Урок № 40
Тема: Колониальная политика царизма.
Тип урока: Комбинированный.
Цель
урока: Рассказать
учащимся о политике проводимой Российской империей на
территории Кыргызстана.
Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты
Содержание и ход урока
I. Организационная часть:
1. Проверка готовности кабинета.
2. Отметить отсутствующих на уроке.
II. Повторение пройденного материала:
1. Какое положение сложилось в кокандском ханстве к середине XIX веке?
2. Какую роль играл в Кокандском ханстве Алымбек датка?
3. Кто такой Алымкул аталык?
4. Кто такая Курманжандатка и чем ее заслуга в перед историей?
III. Сообщение новых знаний:
1. Система управления земельная политика царского правительства.
2. Экономическое положение.
3. Скотоводство.
4. Земледелие.
5. Промышленность.
6. Социальный состав населения.
IV. Задание на дом: Прочитать и
конспектировать по книге Дж. Осмонова История
Кыргызстана с древнейших времен до
наших дней. Б., 2014 г.
V. Закрепление знаний:
1. Расскажите о система управления?
2. Каково было земельная политика царского правительства?
3. Расскажите о социальном составе населения.
4. Расскажите об экономическом положении Кыргызстана.
VI. Итог и
оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и
ставить оценки.
Колониальная политика царизма. Россия ввела в Кыргызстане собственные порядки административного управления. Кыргызстан был поделен на области, области — на уезды. Уезды, в свою очередь, делились на волости, в которые входили аилы. Волости состояли из тысячи или двух тысяч дворов (семей), а аилы из ста — двухсот дворов. Всего было образовано 73 волости. Во главе областей и уездов стояли русские чиновники. Обычно это были царские офицеры, так как управление завоеванными землями носило полувоенный характер.
На должности волостных управителей и управителей аилов выбирались манапы, баи и бии, которые беспрекословно и четко выполняли указания царской власти. Управителя волостью называли — волостной, а главу аила — старшина. Со временем на должности волостных или старшин царские власти стали назначать угодных им баев и манапов без проведения выборов. Волостные исполняли распоряжения царского правительства, обеспечивали своевременный сбор налогов и податей. Старшины подчинялись волостным, выполняли их указания.
Введение новых порядков управления внесло новые элементы в жизнь и быт кыргызов, обусловило начало изменения сложившихся веками патриархально-родовых устоев кыргызского общества. Начали рушиться межплеменные связи. После введения выборной системы баи и манапы потеряли право передавать власть по наследству. Уменьшилась зависимость людей от родоплеменной верхушки. Затихли межплеменные раздоры, постепенно ограничивалась власть местных баев и манапов.
Земельная политика. Колониальный характер царской власти по отношению к подчиненным территориям ярче всего проявился в земельной политике. В Кыргызстан потянулись переселенцы из России. Их обустройством занимались специально созданные переселенческие управления. Царское правительство предоставляло переселенцам удобные для земледелия земли. Кыргызов изгоняли из речных долин, с низменных мест, густо поросших зеленой травой, близлежащих к дорогам территорий. Их занимали переселенцы. На месте расселения кыргызов появились русские села. Царская власть была заинтересована в том, чтобы в Кыргызстане было больше русских крестьян и чтобы они были богаче, так как это укрепляло ее могущество здесь. Поэтому к переселенцам относились с большим вниманием: каждому выделялось 30 десятин земли (1 десятина — 1,2 га), их на 15 лет освобождали от налогов и военной службы. Кроме того, им оказывалась денежная помощь.
В 1905—1912 годах только в Бишкекском уезде (по-русски Пишпекском), где проживали кыргызы, было основано несколько десятков русско-украинских сел. В Прииссыккулье у кыргызов отняли 50 тысяч десятин земли.
