Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной культуры личности
Оценка 4.7

Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной культуры личности

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
19.04.2023
Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной культуры личности
Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной культуры личности
Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной культуры личности.docx

Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной  культуры личности

Оглавление

Введение................................................................................................. 3

1.  Понятие об информационной культуре............................................. 4

2. Роль библиотеки в развитии информационной культуры................... 7

Заключение........................................................................................... 10

Список литературы............................................................................... 11

 


 

Введение

Современная библиотека - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном режимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг. Это центр работы с книгой и информацией, центр общения и досуга, центр развития интеллектуального и творческого потенциала читателей.

Система формирования информационной культуры личности посредством информационно-образовательной среды библиотеки является непрерывным процессом, сочетающим в себе: мотивационно-ценностный, когнитивный, действенно-практический и эмоциональный компоненты; совокупность взаимодействующих принципов; социально-педагогических условий, способствующих ее формированию; методы и формы взаимодействия объектов и субъектов процесса библиотечного обслуживания; гуманистический характер отношений между участниками библиотечного взаимодействия.

Целью данной работы является изучение комфортной библиотечной среды как способа формирования информационной культуры личности.

Задачами работы являются;

·        Описание понятия информационной культуры

·        выявление роли библиотеки в развитии информационной культуры

 


 

1.  Понятие об информационной культуре

Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень информационной подготовки, который позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой информационной среде, а и принимать участие в его формировании и преобразовании, содействовать информационным контактам.

Под информационной культурой в общем случае понимают комплекс теоретических знаний и практических навыков по работе с информацией.

Информационная культура является частью общей культуры. Целью ее является  организация информационного обеспечения человеческой деятельности. Она тесно связана с духовной составляющей личности человека. Культурный человек духовно богат, разносторонне развит, имеет зачатки нравственного и эстетического воспитания, а также вежлив и тактичен. Все эти качества культурный человек с успехом должен реализовать и в информационной среде.[1]

Категориями информационной культуры личности можно считать ее умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять поиск необходимой информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Знания и умения в области информационных технологий отличают информационно культурного человека. Большой процент профессий на рынке труда связаны с реализацией информационных процессов: сбором, обработкой и хранением и передачей информации, а также подготовкой электронных документов.

 Для того чтобы иметь успех на профессиональном поприще, следует уметь работать с офисными приложениями.

Навыки работы с текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных и программами для подготовки презентаций являются почти всегда необходимыми при устройстве на работу.

Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий.[2]

 Кроме этого, в структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:

•        коммуникативной (культуры общения);

•        лексической (языковой, культуры письма и оформления деловой документации);

•        интеллектуальной (культуры умственного и научно-исследовательского труда);

•        информационно-правовой; нравственной и мировоззренческой.

Все компоненты информационной культуры взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Информационная культура - многоаспектное понятие, способности и возможности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владение компьютерной грамотностью. Современная жизнь полна перемен.

Информационная культура в узком смысле рассматривается как комплекс теоретических знаний и практических навыков по работе с информацией. Многие организации международного уровня заняты вопросами информационной культуры и грамотности. Информационно культурный человек является уверенным пользователем продуктов информационно-коммуникационных технологий, а также знает правовые и этические нормы работы с информацией и строго следует им.

В контексте информационной культуры определено понятие информационной грамотности, введенного Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL) в 2006 году.

Понятие информационной грамотности включает в себя навыки работы с информацией, необходимые для эффективного поиска и использования информации, оценки эффективности и достоверности информации, соблюдения правовых и этических норм.

Большое внимание уделяется вопросам формирования и развития информационной культуры со стороны международной организации ЮНЕСКО. Отдел Цифровой педагогики и учебных материалов ИИТО ЮНЕСКО ведет активную работу в сфере продвижения медийно-информационной грамотности.

 

 

 

 

 

 

 


 

2. Роль библиотеки в развитии информационной культуры

Библиотечно-библиографическая культура – комплекс знаний, умений, навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Она включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек, библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации.

Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, умение применять рациональные приемы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно обращаться с произведениями печати. [3]

Меняется страна, меняется библиотека, меняются культурные и информационные запросы населения. Сегодня к библиотекарю и библиотеке представляются повышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогает библиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работа является для библиотек традиционной.

 Другое дело, что не всегда и не во всех библиотеках она ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинства читателей библиотек ещё не достаточно высок.

 Многие из них не могут свободно ориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельно литературу или использовать справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоваться СБА.

В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую часть информационной среды ресурсов, к которой прилагаются программные средства, машиночитаемые источники информации, компьютеры, а возможность подключения к международным компьютерным сетям обогащает их еще и мировыми информационными ресурсами.

