План уроков
Интересное слово «возможность».
Ограниченные возможности: о том, какими они бывают, и тех, кто старается их преодолеть.
Необычный театр.
Как расширить границы своих возможностей.
Важная сторона отношений.
Чтобы сотворить чудо.
Внеси свой вклад.
Практикум.
Запись в тетради
Причины появления людей с ограниченными возможностями:
врожденное состояние;
наследственность;
трагическая случайность;
несоблюдение техники безопасности;
ошибки медиков;
вредные привычки и др.
О смысле жизни
В чем смысл твоей жизни? — Меня спросили. —
Где видишь ты счастье свое, скажи?
В сраженьях, — ответил я, — против гнили
И в схватках, — добавил я, — против лжи!
По-моему, в каждом земном пороке,
Пусть так или сяк, но таится ложь.
Во всем, что бессовестно и жестоко,
Она непременно блестит, как нож.
Ведь все, от чего человек терзается,
Все подлости мира, как этажи,
Всегда пренахальнейше возвышаются
На общем фундаменте вечной лжи.
…
Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман!
Эх, знать бы им счастье совсем иное:
Когда, задохнувшись от высоты,
Ты людям вдруг сможешь отдать порою
Что-то взволнованное, такое,
В чем слиты и труд, и твои мечты!
Есть счастье еще и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
…
Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
Всю душу и сердце вложив в строку,
Я полон любви ко всему живому:
К солнцу, деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!
Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу!
Дополнительный материал
В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой говорится о необходимости в максимальной степени способствовать осуществлению прав таких людей — права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, прав на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.
В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла закон о правах ребенка. В нем закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии:
вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества;
на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью получения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.
Важное значение для таких детей имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (статья 12) зафиксировано право каждого инвалида на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Дополнительный материал
С чего все началось
«У нас “мертвые” глаза, но живые сердца!» Впервые я услышал эту фразу в двенадцать лет. Произнес ее слепой мальчик, с которым я случайно познакомился в парке. Его рассказы о своей жизни настолько потрясли меня, что я решил примерить на себя «одежды» этого парня и прочувствовать всю ту душевную боль, которую он испытывает ежедневно, ежечасно. Дождавшись летних каникул, я решил на несколько дней «умертвить» свои глаза. В результате прожил трое суток со светонепроницаемой повязкой на глазах. Никаких исключений — 72 часа жил жизнью слепого человека. Принимал пищу, гулял по двору, играл с собакой, обычные книги заменил на аудио, слушал телевизор.
Не стану кривить душой — было страшно. Иногда было просто невыносимо. В первый же день (да что там день — в первый же час) хотелось сорвать повязку и больше никогда не проводить таких экспериментов. Скажу честно, я и сам не знаю, как мне удалось выдержать эти три «черных» дня.
И все же до конца зрячему человеку это не прочувствовать. Ведь я же знал, что пройдет день, другой, третий, и я снова увижу маму, синее небо, зеленую траву, розовые вечерние облака. Однажды мне вдруг пришла мысль: «А вдруг это навсегда?» Внутри все оборвалось. В последнюю ночь я долго не мог уснуть, мне хотелось не просто расплакаться, а разрыдаться. Не знаю, что это было — то ли провидение, то ли просто так совпало, но, когда я снял повязку и поднял глаза к небу, там сияла радуга. Я очень люблю смотреть на радугу и всегда огорчаюсь, когда она исчезает. Но в тот день я почему-то радости не испытал. Первое, что мне подумалось: мой друг никогда не увидит этой красоты. И тогда я дал себе слово: «Сколько буду жить на этом свете, столько буду помогать слепым людям!»
Чем школьник может помочь незрячим? Я стал собирать материал, познакомился с инструкторами собак-поводырей, стал переписываться с незрячими людьми, в конце концов, написал книгу о слепом мальчике и его друге, лабрадоре-поводыре Трисоне. Назвал книгу, конечно же, «Радуга для друга». Незрячим людям высылаю книгу по электронной почте бесплатно.
Я получаю десятки, сотни писем со словами благодарности от незрячих читателей. Приведу небольшой отрывок из одного письма:
«Добрый вечер, Михаил! Благодарю за интереснейшую книгу «Радуга для друга», которую вы мне сегодня переслали и которую я прочитал на одном дыхании. У меня сложилось впечатление, что вы очень глубоко знакомы с жизнью незрячих, и напрашивается один вывод, что вы знаете проблемы незрячих не понаслышке: возможно, у вас имеются проблемы со зрением, либо у вас есть незрячие знакомые. Прошу не обижаться на мое такое мнение. Если возможно, вышлите мне, пожалуйста, еще ваши книги, если нетрудно, все. Буду вам за это чрезмерно благодарен и с нетерпением буду ждать все ваши книги.
С наилучшими пожеланиями ваш незрячий читатель Ш.Я.»
