Когда следует начинать учить ребенка чтению?

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Видно, что способность к осмысленному чтению предполагает известный общий уровень душевного разви¬тия. Ребенок не может, как следует воспринимать читае-мый текст, если у него вообще не развиты процессы восп¬риятия, если он еще не умеет, как следует, видеть и слы¬шать окружающее. Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению, если у него недостаточно развита речь, если с определенными предметами, чувствами и действия¬ми у него не связалось определенных названий. Процесс обучения чтению будет очень затруднен, если ребенок во¬обще обнаруживает недостаток воображения, догадливо¬сти, понимания. Пытаться обучать ребенка чтению в то время, когда у него для этого не подготовлена еще душевная жизнь, - довольно бесплодная работа. Мало того: преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенка мо¬жет оказать на него даже вредное влияние, вызвав отвра¬щение к самому процессу обучения и подорвав веру в соб¬ственные силы.
Иконка файла материала Когда следует начинать.doc
Когда следует начинать  учить ребенка чтению? Видно, что способность к осмысленному чтению предполагает известный общий уровень душевного развития. Ребенок не может, как следует воспринимать читаемый текст, если у него вообще не развиты процессы восприятия, если он еще не умеет, как следует, видеть и слышать окружающее. Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению,  если у  него недостаточно  развита  речь,  если с определенными предметами, чувствами и действиями у него не связалось определенных названий. Процесс обучения чтению   будет   очень   затруднен,   если   ребенок   вообще   обнаруживает   недостаток воображения, догадливости, понимания. Пытаться   обучать   ребенка   чтению   в   то   время,   когда   у  него   для   этого   не подготовлена   еще   душевная   жизнь,   ­  довольно   бесплодная   работа.   Мало   того: преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенка может оказать на него даже вредное влияние, вызвав отвращение к самому процессу обучения и подорвав веру в собственные силы. Поэтому очень важно прежде, чем  приступить к обучению грамоте, хорошенько приглядеться к ним и посмотреть, достаточно ли развиты у них те процессы, которые необходимы при чтении и обыкновенно проявляются около 6 — 7 лет. Дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, бледными интересами и слабой восприимчивостью, прежде обучения чтению должны подвергнуться ряду систематических педагогических упражнений. В чем же могут заключаться эти упражнения? Одним из самых важных упражнений, подготовляющих  ребенка к обучению чтению, следует признать занятия  природоведением,  при котором ребенок учится восприни­ мать   окружающее,  знакомится  с  его  свойствами,  делает  попытки судить об них и строить разнообразные предположения, причем в то же самое время вырабатывается его  речь,   так   как   ему   невольно   приходится   связывать   со   всеми  получаемыми восприятиями определенные названия и выражать словами  те мысли, которые у него возникают при наблюдении окружающего. Наряду с природоведением, большое значение в смысле подготовки к чтению, могут иметь и другого рода беседы с детьми, сопровождаемые показыванием разных предметов и картин. Совершая с детьми разнообразные прогулки, рассказывая им соответствующие их развитию сказки и события из действительной жизни, вызывая в них воспоминания о недавно пережитых явлениях и побуждая к изложению и оценке всего этого, учитель будет содействовать обогащению и выработке детской речи, а также большему развитию процессов воображения, суждения и восприятия. Большую   услугу   при   подготовке   к   обучению   грамоте  могут  оказать  правильно поставленные занятия рисованием. Не говоря уже о том, что рисующий получает упражне­ ние в разнообразных движениях пальцев и кисти руки, подготовляясь, таким образом, к процессу письма, ­ срисовывание предметов с натуры и воспроизведение их очертаний по памяти дает постоянный повод к углублению восприятий, суждениям и деятельности воображения. А все это,  составляет основу процесса чтения. Наконец, очень важным средством, подготовляющим детей к успешному обучению грамоте,   надо   считать   подвижные   игры  и   другие   физические   упражнения,   застав­ляющие   детей,   в   зависимости   от   изменяющихся   обстоятельств,   но   в   согласии   с определенным планом, менять направление своего внимания, быстро перемещая его с одних  представлений   на   другие.   Когда   ребенок   играет   в   пятнашки   или   казаки­ разбойники   и   должен   то   нападать,   то   увёртываться,   то   упорно   бежать   в   одном направлении, то неожиданно менять его, в зависимости от изменившихся обстоятельств ­ все эти действия являются естественными  упражнениями в гибкости внимания и противовесом развитию в ребенке того «психического автоматизма», который, является одним из серьезных препятствий к успешному обучению грамоте.