 Формирование информационной культуры читателей, которая включала не только традиционную библиотечнобиблиографическую культуру, но и умение оперировать информацией с употреблением современных компьютерных средств, т. е. соединяла не только традиционный библиографический инструментарий с компьютерными средствами, является одной из основных функций современной библиотеки.[4]

Для ее реализации библиотеки должны перейти от традиционной пропаганды библиотечнобиблиографических знаний среди читателей до их целенаправленного информационного образования. Процесс формирования информационной культуры является комплексным и должен осуществляться в библиотеке в пяти взаимосвязанных направлениях:

1) работа по совершенствованию комплектования по раскрытию библиотечных фондов;

2) систематическое изучение динамики информационных потребностей пользователей и читателей, особенно связанных с ценностно-ориентированной, познавательной, производственной деятельностью;

3) создание комфортных условий для удовлетворения информационных потребностей читателей;

4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно- информационно-компьютерных и библиографических знаний;

5) реклама и популяризация информационных услуг библиотеки среди пользователей и читателей

Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение информационного образования общества.

Процесс формирования информационной культуры читателей требует дифференцированного подхода, подбору программ и методик обучения с учетом профессиональной специализации читателей их информационных потребностей и информационной подготовки, имеющимися навыками владения компьютерной техникой. Диапазон информационных потребностей, требований читателей, которые обращаются в библиотеку, не ограничен. Поэтому организацию мероприятий по информационному образованию целесообразно проводить на трех уровнях:

1. Традиционное обучение пользованию библиотекой.

2. Библиографическое обучение, которое предполагает обучение методам поиска информации и изучение библиографических источников;

3. Обучение читателей употреблению информацией на электронных носителях, электронными базами данных с использованием компьютерной техники.

Формы обучения отличаются способом передачи информации, широтой охвата аудитории: это обзоры, выставки, библиографические уроки, консультации, дни библиографии, экскурсии, методические советы, путеводители, и другие.


 

Заключение

Обучение информационной культуре реализовывается в ходе информационно-библиографического, справочно-библиографического, обслуживания читателей, дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также имеющихся навыков и опыта самостоятельной работы с информационными ресурсами и книгой. Для того чтобы осуществлять библиотечно-информационное обслуживание сотрудники библиотеки должны владеть информационными и библиографическими навыками и знаниями достаточными, чтобы участвовать в процессах обслуживания, оказывать в необходимых условиях помощь читателям в применении картотек и каталогов информационных ресурсов, баз данных, возможности Интернета при поиске необходимых источников.

Чем выше уровень информационной грамотности сотрудников, тем успешнее библиотека будет выполнять возложенные на нее задачи. Обучение основам информационной культуры представляет собой непрерывный процесс. Только достойное внимание к этому участку работы, применение всех возможных форм обучения и библиографических пособий, дают желанный итог.

Таким образом, высокий уровень информационной культуры личности, разрешает обеспечить такое состояние интеллектуальной, духовной, политической, морально-этической, вооруженности общества, человека, государства при котором никакие информационные воздействия на них не в состоянии вызвать деструктивные последствия на пути стойкого прогрессивного развития указанных субъектов.

Список литературы

 

1.                 Гендина Н. И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний // Школьная библиотека. 2019. № 6-7. С. 101.

2.                 Кашурникова Т. М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся : метод. рекомендации для библиотекарей. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2019. 127 с.

3.                 Лау X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2020. -17 с.

4.                 Пилко И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2019. -С. 119.


 

5.                 Скачано с www.znanio.ru



[1] Лау X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2020. -17 с.

 

[2] Кашурникова Т. М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся : метод. рекомендации для библиотекарей. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2019. 127 с.

 

[3] Гендина Н. И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний // Школьная библиотека. 2019. № 6-7. С. 101.

 

[4] Пилко И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2019. -С. 119.

 

Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной культуры личности

Комфортная библиотечная среда как способ формирования информационной культуры личности

Оглавление Введение ........

Оглавление Введение ........

Введение Современная библиотека - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном режимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг

Введение Современная библиотека - это информационный автоматизированный центр, обслуживающий пользователей как в локальном, так и в удаленном режимах и предоставляющий им широкий комплекс услуг

Понятие об информационной культуре

Понятие об информационной культуре

Для того чтобы иметь успех на профессиональном поприще, следует уметь работать с офисными приложениями

Для того чтобы иметь успех на профессиональном поприще, следует уметь работать с офисными приложениями

Информационно культурный человек является уверенным пользователем продуктов информационно-коммуникационных технологий, а также знает правовые и этические нормы работы с информацией и строго следует им

Информационно культурный человек является уверенным пользователем продуктов информационно-коммуникационных технологий, а также знает правовые и этические нормы работы с информацией и строго следует им

Роль библиотеки в развитии информационной культуры

Роль библиотеки в развитии информационной культуры

СБА. В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую часть информационной среды ресурсов, к которой прилагаются программные средства, машиночитаемые источники информации, компьютеры, а…

СБА. В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую часть информационной среды ресурсов, к которой прилагаются программные средства, машиночитаемые источники информации, компьютеры, а…

Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение информационного образования общества

Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение информационного образования общества

Заключение Обучение информационной культуре реализовывается в ходе информационно-библиографического, справочно-библиографического, обслуживания читателей, дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также имеющихся навыков и опыта…

Заключение Обучение информационной культуре реализовывается в ходе информационно-библиографического, справочно-библиографического, обслуживания читателей, дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также имеющихся навыков и опыта…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2023