Тема «Космос»
Цель: расширить знания детей о космосе, обогащение словаря по данной теме «Космос».
Образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Комбинированное занятие в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках праздника «День космонавтики 12 апреля»
Учитель-логопед высшая категория Пашковская О.П.
Воспитатель: Печкурова Е.А.
Тюменская область, город Сургут
Тема: «День космонавтики».
Использование развивающих игр для развития межполушарного взаимодействия
Коррекционно-образовательные цели:
-Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания;
-Обогащать, активизировать и актуализировать словарь;
-Формировать жизненный опыт ребёнка;
-Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира.
Коррекционно-развивающие цели:
-Развивать психические функции ребёнка, память, внимание; эмоционально-волевую сферу.
-Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.
- Формировать грамматический строй речи.
-Развитие мелкой моторики;
-Формировать связную речь: монологическую и диалогическую.
Коррекционно-воспитательные цели:
-Воспитывать самостоятельность и инициативность.
-Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах.
Задачи:
- Продолжать учить детей создавать космические аппараты используя, конструктор «Magforms»
- Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов.
- Создать условия для использования разных инструментов и материалов.
- Развитие воображение и мелкой моторики рук.
- Закрепление знаний детей о космосе.
Оборудование:
- Конструктор « Magforms»
Закрепление материала:
- Самостоятельная деятельность со строительным материалом.
- Сюжетно ролевая игра « Космонавты»
Оснащение для организации совместной деятельности:
демонстрационный материал – магнитная доска, звездочки, конструктор, палочки цветные, геометрические фигуры 2 круга, иллюстрации, портрет Ю.А.Гагарина; раздаточный материал – альбомный лист на каждого ребенка, пано простые карандаши, , мяч, схемы, изображающие ракету, счетные палочки и «Волшебные коврики»-Космос.
1.Организационный момент.
Логопед: Ребята, скажите, какой месяц?
Дети: Апрель.
Логопед: А какое число?
Дети: 12 апреля.
Логопед: А что сегодня за праздник?
Дети: День космонавтики.
Логопед: А как вы думаете, кто первым увидел Землю из космоса?
Дети: Первый полетел в космос Юрий Гагарин.
Логопед: Какой был Юрий Гагарин?
Дети: Смелый, мужественный, выносливый, веселый, трудолюбивый, умный, дисциплинированный, находчивый.
Логопед: Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток»
Ю. Гагарин совершил полет в космос. Каждый год 12 апреля страна отмечает День космонавтики.
2. Основная часть.
Определение темы.
Логопед предлагает сделать отсчет: Обратный отсчет: 5,4,3,2,1 – старт!
Надеть ракеты и отправится в Космос.
Дети надевают ракеты и отправляются в путь.
3. Упражнение на развитие мелкой моторики и координации движений. (Дети строят из цветных палочек на ковриках ракету.)
1.Мы построили ракету.
Как же трудно было это.
Все достроили! «Ура»!
В космос нам давно пора!
Если посмотреть в небо «Что вы увидите?»
Ребята «Мы увидим звезды»
На столе лежат звезды.
Логопед: Посмотрите, на столе лежат звезды поднимите вверх, вправо, влево, вперед.
Логопед: Мы с вами в Космосе.
Логопед: А как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
Дети: О космосе.
Дидактическая игра.
Логопед: Если посмотрим на небо днем, что мы увидим?
Дети: Солнце.
Логопед: А что еще можно увидеть в небе звезды, и наши космические корабли.
Дети садятся за столы и выполняют задание:
Логопед: Что можно увидеть, если посмотреть на небо ночью?
Дети: Звезды.
Логопед: Звезд в небе очень, очень много. Представьте, что вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо.
6. Глазодвигательное координационное упражнение.
Выполняется гимнастика для глаз.
Мы звездочку увидели, глаза вверх подняли
Вот звезды полетели, глаза вправо посмотрели
Вот звезды полетели, глаза влево посмотрели
А теперь звезда внизу
(дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево).
Глаза закрыли, глаза отдыхают. Открыли глаза.
Логопед: А вокруг нашего Солнца вращается девять планет Все вместе они и составляют солнечную систему.
Давайте вспомним нашу считалку про планеты.
