Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
КОЛЯДА
Цели: воспитание интереса к истории родной страны, уважения к её
традициям; развитие фантазии, творческих способностей учащихся.
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а:
– Хозяйка.
– Колядовщики (10 человек).
– Хозяин.
– Поводырь.
– Мальчик.
– Мехоноска.
– Медведь.
– Ведущий.
Х о д м е р о п р и я т и я
Ведущий. Здравствуйте, добры молодцы! И вы, красны девицы,
здравствуйте! Я рада принимать вас в этом уютном зале. Мы собрались
на посиделки.
В старину люди, закончив осенние работы, заготовив на зиму все
необходимое, могли немного отдохнуть. Особенно ждали в народе
Святки. Эти празднества продолжались две недели, от Рождества до
Крещения, а самым интересным было колядование.
Дети обычно колядовали днем, а взрослые – молодежь и старики –
вечером. На колядки можно было переодеваться. Это переодевание
называлось «ряженьем», или «окручиванием». Одевались в цыганок и
барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательными
участниками колядок были медведь с поводырем и мехоноска со
специальным мешком, который назывался «мех».
Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам
счастья, благополучия и здоровья – пели им колядки – специальные
песенки. А хозяева угощали гостей пирогами, колядками – специально
испеченными фигурками животных, людей, сказочных существ, или
давали деньги.
Все, чем угощали хозяева, складывалось в «мех» к мехоноске, а
после окончания колядования угощения съедали все вместе, в кругу.
Отсюда и название коляды: «колада» – круговая еда.Когда «мех» (мешок) становился полным, мехоноска говорил:
«Хватит колядовать!». Тогда в последней избе устраивали посиделки.
Что это такое?
Посиделки – это отдых, веселье, где загадывали загадки, пели
частушки, рассказывали потешки и небылицы, танцевали.
Сегодня у меня есть помощники – колядовщики. Они помогут
узнать, как проходили колядки.
Вот и матушказима пришла,
Отворяйка ворота!
Пришли Святки!
Пришла коляда!
1й к о л я д о в щ и к . Колядамоляда! Зашла в новы ворота!
2й к о л я д о в щ и к . А за ней и мороз. Через тын перерос!
3й к о л я д о в щ и к . Принес он холод. Так что дед Архип стал
молод!
4й к о л я д о в щ и к . Мороз не велик. Да стоять не велит!
5й к о л я д о в щ и к . Не велит мороз стоять. Нам пора колядовать!
Колядовщики идут змейкой, взявшись за руки, и поют:
Колядамоляда, прикатила молода.
Мы нашли коляду во Ивановом двору!
Эй, дядька Иван, выноси добро во двор!
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром!
Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу!
Красному гостю – красное место!
Колядовщики входят в избу.
Х о з я й к а . Вот вам угощенье – пироги да печенье,
Пряники, конфетки. Покушайте, детки!
Колядовщики складывают угощенье в «мех».
6й к о л я д о в щ и к .
Мы малешеньки колядовщики,
Мы пришли прославлять, хозяев величать.
7й к о л я д о в щ и к . Иван – господин. Светлый месяц!8й к о л я д о в щ и к . Красное солнышко – его Варварушка!
9й к о л я д о в щ и к . Частые звездочки – его детушки!
10й к о л я д о в щ и к . Иван Иванычу – житья 100 лет!
1й к о л я д о в щ и к . Его женушке – всегда здравница.
2й к о л я д о в щ и к . И всем его деточкам:
Сыновьям, дочерямбарышням!
Все. Житья вам всем лет до 200!
Мехоноска. Ну, хватит, ребятушки!
Полный мешок наколядовали!
Х о з я й к а . Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, будем петь да плясать!
Все рассаживаются, выходит поводырь, ведет медведя.
П о в о д ы р ь . Мишенька, покажи нам, как бабы ходят по воду.
Медведь берет коромысло с ведрами, зачерпывает воду, несет,
вдруг падает.
П о в о д ы р ь . Мишенька, как девушки на гулянку собираются?
Медведь берет зеркало, помадой красит губы. Держась за край
юбочки, кружится.
П о в о д ы р ь . Мишенька, как ребятишки воруют чужой горох?
Медведь ест, оглядываясь по сторонам, гладит лапой живот.