В 1916 году на долю русских Пржевальского уезда,
составляющих 21 процент от всего населения, приходилось 67,3 про цента пахотных
земель. В Бишкекском уезде русским, составляющим 38,1 процента населения,
принадлежало 57,3 процента пахотных земель.
Особенно пострадали простые кыргызы-земледельцы. У них отобрали
земли вместе со строениями, зимовками, загонами для скота, а самих вытеснили в
малопригодные для земледелия места.
Бежавших в Кыргызстан после подавления восстания в
китайских владениях Восточного Туркестана дунган и уйгуров царские власти также
поселяли на удобных для земледелия территориях Ферганской и Чуйской долин,
Иссык-Кульской котловины.
В результате земельной политики царизма к 1916 году русским,
составляющим 6 процентов населения Туркестана, было передано 57,7 процента
пахотных земель.
Генерал-губернатор Туркестана А. Н. Куропаткин признавал: “По
сравнению с другими народами, проживающими в Туркестане, кыргызский народ во
многом был бесправен в отношении землепользования”.
Налоги. На первых порах после присоединения к российскому государству кыргызы продолжали платить такие же налоги, как и при Кокандском ханстве. Затем размеры налоговых сборов были пересмотрены, их стали устанавливать с учетом местных условий. Теперь кыргызы, занимающиеся кочевым скотоводством, обязаны были платить по 2 рубля 75 копеек с семьи. Так как земля была объявлена государственной собственностью, то за выпас с каждой овцы взимали 3 копейки, лошади — 30, верблюда — 50 копеек. Размеры налогов постоянно росли и достигли перед первой мировой войной 15 рублей в год с одной семьи. Это были большие деньги. Тогда за один рубль можно было купить овцу.
Оседлое население платило два вида земельного налога — харадж и танап. Харадж взимался с хлебных посевов, а танап (мера измерения площади) — с садово-огородных земель. Харадж взимался зерном — 10 процентов от урожая, а танап — деньгами. В 1886 году танап стал называться денежным оброком и устанавливался по общему количеству земли, независимо от того, обрабатывается земля или нет. Помимо обязательных государственных налогов местные управители — баи и манапы — устанавливали еще и свои феодальные подати. Люди должны были платить за выпас скота на земле бая, отдельно за прогон скота по его земле, выделять средства и скот на содержание манапа и проводимые им торжества, поминки, делать взносы на расходы, связанные с проведением различных мероприятий, общих для всего рода. Для местных чиновников получение взятки стало обычным явлением.
Колонизаторская политика царизма, деспотизм местных баев и манапов все больше усиливали недовольство угнетенного народа.
После полного присоединения Кыргызстана к России были введены другие порядки в управлении. Территория Кыргызстана была разделена между областями Туркестанского генерал-губернаторства, а области ныли разделены на уезды, уезды, в свою очередь, делились на полости. Таким способом царизм проводил колониальную политику «разделяй и властвуй». Для захваченных территорий были разроботаны особенные положения административного управления. В соответствии с ней во главе областей и уездов стояли русские военные чиновники, а волостями и аилами управляли местные манапы и баи. На должность волостных проводились выборы, а избранным правителям народ обязан был подчиняться беспрекословно. По «Положению об управлении Туркестанского края» права местного населения были ограничены. Земля народа Кыргызстана считалась собственностью государства. На самом деле это означало, что по закону Российская власть в любое время могла отобрать зимовки, пастбища и пашни, с древности принадлежащие кыргызам, и оставить их ни с чем. Часть земель по всей территории Кыргызстана отбирала и на ней селились переселенцы из России. Именно они должны были стать опорой русской власти. Одно за другим появлялись русские поселения, занимавшие речные долины, добротные пашни, зеленые луга. Быстро разбогатев, русские стали притеснять местное население. Увеличение налогов и поборов со стороны новой власти вызывало снижение уровеня жизни народа. В результате со времени присоединения к России права кыргызов были ограничены, а сами они были вынуждены терпеть все тяготы колониального господства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.