТ» ? Портр тее   (фр.   portrait,   от   старофранц.   portraire   —   «воспроизводить   что­либо   черта   в черту»[Комм 1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или   описание   какого­либо   человека   либо   группы   людей,   существующих   или существовавших   в   реальной   действительности[1],   в   том   числе   художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии, видео).  В   изобразительном   искусстве   портрет   —   это   самостоятельный   жанр   изобразительного искусства, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете   изображается   внешний   облик   (а   через   него   и   внутренний   мир)   конкретного, реального,  существовавшего  в  прошлом  или  существующего  в  настоящем  человека»[4]. Портрет — это повторение в пластических  формах, линиях и  красках живого лица,  и одновременно при этом его идейно­художественная интерпретация[5]. ­ Это сказал Александр Сергеевич Пушкин по поводу себя, изображённого на портрете, который выполнил Орест Кипренский. Так отозвался А.С. Пушкин о своем портрете в стихотворении « Кипренскому». Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз,  Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид. Учитель: Как известно, этот портрет поэта заказал Оресту Адамовичу Кипренскому Антон Дельвиг, после   смерти которого, Александр Сергеевич выкупил его у вдовы своего друга, желая помочь ей в трудный материальном отношении период. ­ Что изображает художник в портрете? (ответы учащихся). ­ Как вы думаете, достаточно ли в портрете достижение сходства с внешним обликом человека? (ответы учащихся). ­  На что еще должен уделять внимание художник­портретист? (ответы учащихся). ­   Возвращаясь к портрету, попробуйте ответить на такой вопрос: художник изображая того или иного человека имеет ли право сгладить какие­то черты лица изображаемого или приукрасить ? (Ответы учащихся). ­ Как вы думаете, о чем говорят эти поэтические строки:  «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит». (Ответы учащихся). Совершенно верно, поэт был приятно удивлен красотой созданного художником портрета. Он одновременно выражает и удивление, и благодарность мастеру, и свое восхищение…. Благодарность художнику за то, что он добился идеализированного сходства с ним, его образ останется для будущих потомков и работа мастера может стать украшением музея и Рима, и Дрездена, и Парижа… 1­й ученик: Для создания реального живописного портрета художники должны овладеть чувственным восприятием   человека   в   окружающей   его   среде,   а   также   овладеть   мастерством реалистической   живописи.   Для   этого   на   протяжении   развития   портретного   жанра художники вели поиски, стремились к объективной передаче реального образа человека.  2­й ученик: Хорошо   написанный   портрет,   как   считается,   должен   показывать   внутреннюю   сущность модели   с   точки   зрения   художника —   не   только   физические,   но   и   духовные   черты. Подобная   необходимость   была   сформулирована   ещё   на   заре   сложения   европейского портрета,   когда   в   1310   году  Пьетро   д’Абано  сказал,   что   портрет   должен   отражать   и внешний   облик,   и   психологию   модели[42].   (Так,  Латур  говорил   о   своих   моделях:   «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком»[43]).      Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704—1788) — французский портретист, работавший преимущественно пастелью. Автопортрет художника .1751 3­й ученик: Академик Лихачёв , определяя достоинства и недостатки портрета пишет: «Иногда точка зрения, с которой подходят к произведению искусства, бывает явно недостаточна. Вот обычная   „недостаточность“:   портрет   рассматривают   только   так:   „похож“   он   или   не „похож“ на оригинал. Если не похож — это вообще не портрет, хотя это, может быть, прекрасное произведение искусства. А если просто „похож“? Достаточно ли этого? Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во­первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. Учитель: ­ Скажите, пожалуйста, какой портрет вам нравится больше всего, портрет в котором достигнуто   внешнее   сходство,   портрет   в   котором   присутствует   сглаживание, приукрашивание   недостатков   или   портрет   в   котором   достигнуто   реальное   сходство   с изображаемым   человеком   с   передачей   его   внутреннего   состояния,   душевных переживаний ? (Ответы учащихся). ­ Чье творчество портретного жанра вам нравится больше всего ? (ответы учащихся) ­ Почему ?(ответы учащихся) ­ О ком вы хотели бы узнать больше ? (ответы учащихся) Мы   сегодня   познакомимся   с   творчеством   одного   из   современных   художников­ портретистов, замечательным человеком, прекрасным  собеседником, умным, талантливым, скромным – АЛЕКСАНДРОМ МАКСОВИЧЕМ ШИЛОВЫМ. Автопортрет 1997, Шилов А.М. 4­й ученик:  АЛЕКСАНДР МАКСОВИЧ ШИЛОВ, народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств, известный не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он истинный мастер портрета, живой классик российского реалистического портрета.За годы своей творческой деятельности им была создана уникальная галерея портретов наших современников.   В   ней   представлены   все   слои   нашего   общества:   среди   них   и   деятели культуры,   науки,медицины,космонавтики,   простые   труженики   сельского   хозяйства, актеры,   режиссеры,спортсмены,   учителя,   военные,ветераны   и   участники   Великой Отечественной,одним   словом,   истинные   патриоты   в   прямом   и   истинном   смысле   этого слова. А.М.Шилов. «Сын Родины».1980г. ­ Кого мы видим на этом портрете ? (ответы учащихся). Звучит песня «Знаете, каким он парнем был ?» Совершенно верно, это Юрий Алексеевич Гагарин.  ­ Чем привлекателен данный портрет ?(Ответы учащихся). Правильно, Гагарин изображен как самый земной, обыкновенный человек, гражданин своей страны.   Он   не   оторван   от   людей,   а   его   неотъемлемая   составная   часть.   Этому способствовало его изображение на фоне зреющего хлебного поля, в обычной рубашке, с открытым   взглядом,   добрыми   голубыми   глазами.   Для   написания   данного   портрета художник использовал пастель, требующий особенного подхода, чувственного восприятия материала, терпения и упорства в достижении идеального сходства в раскрытии образа портретируемого. А. Шилов. «Портрет Ю. Гагарина». 1971 год. Холст, масло Сравните, какой портрет вам нравится больше всего ? ­Почему? (ответы учащихся). А.М.Шилов."Дважды Герой Советского Союза, летчик­космонавт СССР В.А. Шаталов" 2007г. Холст, масло. Учитель:  В.А.Шаталов  сыграл  решающую роль в популяризации творчества Александра Шилова.   О   нем   он   отзывается   как   о   наипорядочнейшем,   наидобрейшем   человеке. Посмотрев   работы   Александра   Максовича,   он   остался   довольным   и   сказал:   «Ты   нам подойдешь». Он   написал   портреты   десяти   космонавтов   с   натуры   и   они   были   представлены   на Всесоюзной выставке на Манеже. Он, будучи еще студентом 3 ­го курса Суриковского института об этом и мечтать не мог. На Всесоюзной выставке выставляли работы членов Союза   художников,   а   он   им   не   был.   Выставку   посещали   руководство   министерства культуры,   все   руководство   страны,   начиная   с   Генерального   секретаря   ЦК   КПСС   и министров. На выставку были отобраны 3 работы и за них Александр Максович получил первую в жизни Государственную премию , премию Ленинского комсомола. Учитель: С творчеством Александра Максовича Шилова я познакомился, впервые увидев его работы на страницах журнала «Юный художник». Портрет Ю.А. Гагарина, портрет Оли,   Виолетты   не   смогли   оставить   меня   равнодушным.   Таких   ярких   портретов, раскрывающих и внешнее сходство и глубину их внутренней души, я увидел впервые и с тех пор остаюсь верным почитателем таланта художника. А.М.Шилов. «Портрет Оленьки». 1981 год. Картон, пастель А.М.Шилов. "Юная москвичка. Маша Шилова" (1995) Шилов А.М. «Виолетта с кошкой». ­ Скажите, вам нравятся эти портреты ? ­Что вы чувствуете смотря на эти работы ?( ответы учащихся), Но немного о самом художнике. 5­й ученик: Александр Шилов прекрасный , талантливый художник, прошедший трудный жизненный путь ,и не всегда она была усыпана розами. 