П о в о д ы р ь . А как, Мишенька, животы у них болят?
Медведь охает, схватившись за живот.
П о в о д ы р ь . Молодец, Мишенька, вот тебе пряник!
Х о з я й к а . А не загаднуть ли вам?
4й к о л я д о в щ и к . Загаднуть, загаднуть!
Х о з я й к а . Вырос лес, белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
Д е т и . Морозный узор.
Х о з я й к а . Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
Д е т и . Мороз.
Х о з я й к а . Мать толста, дочь красна,
Сын под небеса уходит и не приходит.Д е т и . Печь, огонь, дым.
Х о з я й к а . Тудасюда снует. Что в зубы возьмет,
На две части разжует.
Д е т и . Пила.
Х о з я й к а . Частый, зубастый. Вцепился в чуб вихрастый.
Д е т и . Гребень.
Х о з я й к а . У тетушки Фелицы есть четыре сестрицы:
Из нихто две хвалятся: «Мы делать горазды!».
А другие две хвалятся: «Мы ходить горазды!».
Д е т и . Руки и ноги.
Х о з я й к а . Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да говорят насмешки.
Дети читают небылицы.
М а л ь ч и к . Что с ногами, не пойму: вправовлево носятся,
Не стоят они на месте, так в кадриль и просятся!
Дети танцуют.
Х о з я й к а . А кто горазд потешками нас развеселить?
Дети разыгрывают сценки.
– Тит, а Тит, пойдем молотить?
– Спина болит!
– Тит, пойдем мед пить?
– Дай скорее шапку схватить!
– Фома! У тебя в избе тепло?
– Тепло! На печи в шубе терпеть можно!
– Где ты, брат Иван?
– В горнице!
– Что делаешь?
– Петру помогаю!
– А Петр что делает?
– На печи лежит!!!
Х о з я й к а . А не засиделись ли вы, добры молодцы, и вы, красны
девицы? Не хотите ли вы поиграть, вашу удаль показать?
Дети играют «в уголки».
Четыре человека стоят по углам квадрата, пятый – «мышка» – в
центре. После окончания речитатива четверо должны поменятьсяместами, а «мышка» в это время должна занять свободный угол. Тот,
кому не хватило угла, становится «мышкой». Затем игра продолжается.
– Мышка, мышка! Подай уголок
За шильце, за мыльце,
За белое белильце, за зеркальце!
Мышка, мышка, дай ключи!
Поди вон и постучи!
Из угла и в угол. Друг за другом – вон!
Дети принимают участие в играх «Перетягивание каната»,
«Метание снежков в обруч».
Х о з я й к а . Эй, парнишки и девчушки! Не споете ль нам частушки?
Дети поют частушки.
Хорошо колядка пелась, милые подружки!
Только что за посиделки без нашей частушки?
Милому рубашку шила да смотрела не туда:
Вместо ворота пришила оба вместе ворота.
Ой, маманя, не перечь! На печи не устеречь!
Всю трубу разворочу! На гулянку ускачу!
Все пришли, все пришли. Все по лавкам сели!
Твоего милого нет, наверно, волки съели!
Я пойду с гармошечкой под твое окошечко.
Погляди, гармошечка, откроется ль окошечко?
Эй, топни нога, топни правенькая!
Все равно ребята любят, хоть и маленькая!
По деревнето пойдешь: все березы – веточки.
Наши пермские ребята ниже табуреточки.
Дай Бог снежку, гладеньку дорожку!
Неудача чтоб ушла от моего окошечка!
Я узоры пришивала, громко песни распевала.
А теперь пойду домой. Не хотите ли со мной?
Мы вам спели, как сумели. И сыграли, как смогли.
Ждите нас на той недели. А теперь домой пошли!
4й к о л я д о в щ и к .
Всем людям добрым
Желаем добра,
Злата и серебра.
5й к о л я д о в щ и к .Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!
Все к о л я д о в щ и к и (поют коляду).
Счастье будет вам горой!
Урожая – воз большой!
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка!
Кому песни споем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется!
Дарят друг другу подарки.
Х о з я й к а .
А вот вам на память печенье,
Примите от нас угощенье!
Дети получают печеньеколядки. Продолжение праздника –
чаепитие.