Но, к большому сожалению, не все имеют специальные компьютерные программы для чтения электронных книг, не каждый умеет читать на шрифте Брайля. Очень многие слепые люди просят организовать выпуск аудиокниг. У них это единственная возможность приобщиться к классической и современной литературе.
Кто поможет им, кроме нас, сегодня зрячих?
Давайте сделаем шаг навстречу этим людям. Призываю всех неравнодушных людей помочь в организации выпуска аудиокниг. Речь идет не только о моих произведениях, это могут быть разные авторы, которые дадут разрешение на издание аудиокниг для специализированных школ и библиотек.
Прошу всех наших актеров, певцов, дикторов, теле- и радиоведущих, всех звезд принять участие в программе «Живые сердца» , прочитать хотя бы по одной - две главы из книг. Найдите время, приезжайте в студию, запишите своим голосом текст. Вы не представляете, какую радость подарите людям, знающих вас только по вашим голосам.
Поверьте, они такие же, как и мы! Среди незрячих много творческих людей — поэты, композиторы, певцы, изобретатели и даже художники, спортсмены. Они, так же как и мы, любят, радуются, огорчаются, сострадают — словом, глаза у них «мертвые», но сердца живые!
Отдадим им частичку своего сердца! Давайте сложим из этих частичек радугу и подарим ее слепым людям!
С уважением и надеждой, Миша Самарский
Дополнительный материал
Что может человек с ограниченными возможностями?
Человек с ограниченными возможностями может практически все при правильной реабилитации и максимальной поддержке! Например:
управлять самолетом без ног, как легендарный Алексей Маресьев, американский ас Дэвид Бишоп и советский истребитель Леонид Белоусов;
играть джаз, как слепой музыкант Рэй Чарльз, или рок, как слепой канадский гитарист Джефф Хили;
сочинять музыку, как немой японский композитор Хикари Оэ;
писать книга, как парализованный австралийский писатель Алан Маршалл, глухая русская писательница и драматург Александра Бруштейн, прикованный к постели Николай Островский или аутистка Донна Уильямс;
стать профессором экономики, как аутист Вернон Смит, или президентом компании, как аутистка Сара Миллер;
стать продюсером и телеведущей, как бывшая модель Хизер Миллз, которая после аварии потеряла ногу;
управлять государством, как Франклин Делано Рузвельт. Способность передвигаться он потерял в 28 лет, президентом стал в 39 и был единственным президентом США, четырежды переизбиравшимся на этот пост.
Спортивные достижения людей с ограниченными возможностями потрясают воображение. Даже на Олимпийских играх они способны выступать на равных, а зачастую и превзойти людей с неограниченными возможностями. Приведем примеры:
на одной из первых Олимпиад в 1904 г. три золотые медали завоевал одноногий гимнаст Джордж Эванс;
на Олимпийских играх 1948 г. и 1952 г. золотую медаль по стрельбе получил однорукий венгр Кароли Такаш;
в 1952 г. и 1956 г. серебряным призером в конном спорте становилась Лис Хартель — наездница с парализованными ногами;
в 1960 г. первое место в беге на 5000 м выиграл новозеландский бегун с парализованной рукой Мюррей Халберг;
в 2008 г. 16-е место среди 25 участниц в плавании на открытой воде на 10 км заняла южноафриканская пловчиха одноногая Натали дю Туа. Она стала одной из пяти спортсменов в истории, принимавших участие как в Олимпийских, так и в Паралимпийских играх.
И конечно, все помнят, что один из самых сильных людей планеты - бывший «колясочник» Валентин Дикуль.
Один из ведущих ученых-физиков XXI в. — Стивен Хокинг — не был способен пошевелить даже пальцем, а говорил только при помощи специального аппарата. Он страдал амиотрофическим склерозом, первые признаки болезни проявились, когда Хокингу было около 20 лет. Он закончил Оксфорд, женился, стал отцом троих детей, профессором Кембриджа и ярчайшей звездой на небосклоне современной науки. В 2007 г. в возрасте 75 лет он совершил полет в невесомости на специальном самолёте и через два года планировал долететь в космос. Но последний полет не состоялся — Хокинг умер в 2008 г. Он говорил: «Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить».
8. Практикум
Разработайте мини-проекты по теме «Как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями». В своей работе используйте материал рубрики «Учимся взаимодействовать с людьми с разными возможностями» на с. 49 учебника.
Проверим себя и выполним несколько заданий.
Откройте с. 50 учебника. Перед вами картина русского художника Василия Григорьевича Перова «Приезд институтки к слепому отцу». Внимательно рассмотрите это произведение и ответьте на вопросы рубрики «Картинная галерея».
Как вы понимаете слова Анны Самарской, соучредителя фонда «Живые сердца»: «Однажды я поняла, что, помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами. Когда общаешься со слепым человеком, свои проблемы кажутся настолько ничтожными, что о них даже не хочется говорить...»?
Не надо жалеть людей с ограниченными возможностями. Они не нуждаются в жалости. Им надо только немножечко помочь. Начните с малого — улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.