6 октября 2018 года ему исполнился 75 лет. Он родился 6 октября 1943 года в Москве в рабочей семье. Рос без отца, воспитывался матерью и бабушкой. Он как никто другой знает тяготы и лишения, выпавшие на долю «детей войны». Учитель:  Второе мое «открытие» Шилова состоялось после просмотра его интервью на канале   ОТР   (ОТРажение)   с   журналистом   Дмитрием   Кирилловым.   Передо   мной   сидел интеллигентный,   приятным   голосом,   одетый   со   вкусом   мужчина.   Его   аристократичные манеры, умение слушать собеседника, отвечать прямо на поставленные вопросы , даже на самые неприятные, подкупили  меня. Из  рассказа художника  мне  стало известно много неизведанного, сокровенного… Давайте послушаем вашего одноклассника. 6­й   ученик:  На   вопрос   Дмитрия   Кириллова,   знает   ли   он,   что     такое   голод,   нищета, художник без ухода от вопроса ответил утвердительно. Он   рассказал,   что   семья   Шиловых   жила   в   коммуналке,   (это   большая   квартира   с   6­7 комнатами),  на Садово­Самотечной, Лиховом переулке, о переезде на другую коммуналку меньшей площади, где ютились шесть человек. С очень юного возраста (в 16 лет) он учился в   ШРМ   (школе   рабочей   молодежи­   прототип   современной   вечерней   школы)   для   того, чтобы  иметь возможность поступить работать, внести  свою лепту  в семейный бюджет. Профессии не было, поэтому он устроился лаборантом в поликлинику военно­воздушных сил. Здесь он проработал четыре месяца, больше рисовал, чтобы не терять зря время. 7 ученик: Работал   грузчиком   на   мебельной  фабрике   три   с   половиной   года,   куда   его   перетащил товарищ. Но самой тяжелой   для Александра Шилова была работа грузчиком на винном заводе, который располагался в подвале без окон, поэтому очень тяжело было дышать. Работа была тяжелая, изнуряющая, поэтому он очень уставал. Приходя домой, у него не оставалось сил, чтобы взять в руки кисть и заниматься рисованием. Несмотря на это, он не переставал   мечтать  о   поступлении   в   институт,  единственной   возможностью   заниматься творчеством у него оставались выходные ­ суббота и воскресенье. В период работы грузчиком (А. Шилов ­ крайний справа). Фото: Из личного архива / фото из личного архива/. 8­й   ученик:  Несмотря   на   тяжелые   жизненные   ситуации   ,   Саша   не   терял   надежды   на поступление в институт, он изучал картины известных художников, копировал их, и был уверен в том, что успехов в жизни он добьется не разгрузкой винных ящиков, а своими творческими работами.  Свои первые 150 рублей Шилов заработал в иконописной мастерской, получив серьезный заказ. А.М.Шилов. «Иеромонах Иероним». (1991) Вот как вспоминает об этом художник: «Меня взял один богомаз в церковь, я ему показал мои работы, он посмотрел и говорит: «Давай попробуй». ­ Скажите, пожалуйста, на что потратил эти деньги А.Шилов ? ( ответы учащихся). Давайте на секундочку представим себя на месте художника. Заработав себе деньги, на что вы их потратили бы? (ответы учащихся). На   заработанные   деньги   Александр   Шилов   купил   маме   пальто,   как   на   этом   портрете, написанном художником. А.М.Шилов. «Моя мама». 1974 год. Холст, масло   На   этом   портрете   художник   изобразил   свою   маму­   человека,   дарившей   ему   жизнь. Художник выразил свою безмерную любовь к своей маме, изобразив её в зимнем пальто и в белом пуховом платке, купленным художником на свою первую зарплату. Доброта   её   глаз,   скромность   и   материнская   любовь,   терпение,   чувство   благодарности подкупает нас в этом портрете. Пальто скромного пастельно ­ зеленого цвета с песцовым воротником тогда считалось предметом гордости. 9­й ученик:  Вот как об этом вспоминает художник: «Как сейчас помню – песцовый воротник был, а здесь такой зеленоватый драп, до этого она была одета очень плохо, а я мечтал, чтобы у меня мама была красивая, добрая, потому что радости не было в жизни. В этом пальто я сделал   ее   портрет,   она   надела   пальто,   оно   ей   было   в   самый   раз   и   конечно,   она   была счастлива, а я от этого еще больше». Прослушивание песни в исполнении Евгения Мартынова «Мамины глаза». Слова Михаила Пляцковского, музыка Евгения Мартынова. А.М.