Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5. Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.doc

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ

 

Тема урока: "Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

(см. Презентация, слайд 1)

 

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

(см. Презентация, слайд 2)

 

Цели урока:  

·         познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;

·         развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;

·         воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.

 

Задачи урока:

·         формировать знания учащихся по теме “кодирование текстовой информации”;

·         развить навыки анализа и самоанализа;

·         формировать умения планировать  и оценивать свою деятельность.

 

Оборудование:

  • рабочие места учеников (персональный компьютер с ОС Windows);
  • рабочее место учителя;
  • интерактивная доска;
  • таблицы кодировок;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация;
  • карточки с заданиями.

 

ПЛАН УРОКА

 

1. Организационный момент.

(см. Презентация)

 

Сообщение темы, целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.

 

2. Ход урока

 

1. Объяснение нового материала.

 

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разберём понятия: текстовая информация, кодовая таблица. Будем кодировать и декодировать текстовую информацию.

 

 

Начиная с конца 60-х годов, компьютеры получили возможность работать с текстовой информацией.

 

Текстовая информация – это информация, выраженная в письменной форме.

 

(см. Презентация, слайд 3)

Определение текстовой информации записать в тетрадь.

 

            В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.

 

Учитель: Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование?

(см. Презентация, слайд 4)

 

Ответ: Кодирование - это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

 

Учитель: Декодирование?

 

Ответ: Декодирование - это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

(см. Презентация, слайд 5)

 

Учитель:  Человек различает знаки по их начертанию. Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.

            Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)

 

Ответ: в виде последовательности  из 0 и 1

 

Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

 

N = 2i

256 = 28

i = 8 бит

N – мощность алфавита

i – информационный вес символа

 

Записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 6)

 

Учитель:  При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

            В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.

 

(см. Презентация, слайд 7)

 

 

Учитель:  Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

 

Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 8)

 

Учитель: Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена).

(см. Презентация, слайд 9)

 

Таблица кодов ASCII делится на:

1) Функциональные клавиши (принято называть управляющими) Символы с номерами от 0 до 31. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

( Приложение 1)

Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте.

 

2) Коды 32 – 127 - входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

 

3) Коды 128 – 255 – национальный алфавит.

 

Учитель: Рассмотрим кодовую таблицу MSDOS (СР(кодовая страница)866) подробнее. 

 

Кодовая таблица MSDOS (СР(кодовая страница)866) (называемая кодовой страницей) включает в себя:

 

  • прописные русские буквы:

- имеют номера со 128 по 159 — (с " А " по " Я "),

- буква " Ё " стоит особняком под номером 240 .

 

  • строчные русские буквы (чтобы сохранить символы псевдографики) разбросаны:

- буквы с " а " по " п " имеют номера со 160 по 175 ,

- с " р " по " я " занимают позиции с 224 по 239 ,

- буква " ё " снова на отшибе и имеет номер 241 .

 

(см. Презентация, слайд 10)

Понятие кодировки Unicode

 

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать 2 байта (16 бит).

 

N = 2i

2i = 216 = 65536

N = 65536

N – мощность алфавита символов в кодовой таблице Unicode.

i – информационный вес символа

 

(см. Презентация, слайд 11 - 12)

 

Для разных типов ЭВМ используютcя различные кодировки:

 

В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв: Windows (СР(кодовая страница)1251), MSDOS (СР(кодовая страница)866), KOИ – 8 (Код обмена информацией, 8-битный) (используется в OS UNIX), Mac (Macintosh), ISO (OS UNIX).

 

Тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой.

 

(см. Презентация, слайд 13)

 

На данном слайде вы видите сравнение кодов в различных кодировочных таблицах.

 

(см. Презентация, слайд 14)

Примеры:

 

1. Давайте с помощью кодовой таблицы ASCII (аски) декодируем текст: С помощью последовательности десятичных кодов: 99  111  109  112   117   116   101  114  (computer)

 

(см. Презентация, слайд 15)

 

Практическая работа

 

Цель: научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

(см. Презентация, слайд 16)

 

Учитель: Работа в текстовом редакторе MS Word. Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу «ALT», наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре:

 

152   170   174   171   160

 

Учитель: Какое слово получили?

Ответ: Школа

 

Выполнение практической работы учащимися

( Приложение 2)

Проверка выполнения практической работы.

( Приложение 3)

 

3 Подведение итогов урока

 

Учитель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую  информацию при помощи кодировочной таблицы MSDOS (СР(кодовая страница)866).

 

4. Домашнее задание

(см. Презентация, слайд 17)

 

Произвести кодирование стихотворения из 4- строк (до 100 символов)

До свидания, спасибо за урок.