Механические колебания.
Величины, характеризующие колебательные движения
Цели урока:
· Изучить, обобщить и оценить знания учащихся по теме «Механические колебания».
· Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике: планировать эксперимент, выучить новые формулы, делать выводы о проделанной работе.
Задачи урока:
· Активизировать и систематизировать знания учащихся о колебательных процессах.
· Создавать на уроке проблемную ситуацию, находить способы ее решения; познавательная новизна, поддерживать работоспособность учащихся, учитывая уровень подготовки.
Оборудование: опорные конспекты, пружинный и математический маятники.
Ход урока
1.Организационный момент
Мы с вами начинаем изучение раздела физики «Механические колебания». Сегодня у нас первый урок по этой теме.
2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
3. Изучения нового материала
Мы начинаем изучение новой темы, которая будет посвящена колебаниям, колебательному движению, волнам, в рамках этой темы мы рассмотрим и такое явление, как звуковые волны. Что же такое колебательное движение, что такое свободные колебания. Итак, что такое колебание?
Определение: колебаниями называют повторяющийся с течением времени, какой-либо процесс.
Колебания – самый распространенный вид движения в природе. Если касаться вопросов, [связанных с механическим движением, то это самый распространенный вид механического движения. Обычно говорят так: движение, которое с течением времени полностью или частично повторяется, называется колебанием.
Примеры колебаний: колебание качелей, шевеление листьев от ветра, качание деревьев под воздействием того же ветра. Или маятник в часах. А еще любое движение человеческого тела: тоже с течением времени повторяется и его тоже можно отнести к колебательным движениям.
Рис. 1. Примеры
колебаний
Наиболее распространенными механическими колебательными системами являются:
Грузик, закрепленный на пружине, т.н. пружинный маятник.
Рис. 2. Пружинный маятник
Математический маятник. Массивное тело, подвешенное на нити.
Рис. 3. Математический маятник
Рассмотрим условия, необходимые для существования колебаний:
- Наличие колебательной системы
- Точка равновесия
- Запасы энергии
- Малое значение сил трения
Во-первых, наличие колебательной системы, о которой мы только что упоминали. Это те самые маятники. В общем случае обычно говорят, что колебательная система – это система, в которой могут существовать колебания. Еще одно важное условие: у любой колебательной системы, маятника должна быть точка равновесия, устойчивого равновесия.
Рис. 4. Примеры колебательных систем
Именно вокруг этой точки и совершаются колебания.
Рис. 5. Наличие положения равновесия
Еще одно условие: в колебательной системе должны быть обязательно запасы энергии, которые приводят к тому, что совершаются колебания. Ведь колебания сами по себе не могут совершаться, мы должны вывести систему из равновесия, чтобы происходили эти колебания. Сообщить энергию этой системе, чтобы потом колебательная энергия превращалась в то движение, которое мы рассматриваем. И напоследок то, что сила трения в колебательной системе должна быть невелика. Если эта сила трения будет большой, то о колебаниях речи идти не может.
В заключение скажем: если данному маятнику, колебательной системе сообщили энергию, то колебания, происходящие в результате такого действия, будут называться свободными. Свободные колебания еще называют собственными колебаниями данной колебательной системы, данного маятника. Свободные колебания являются затухающими. Если никакая дополнительная сила не вынуждает двигаться тело, колебания прекращаются.
А теперь давайте обсудим количественные характеристики
колебаний. Начнем с самой очевидной характеристики, с амплитуды. Амплитуда обозначается большой буквой А и
измеряется в метрах.
Определение: амплитудой называют максимальное смещение от положения равновесия.
Часто амплитуду путают с размахом колебаний. Размах – это когда тело совершило колебание из одной крайней точки в другую. А амплитуда – это смещение, т.е. расстояние от точки равновесия, от линии равновесия до крайней точки, в которую попало. Помимо амплитуды, существует еще одна характеристика – смещение. Это текущее отклонение от положения равновесия.
А – амплитуда – [м]
х – смещение – [м]
Рис. 1. Отличие амплитуды от смещения
Следующая характеристика, к которой мы переходим, называется период колебаний.
Определение: периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание.
Обратите внимание, что величина «период» обозначается большой буквой Т, определяется она следующим образом: - период [c]. Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь. Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний.
Следующая величина – это частота. Определение: число колебаний, совершенных за единицу времени, называют частотой колебаний.
- частота – [c-1] Þ [Гц]
Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца. Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны: - период [c]. - частота – [c-1] Þ [Гц]
Период и частота связаны через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста: .
Сообщение о резонансе.
Что такое резонанс?(найти в учебнике)
В 1750 г. близ города Анжера во Франции через цепной мост длиной 102 м шел в ногу отряд солдат. Частота их шагов совпала с частотой свободных колебаний моста. Из-за этого размахи колебаний моста резко увеличились , наступил резонанс и цепи оборвались. Мост обрушился в реку.
В 1830 г. по той же причине обрушился подвесной мост около Манчестера в Англии, когда по нему маршировал военный отряд.
В 1906 г. из-за резонанса разрушился и так называемый Египетский мост в Петербурге, по которому проходил кавалерийский эскадрон.
Теперь для предотвращения подобных случаев войсковым частям при переходе через мост приказывают «сбить ногу» и идти не строевым, а вольным шагом.
Если же через мост переезжает поезд , то, чтобы избежать резонанса, он проходит его либо на медленном ходу, либо, наоборот, на максимальной скорости. Собственной частотой обладает и сам вагон. Когда частота ударов его колес на стыках рельсов оказывается ей равной, вагон начинает сильно раскачиваться.
С резонансом можно встретиться не только на суше, но и в море и даже в воздухе. Так, например, при некоторых частотах вращения гребного вала в резонанс входили целые корабли. А на заре развития авиации некоторые авиационные двигатели вызывали столь сильные резонансные колебания частей самолета, что он разваливался в воздухе.
4. Подведение итогов и закрепление знаний
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.