Шилов. «Моя бабушка» Учитель: ­ Ребята, мы говорили о том, что Александр Шилов воспитывался бабушкой и мамой. ­ Посмотрите на этот портрет, какие чувства вызывает у вас данная работа художника? (Ответы учащихся). Вы правы, мы видим прекрасную женщину с натруженными руками, видевшей на своем жизненном пути и радости и печали, но не потерявшей доброту, человечность, теплоту души человеческой. Художник передал свои чувства к маме и бабушке в этих работах, тем самым показывая, бесценность наших родителей и необходимость уважения и любви к своим родителям. 10­й ученик: Иван Есаулков Задумавшись надолго, постою Я возле этой шиловской картины И вспомню снова бабушку мою – И ласковые руки, и седины. Вновь возвратится в прошлое мой взгляд: Я с тихой грустью и печалью вспомню Отцовский дом, тенистый палисад, Прихожую и кухню, пару комнат... Покажется, что бабушка жива: Вот так же, призадумавшись, сидела И говорила нежные слова, И взглядом ласковым внучонка грела. День каждый полон всяческих хлопот С рассвета и до времени заката... Троих сынов её война возьмёт И не вернёт ни одного обратно!.. Я вспоминаю бабушку мою – И ласковые руки, и седины... Задумавшись надолго, постою Я возле этой шиловской картины... А.М.Шилов. «Зацвел багульник» (1983). 11­й ученик: Данный портрет написан А. Шиловым в 1980 и 1983 годах. Один из них висит в галерее Александра Шилова, другой – в Третьяковской галерее. В   этом   портрете   он   изобразил   учительницу   начальных   классов   Галину   Николаевну Лачинову, всю свою жизнь посвятившей школе, обучению детей. Казалось бы, обычный портрет,   но   необыкновенно   душевный,   затрагивающий   самые   глубинные   струны   души человеческой.   Перед   нами   скромная,   красивая   пожилая   женщина,   заставляющая   нас философски размышлять о смысле жизни, о смысле бытия. Жизнь человека скоротечна, и прожить   ее   надо   так,   чтобы   оставить   свой   добрый   след   на   земле.   Зацветший   на подоконнике   багульник   дает   нам   надежду   на   приятные   размышления   о   радостных   и дорогих сердцу моментах жизни учительницы. Посмотрев на этот портрет, невольно вспоминаешь поэтические строки Ивана Есаулкова.  Послушайте, пожалуйста: 12­й ученик: Иван Есаулков Лежат натруженные руки. Глаза задумчиво чисты. Во взгляде столько женской муки И материнской доброты. Багульник радует взгляд цветом, Напоминая о весне... Приедут внуки, может, летом – Сегодня снились ей во сне! А, может быть, вновь за границу Их увезут отец и мать – И будут внуки бабке сниться. Она их будет вспоминать И думать, что пора в дорогу. Пришёл, по­видимому, срок – Жизнь прожита... и, слава Богу, Ей можно подвести итог!.. 2014 Учитель: В 1973 году А.М.Шилов окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова по классу живописи. Известность ему пришла в 1970 году благодаря участию в художественных выставках, проводимых традиционно в московском Манеже. В 1977 году состоялась первая персональная выставка художника в Центральном доме работников   искусства.   За   представленную   галерею   портретов   летчиков   –   космонавтов СССР Александру Максовичу было присвоено звание лауреата Ленинского комсомола. Что удивительно отмечает художник, он при этом не был комсомольцем ! В   1981   году   состоялась   выставка   его   работ   во   Франции,   в   дальнейшем   в   Германии, Португалии, Японии, ОАЭ и многих других странах. В   1997   году   им   была   передана   в   дар   государству   более   1000   полотен   и   открыта Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А. Шилова. Эта картинная галерея художника постоянно пополняется новыми работами. Рамки нашего урока не позволяют охватить всю широту творчества Александра Шилова. Но   пройти   мимо   работы,   посвященного   образу   поэта,   актера,   певца­исполнителя Владимира Семеновича Высоцкого было бы непростительной ошибкой. А. Шилов. Владимир Высоцкий.( «Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее».)1981. Звучит песня «Кони привередливые» Для матери Владимира Семеновича Высоцкого Нины Максимовна художнику пришлось отойти от своих правил. Он никогда не писал портреты по фотографиям. Личных встреч с поэтом у Александра Максовича тоже не было.  После кончины поэта Нина Максимовна, как почитатель таланта художника, обратилась с просьбой написать его портрет. У неё были лишь черно­белые фотографии. Художник   был   удивлен,   он   не   знал   ,   что   ответить   Нине   Максимовне.   