7. Упражнение на развитие моторики и координации движений.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий – раз,
Венера – два- с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идёт по счёту,
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
8. Развитие связной речи.
Логопед Ребята, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Мы живем на Земле.
Логопед: Как называются люди на этой планете?
Дети: Люди, живущие на Земле, называются земляне.
Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в космос. Кем мы будем в полете?
Дети: Мы будем космонавтами.
Логопед: Где стартуют космические корабли?
Дети: Космические корабли стартуют с космодрома.
Логопед: А что наденем когда полетим в космос?
Дети: Мы наденем шлем, скафандр и специальную обувь.
4. Игра «Назови первый звук и последний в словах?»
Логопед: Занимаем места в ракете. Чтобы ракета продолжила свой полет, надо отгадать ее путь.
Логопед: Какой звук вы услышали в слове Космос? Первый звук согласный? Космос.
Логопед: Последний звук в слове Космос? Первый звук согласный в слове полёт.
Логопед: Первый звук - в слове звезда.
Логопед Первый звук - это звук работы двигателя.
Дети отгадывают слово.
Логопед: Внимание! Приготовиться к полету в космосе . Обратный отсчет: 5,4,3,2,1 – старт!
Поднимается ракета
Чертит небо ярким светом.
Мы находимся в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?
Дети: Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Простая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе.
Проводится упражнение "Внимание, космонавты!"
Ничего не говорите. лишь руками покажите - высоко, низко, далеко, близко, слева, справа, широко, узко.
5. Формирование грамматического строя речи. Доскажи словечко.
Логопед: Давайте посмотрим в иллюминатор, а что мы там видим, отгадайте:
Утром выглянем в оконце
Нам навстречу светит … (солнце).
Ночью светит нам она,
Белолицая … (луна).
Понеслись к другой планете
Космонавты на … (ракете).
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
-Спать ложитесь поздно!-
Потому что мать - луна.
А дочурки..... (звезды)
А медведица - с ребенком,
Добрым, славным медвежонком,
Рядом с мамой светится
Малая … (медведица)
Логопед: Молодцы! А сейчас давайте подойдем к столам, сядем и отгадку следующей загадки нарисуем.
По небу ходит
Маляр без кистей
Краской коричневой
Красит людей. (солнце)
Логопед: Мы немного освоились на нашем космическом корабле, где космонавты не только работают, но и отдыхают.
9.Продолжение полета с детьми в Космос.
Идёт спокойно наш полёт.Нас впереди планета ждёт.
8.Дидактическая игра « Собери звуки, звуки рассыпались»
Логопед: Отгадайте название планеты. Логопед называет слово по звукам (Сатурн)
Наш корабль (ракету) зажали кольца Сатурна.
Наша ракета мчится вперёд
Какая планета нас в гости ждёт?
Логопед: Отгадайте название планеты по «рассыпанным звукам» . (Марс.)
Логопед: Даётся команда: «Включить контакт». Контакта нет. Гигантская пылевая буря разыгралась на Марсе. Идут только отдельные слова. Отгадайте слова и объясните их значение. (Орбита, Гагарин, старт, космодром.) Летим дальше.
Вот планета перед нами,
Покрыта белыми облаками.
Логопед: Узнайте название планеты. (Венера.)
Летим вперёд, летим вперёд!
Последняя планета ждёт.
Логопед: Отгадайте её название. (Земля.) Идём к земле. На чём будем возвращаться отгадаем звуки в слове. Игра «Собери слова». (Ракета.)
2 часть комбинированного занятия с воспитателем.
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова
- Давайте вспомним, что такое космос?
Это огромное пространство, которое окружает нашу Землю, в нем есть звезды и разные планеты.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир космоса.
- Но что нам нужно для того что бы отправиться в наше путешествие
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звезд.
Ответ: Ракета
- Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам построить свою ракету
- Перед тем как мы приступим к работе, подготовим наши пальцы.
9. Развитие общей и мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
"Будем в космосе летать".
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).
Самостоятельная деятельность с конструктором.
- Сейчас мы с вами разделимся на три группы, каждый выберет себе тот материал, из которого он желает сделать свою ракету.
Физкультминутка:
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
10. Итог. Индивидуальная оценка деятельности детей.
Что понравилось детям на занятии в путешествии?
Ответы детей.
Награждение звездами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.