Видно, что способность к осмысленному чтению предполагает известный общий уровень душевного разви¬тия. Ребенок не может, как следует воспринимать читае-мый текст, если у него вообще не развиты процессы восп¬риятия, если он еще не умеет, как следует, видеть и слы¬шать окружающее. Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению, если у него недостаточно развита речь, если с определенными предметами, чувствами и действия¬ми у него не связалось определенных названий. Процесс обучения чтению будет очень затруднен, если ребенок во¬обще обнаруживает недостаток воображения, догадливо¬сти, понимания.
Пытаться обучать ребенка чтению в то время, когда у него для этого не подготовлена еще душевная жизнь, - довольно бесплодная работа. Мало того: преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенка мо¬жет оказать на него даже вредное влияние, вызвав отвра¬щение к самому процессу обучения и подорвав веру в соб¬ственные силы.
Когда следует начинать
учить ребенка чтению?
Видно, что способность к осмысленному чтению предполагает известный общий
уровень душевного развития. Ребенок не может, как следует воспринимать читаемый
текст, если у него вообще не развиты процессы восприятия, если он еще не умеет, как
следует, видеть и слышать окружающее. Ребенок не в состоянии успешно обучаться
чтению, если у него недостаточно развита речь, если с определенными предметами,
чувствами и действиями у него не связалось определенных названий. Процесс обучения
чтению будет очень затруднен, если ребенок вообще обнаруживает недостаток
воображения, догадливости, понимания.
Пытаться обучать ребенка чтению в то время, когда у него для этого не
подготовлена еще душевная жизнь, довольно бесплодная работа. Мало того:
преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенка может оказать на
него даже вредное влияние, вызвав отвращение к самому процессу обучения и подорвав
веру в собственные силы.
Поэтому очень важно прежде, чем приступить к обучению грамоте, хорошенько
приглядеться к ним и посмотреть, достаточно ли развиты у них те процессы, которые
необходимы при чтении и обыкновенно проявляются около 6 — 7 лет.
Дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, бледными
интересами и слабой восприимчивостью, прежде обучения чтению должны подвергнуться
ряду систематических педагогических упражнений.
В чем же могут заключаться эти упражнения?
Одним из самых важных упражнений, подготовляющих ребенка к обучению чтению,
следует признать занятия природоведением, при котором ребенок учится восприни
мать окружающее, знакомится с его свойствами, делает попытки судить об них и
строить разнообразные предположения, причем в то же самое время вырабатывается
его речь, так как ему невольно приходится связывать со всеми получаемыми
восприятиями определенные названия и выражать словами те мысли, которые у него
возникают при наблюдении окружающего.
Наряду с природоведением, большое значение в смысле подготовки к чтению, могут
иметь и другого рода беседы с детьми, сопровождаемые показыванием разных предметов
и картин. Совершая с детьми разнообразные прогулки, рассказывая им соответствующие
их развитию сказки и события из действительной жизни, вызывая в них воспоминания о
недавно пережитых явлениях и побуждая к изложению и оценке всего этого, учитель
будет содействовать обогащению и выработке детской речи, а также большему развитию
процессов воображения, суждения и восприятия.
Большую услугу при подготовке к обучению грамоте могут оказать правильно
поставленные занятия рисованием. Не говоря уже о том, что рисующий получает упражне
ние в разнообразных движениях пальцев и кисти руки, подготовляясь, таким образом, к
процессу письма, срисовывание предметов с натуры и воспроизведение их очертаний по
памяти дает постоянный повод к углублению восприятий, суждениям и деятельности
воображения. А все это, составляет основу процесса чтения.
Наконец, очень важным средством, подготовляющим детей к успешному обучению
грамоте, надо считать подвижные игры и другие физические упражнения, заставляющие детей, в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с
определенным планом, менять направление своего внимания, быстро перемещая его с
одних представлений на другие. Когда ребенок играет в пятнашки или казаки
разбойники и должен то нападать, то увёртываться, то упорно бежать в одном
направлении, то неожиданно менять его, в зависимости от изменившихся обстоятельств
все эти действия являются естественными упражнениями в гибкости внимания и
противовесом развитию в ребенке того «психического автоматизма», который, является
одним из серьезных препятствий к успешному обучению грамоте.