Она   показала фотографии   Высоцкого,   его   гитару,   полированную   куртку,   привезенную   из   Парижа, красную   рубашку,   а   затем   повезла   к   себе   домой,   на   Малой   грузинской   улице.   Вещи, показанные художнику не помогли создать определенный образ, он ведь до этого никогда не писал портреты по фотографиям. И вдруг во время поездки по  радио зазвучала песня «Кони » в исполнении Высоцкого. Эта песня сыграла решающую роль в создании образа Владимира Семеновича, который мы имеем счастье видеть сегодня. Именно эта песня была близка по духу и художника и   поэта, певца, актера­исполнителя многих популярных и сегодня ролей в кино, Владимира Высоцкого. Александр Максович считает эту песню как реквием уходящего из жизни человека. Слушая эту песню, у художника в одно мгновение родилась композиция, образ поэта. Увидев, по завершении портрет, Нина Максимовна с дрожащими губами воскликнула: «Он был именно такой!».  Вот так состоялся портрет Владимира Семеновича Высоцкого. Рефлексия: Подведя итог нашему уроку, давайте попробуем заполнить такую таблицу: ­   Запишите,   пожалуйста,   имена   каких   поэтов,   писателей,   поэтов,   художников,   певцов­ исполнителей песен мы упоминали на уроке, дату создания и жанр произведения? Образец: Автор А.С.Пушкин А.М.Шилов Год написания 1827 1980 Название произведения «Кипренскому» «Сын Родины» Жанр произведения стихотворение портрет В заключение хочется отметить, что Александр Максович в 1997 году Шилов стал членом­ корреспондентом Российской академии художеств (РАХ), с 2001 года — действительный член (академик) РАХ. Он   является   почетным   членом   общественного   совета   по   культуре   при   Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Входит в Общественный совет при ФСБ России. Творчество   художника   было   отмечено   различными   наградами.   Александр   Шилов   — Народный художник СССР (1985). Почетный деятель искусств города Москвы (2008). Награжден российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997) и "За заслуги перед Отечеством" III степени (2004), Почета (2010). В 2013 году он был удостоен ордена Александра Невского. В 2003 году Шилов был отмечен белорусским орденом Франциска Скорины. Награжден   золотой   медалью   РАХ   (2010),   золотой   медалью   Союза   художников   России (2013), орденом "За служение искусству" (2013). Звезда по имени Шилов. Церемония награждения. Среди   многочисленных   общественных   наград   художника   —   орден   Петра   Великого   I степени (2003), орден "Михайло Ломоносов" (2006), орден "Золотая звезда России" (2007), I премия ФСБ России (2009), орден "Гордость России" (2010), медаль Службы внешней разведки   "За   взаимодействие"   (2008),   медаль   "За   заслуги   в   обеспечении   национальной безопасности" (2013). Лауреат Премии имени Н.А. Островского (2005), общероссийской общественной премии "Национальное величие" (2007). В 1992 году Международный астрономический союз (МАС) присвоил безымянной планете название "Шилов". Литература: Андроникова М.А. Об искусстве портрета. — 1975. Андроникова М. Портрет и портретное сходство // Художник. — 1974. — № 10. Аникушин М. О портретном творчестве // Художник. — 1973. — № 3. Басин   Е.   Я..   К   определению   жанра   портрета   (на   материале   советского   живописного портрета 1960—1970­х годов) // Советское искусствознание. — М., 1986. — Вып. 20. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163—172; в кн.  Габричевский А. Г. Искусство портрета. — М.: Искусство, 1984. Зингер Л. С. Путь к портрету­типу // Художник. — 1980. — Вып. 9. Кисунько В. Портрет — пластический образ времени // Художник. — 1977. — №  Китайские трактаты о портрете. — Л., 1971. Стасевич В. Н. Искусство портрета. — М., 1972. Портрет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.  