МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Коллективная форма организации познавательной деятельности обучающихся»
Андреева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
Коллективная ФОПД. До недавнего прошлого - это наименее разработанная в дидактике ФОПД. Многие учебники педагогики или вообще умалчивают о ней, или ограничиваются двумя, тремя ничего не значащими фразами. И только сейчас разработаны теоретические и технологические основы этой формы организации познавательной деятельности.
Что же собой она представляет?
Коллективная - это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.
Что же значит - «Все члены коллектива участвуют в обучении»? Сущность этой формы такова: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении – то, что знает один, должны знать все. И, с другой стороны, всё, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности таковы:
- наличие у всех участников общей цели;
- разделение труда, функций и обязанностей между участниками группы;
- сотрудничество и товарищеская взаимопомощь в группе. Коллектив – это группа людей,
сотрудничающих друг с другом;
- учет и контроль членов группы за выполнением задания;
- равенство объективных условий для каждого члена группы;
- деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам;
- всей работой руководит педагог, а социальная активность обучающихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого обучающегося.
Коллективная форма организации познавательной деятельности обучающихся – это общение обучающихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава.
Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый спрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение получила микрогруппа их 4-ёх человек, в которую объединяются обучающиеся соседних парт. В каждый момент половина обучающихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.
Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого члена коллектива становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но так же и за знания своих товарищей по учебной работе.
Итак, 3 варианта пар сменного состава:
1. Статистические пары. Для решения учебной задачи объединяются обучающиеся, сидящие за одной партой. Даётся индивидуальное задание паре. Задание выполняется вместе, обеспечивается общение друг с другом, при этом активизируется речевая и мыслительная деятельность обучающихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, исправлять ошибки в момент их возникновения. После выполнения задания они должны рассказать о полученных результатах педагогу. Педагог задаёт дополнительные вопросы на понимание материала, при необходимости объясняет обучающимся их ошибки.
2. Динамические пары, когда для решения учебной задачи объединяются обучающиеся, сидящие за соседними партами. Задание двум, трём парам даётся одинаковое. После выполнения задания обучающихся обсуждают его с каждой другой парой. При этом необходимо менять логику изложения, темп, акценты и т.д., то есть включается механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей. После обсуждения сдают задание педагогу на проверку.
3. Вариационные пары: в группе из четырёх человек каждый работает с разными учебными партнёрами, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. Выполнение заданий идёт по вариантам. Первое задание каждый выполняет в своей тетради, затем обучающиеся меняются тетрадями и выполняют второе задание в тетради своего партнёра. При каждом следующем задании идёт обмен тетрадями. При такой организации работы обучающиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Активизируется мыслительная деятельность обучающихся, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить ошибки.
ЗАНЯТИЕ
Тема: «Пять помощников в одном лице. Органы чувств»
Цель: учить выделять признаки предметов при помощи органов чувств.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны.
ФОПД: коллективная (работа в динамических парах)
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские, игровые,
Здоровьесберегающие.
Средства обучения:
Звучит песня «Будь здоров»
Педагог: Здравствуйте, друзья! Я рада видеть вас в лабораториях нашего института Здоровья!
(1 слайд. Иллюстрация и заглавие «Институт Здоровья»)
Сегодня, в научных лабораториях нашего института мы будем изучать органы чувств. Перечислите их (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние).
(2 слайд. Органы чувств)
Верно, это пять органов чувств, которые помогают человеку познавать окружающий мир.
Уважаемые сотрудники, в своих лабораториях, сегодня, вы сможете проверить, как работают ваши органы чувств.
По окончании нашей работы, мы подведём итог и вместе сделаем вывод: каковы же функции органов чувств.
Обратите внимание, на столах ваших лабораторий лежат листы наблюдений с заданиями и предметы для исследовательской работы под соответствующими номерами. Результаты исследований сразу же записывайте в лист наблюдений.
