Когда субъект не обладает достаточной информацией для объективного понимания события, у него более вероятна отрицательная эмоция. Иногда полученная информауия сама несет эмоциональный заряд, так как вызывает болнзненное или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это может еще больше усилить эмоцию, возникающую от новой ситуации, с которой человек сталкивается.
КОГДА ИНФОРМАЦИЯ САМА НЕСЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАРЯД...
Когда субъект не обладает достаточной информацией для
объективного понимания события, у него более вероятна
отрицательная эмоция. Иногда полученная информауия сама
несет эмоциональный заряд, так как вызывает болнзненное
или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это
может еще больше усилить эмоцию, возникающую от новой
ситуации, с которой человек сталкивается.
Это было показано в эксперименте Спайсмана и его
коллег. Эксперимент заключался в следующем: четыре
группам испытуемых показывали фильм о том, как в каком
то австралийском племени осуществляют надрезание
подростков во время церемонии посвящения. Операция
состоит в том, что острым камнем надрезают поверхность
пениса по всей его длинне, а подростка в это время
крепко держат четыре взрослых человека.
Все четыре показа этого фильма производились по
разному: первая группа смотрела документальную картину
без звукового сопровождения; вторая группа прослушивала
комментарий, произносимый патетическим тоном, где
подчеркиваласи жестокость и травматичность подобной
практики; третьей группе предлагали комментарий, в
котором, напротив, делался упор на обычность сцены и
незначительность причиняемой травмы; Демонстрация
фильма для четвертой группы сопровождалась нейтральным
комментарием, где как можно более объективно
описывались детали различных фаз данной практики.
Сделав анализ записй сердечного ритма и психо
гальванической реакции испытуемых, исследователи
отметили, что наименьшая эмоциональная реакция
наблюдалась в двух последних группах. Напротив,
относительно сильной была эмоциональная реакция в
группе, получившей только зрительную информацию, а
самой сильной у испытуемых, прослушавших эмоционально
заряженный коментарий.
Результаты подобного эксперимента можно сравнить с
реакцией ребенка, впервые идущего в детский сад, в
зубоврачебный кабинет или в кабинет врачатерапевта:
его поведение будет ли он кричать, лишь немного
бояться или перенесет все спокойно очень часто
зависит от количества и характера информации, которую
он получил раньше.
Но, с другой стороны, во время проведения кампании
гуманитарной помощи именно из этих соображений
соображений так важно делать особенно выразительный
акцент на драматические обстоятельства, в котрых
находятся жители некоторых областей земного шара: это
нужно противопоставить "притуплению чувств" изза
перегрузки "объективными" сообщениями в обычных
информационных передчах. Известно также что эмоции,возникающие во время этих кампаний, длятся очень
недолго, и если телезритель не окажет денежную помощь
сразу, то надежда на этот акт милосердия бедет
уменьшаться, так как эмоция со временем угасает.
Изза постоянного несоответствия действительности текущим
потребностям живые существа отдают предпочтение тем ситуациям, в
которых, судя по имеющейся информации, удовлетворение
потребности ниболее вероятно. Кроме того, необходимо отметить,
что положительная эмоция чаще возникает от уверенности в том,
что потребность может быть удовлетворена, чем от самого ее
удовлнтворения. Действительно, стоит только удовлетворить
потребность, как эмоция бстро забывается.
Почему же мы, столкнувшись с неожиданностью или с ситуацией,
возникшей в результате какойто потребности, чаще испытываем
гнев, чем разочарование, чаще отвращение, чем страх, чаще
любовь, чем удовольствие? Повидимому, силы наших эмоций и
направленность, которую они приобретают, тесно связана с уровнем
активации, на котором мы находимся,и с тем, как мы воспринимаем
ситуацию в целом.