https://otr­online.ru/programmy/moya­istoriya/aleksandr­shilov­hudozhnik­ne­imeet­prava­lstit­ 32255.html https://ria.ru/20181006/1529962422.html http://pushkin.ellink.ru/2018/pushkin/images/fullscreen/pushkin.jpg (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE %D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 http://smallbay.ru/artfrance/images/latour_maurice_01.jpg https://gallerix.ru/pic/Shilov/image/glrx­798373413.JPG http://maxpark.com/static/u/article_image/13/04/09/tmpn7M8gX.jpeg https://www.amshilov.ru/upload/iblock/606/606396610d60d589b4f39a101d317b19.jpg https://www.amshilov.ru/upload/iblock/c85/c850759eb54b243dfab72820195118ff.jpg https://www.amshilov.ru/upload/iblock/ac2/ac22e88f125c295505220ad7d4b768bc.jpg https://220110.selcdn.ru/upload­ 6a8baf907f9b3e0a7bf168a6e11e8412/iblock/b03/b03b35070670c56839486e5f38e375c9/ce086c eff92b208e9af5d69beb0556d3.png https://gallerix.ru/pic/Shilov/image/glrx­280944824.JPG http://static1.repo.aif.ru/1/06/7526/7b477cd4ddfc1085cf7559073a133028.jpg http://www.kulturologia.ru/files/u21941/shilov­0005.jpg https://www.amshilov.ru/upload/iblock/31b/31b08e842eda42c6138c0ba6ab116b06.jpg https://www.amshilov.ru/gallery/1493/?sphrase_id=7132 https://www.amshilov.ru/upload/iblock/8a7/8a7655e501c8970ccc4e981df8f96924.png https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/116590/116590_original.jpg http://rupo.ru/i/msg_i/126/01.jpg ПРИЛОЖЕНИЯ: Текст песни "Мамины глаза"  Слова Михаила Пляцковского Музыка Евгения Мартынова 1. Дождинка упадет на землю, как слеза, И вдаль поманит утром нас дорога. А мамины глаза, а мамины глаза Нам вслед посмотрят ласково и строго. Припев: Все в жизни может быть — и радость, и гроза, Не жалует судьба нас временами. А мамины глаза, а мамины глаза Всегда следят с волнением за нами. 2. Мы в поисках мечты меняем адреса, Нам дома письма редкие прощают. А мамины глаза, а мамины глаза Нас в детство по привычке возвращают. Припев: 3. Грубеют на ветру мальчишек голоса, И девочки становятся взрослее... А мамины глаза, а мамины глаза С годами все добрее и светлее. Припев.  1981 ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ Музыка Александры Пахмутовой Слова Николая Добронравова 1. Знаете, каким он парнем был, Тот, кто тропку звездную открыл?! ...Пламень был и гром, Замер космодром, И сказал негромко он, Припев: Он сказал: «Поехали!» Он взмахнул рукой. Словно вдоль по Питерской, Питерской, Пронесся над Землей. 2. Знаете, каким он парнем был! Как поля родные он любил... В той степной дали Первый старт с Земли Был признаньем ей в любви. Припев. 3. Знаете, каким он парнем был! На руках весь мир его носил.. Сын Земли и звезд Нежен был и прост, Людям свет, как Данко, нес. Припев. 4. Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил, Как он песни пел, Весел был и смел, Как азартно жить хотел! Припев. 5. Знаете, каким он парнем был? Нет, не «был»! Ведь смерть он победил! Слышишь дальний гром, Видишь, это он Вновь идет на космодром. Припев: Говорит: «Поехали!» И живой звездой, Словно вдоль по Питерской, Питерской, Несется над Землей! Две последние строки припева повторяются. 1971 «Кони привередливые» Слова: Высоцкий В. Музыка: Высоцкий В. Вдоль обрыва по­над пропастью, По самому по краю, Я коней своих нагайкою Стегаю погоняю. Что­то воздуху мне мало, Ветер пью, туман глотаю, Чую, с гибельным восторгом Пропадаю, пропадаю. Чуть помедленнее кони, Чуть помедленнее, Вы тугую не слушайте плеть. Но что­то кони мне попались Привередливые, И дожить не успел, Мне допеть не успеть. Я коней напою, я куплет допою, Хоть немного ещё постою на краю. Сгину я, меня пушинкой Ураган сметёт с ладони, И в санях меня галопом Повлекут по снегу утром. Вы на шаг неторопливый Перейдите, мои кони, Хоть немного, но продлите Путь к последнему приюту. Чуть помедленнее кони, Чуть помедленнее, Не указчики вам кнут и плеть. Но что­то кони мне попались Привередливые, И дожить не успел, Мне допеть не успеть. Я коней напою, я куплет допою, Хоть немного ещё постою на краю. Мы успели, в гости к Богу Не бывает опозданий, Так что ж там ангелы поют Такими злыми голосами. Или это колокольчик Весь зашёлся от рыданий, Или я кричу коням, Чтоб не несли так быстро сани. Чуть помедленнее кони, Чуть помедленнее, Умоляю вас вскачь не лететь. Но что­то кони мне попались Привередливые, Коли дожить не успел, Так хотя бы допеть. Я коней напою, я куплет допою, Хоть немного ещё постою на краю.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

Ключи к разгадке тайны человека. Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019