Необходимую помощь вам окажут наши консультанты.
Итак, начинаем лабораторные исследования.
(«Сотрудники» каждой лаборатории выполняют все пять заданий, затем делятся своими исследованиями с другими лабораториями)
ЗАДАНИЕ № 1
Задание: «Найдите и посчитайте, какое количество геометрических фигур (окружностей, треугольников, прямоугольников) изображено на рисунках.
Запишите ответ.
ЗАДАНИЕ № 2
Задание: «Определите на слух содержимое коробочек, наклейте ответ».
Ответы: (горох, рис, ячневая крупа)
ЗАДАНИЕ № 3
Задание: «Определите по запаху содержимое этих коробочек».
Ответ: (кофе, чеснок, банан, апельсин).
ЗАДАНИЕ № 4
Задание: «Определите сок по вкусу»
Ответ: (клубника, вишня, слива)
ЗАДАНИЕ № 5
Задание: «Определите на ощупь, не заглядывая в конверт, структуру материала».
Ответы: (шёлк, шерсть, х/б).
Педагог: Итак, уважаемые друзья, я вижу, что вы закончили лабораторные исследования. Давайте вернёмся к первому заданию и попросим научных сотрудников лаборатории № 1 прокомментировать его. Зачитайте первое задание и доложите результаты ваших исследований. Сотрудники остальных четырёх лабораторий сравнивают с результатами своих исследований.
Сотрудники лаборатории № 2, просим вас зачитать второе задание и результат ваших исследования. Все согласны с данными результатами? Есть дополнения, комментарии?
Теперь сотрудники лаборатории № 3, огласите результат исследований по четвёртому вопросу. Все согласны с данными результатами? Есть дополнения, комментарии?
И, наконец, сотрудники лаборатории № 5 доложите результат исследований по пятому вопросу. Сравним наши результаты.
Молодцы, друзья. Я вижу, что органы чувств у всех развиты на все 100%, что очень радует.
Итак, скажите, каковы же функции органов чувств человека, за что они отвечают?
Верно, органы чувств – главные помощники, самый ценный и удивительный дар природы, поэтому необходимо не только беречь, держать их в тонусе, но и делать специальную профилактическую гимнастику, например, такую:
(Звучит музыка В. Высоцкого «Гимнастика». «Сотрудники» лабораторий выполняют гимнастику на профилактику здоровья органов чувств)
Музыкальная гимнастика.
1. Чтобы глазки не болели,
На детей с утра смотрели,
Да глядели «в оба» проницательно!
Вы готовы? На счёт раз – все закрыли веки, глаз,
На счёт два - открыли обязательно!
Раз – зажмурились все, молодцы!
Два – открыли все глаза!
2. Широко рот открывайте,
Язык к нёбу прижимайте,
Раз, два, три и будет улучшение!
Да чтоб он не уставал,
Чувства вкуса не терял,
Помогал читать стихотворение!
(Прижали все язык к нёбу - раз, два, три – молодцы!
3. Пальцы ваши подустали,
Целый час они писали,
Да смотрите - руки ваши вялые!
Вместе их сейчас сомкните
И ладони разотрите!
Раз, два, три – и руки снова алые!
(активнее трём ладони, поиграем пальцами, трясём кистью, поднимем руки вверх, поприветствуем друг друга, дружные аплодисменты!)
4. Мы про слух не позабыли,
Да, чтоб звуки уловили,
Нет важнее уха обаяние,
Раз, два, три – потёрли ушки,
Очень сильно на макушке,
Не грозит нам уха обострение!
(активнее трём ушки!)
5. А про нос не позабыли?
Раз и два, и три, четыре.
Мы потрём все кончик обоняния,
Нет важнее в этом мире
Разбираться в свежем сыре,
Всем здоровья вам и до свидания!
Нет важнее в этом мире
Разбираться в свежем сыре,
Всем здоровья вам и до свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.