Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.
Задачи: мотивировать на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений; способствовать повышению уровня развития коммуникативных умений посредством активных групповых форм работы.
В современном понимании «компетенция» рассматривается в двух аспектах
обладающий
компетенцией
обладающий знаниями,
позволяющими судить
о чем-либо
Содержание понятия «компетентный»
также выражается в двух аспектах
обладающий компетентностью,
правомочный
знающий, сведущий
в определенной области
Основные компоненты профессиональной компетентности специалиста
Морально-нравственный компонент профессиональной компетентности
Моральные категории:
Категория собственного морального сознания (принципы, нормы, этические категории, моральная цель и т.д.).
Нравственные отношения (взаимоотношения, нравственный конфликт, моральный авторитет и репутация и др.).
Категории моральной практики или функционально-поведенческие (процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств.
Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности
Ученые считают существенными признаками профессионального творчества следующие:
Использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и т.п., их сочетание.
Направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих творческих спецзадач и их реализацию в профессиональной деятельности
Коммуникативный компонент профессиональной компетентности:
1. Вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника.
2. Вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально-значимых целей.
3. Идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему.
Мотивы трудового поведения
Вид мотивов | Значимые для самого преподавателя (в %) | Ведущие в нашем коллективе | Мотивы, на которые ориентирована администрация |
Стремление к достижению профессиональных успехов | 27 | 40 | 38 |
Осознание социальной значимости педагогического труда | 18 | 13 | 23 |
Стремление проявить и утвердить себя в профессии | 36 | 7 | 8 |
Хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег | - | 13 | - |
Желание проявить творчество в работе | 9 | ||
Возможность самостоятельно планировать свою деятельность | - | 7 | 8 |
Уважение и поддержка со стороны администрации | 9 | 16 | |
Стремление к получению большого материального вознаграждения | 13 | 8 |
Условия эффективной коммуникации:
Первое впечатление
Упражнение «Фотография»
Попробуйте определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и др. Попробуйте понять, смогли бы вы дружить с этим человеком. Если нет, то какие отношения могли бы сложиться между вами? Могли бы вы быть соседями по лестничной площадке, коллегами по работе, иметь интимные отношения? Почему? Постарайтесь понять и объяснить.
Условия эффективной коммуникации
Упражнение «Признание в любви»
Выберете негласно в группе человека, который по самым разнообразным признакам и качествам вам импонирует. На листочках напишите пять наиболее ярких качеств, которые характеризуют выбранного Вами человека и особенно Вам нравятся.
«Общайтесь с людьми, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими» (Гёте)
Рекомендации Д.Карнеги:
Проявляйте искренний интерес к другим людям.
Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.
Если вы ошиблись, признайтесь в этом.
Улыбайтесь.
Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком речи.
Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других.
Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.
Взывайте к благородным побуждениям.
Бросайте вызов.
Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
Давайте людям почувствовать их значительность.
Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что вы хотите.
Памятка «Как располагать к себе людей?»
Для этого необходимо:
Проявлять искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
Попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дать людям почувствовать их значительность.
Вместо того, чтобы осуждать людей, постараться понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более выгодно, чем критиковать, ибо критика, в 99 случаях из100, бесполезна, т. к. ставит человека в позицию обороняющегося и побуждать его искать для себя оправдания.
Быть доброжелательным, приветливым, улыбаться.
Обращаться к человеку по имени, отчеству, помнить, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника (подобно тому, как рыбак, когда ловить рыбу, думает не о том, что любит он сам, а о том, что любит рыба, и насаживает на крючок именно червей, а не землянику, которую сам любит).
Быть хорошим слушателем, поощрять других рассказывать о себе.
Памятка «Как располагать к себе людей?»
8. Проявлять уважение к мнениям другого, никогда не говорить человеку, что он не прав. Этим вы наносите удар его чувству собственного достоинства и побуждаете его вступить в борьбу с вами и наносить ответный удар. Нельзя говорить: «Я докажу тебе, что ты не прав». Используйте мудрость Сократа: вступая в разговор, ищите сходство во мнениях, не начинайте его с тех вопросов, по которым вы расходитесь с вашим собеседником, а побудите собеседника с самого начала ответить «да», т. е. задавайте такие вопросы, с которыми собеседники вынужден согласиться. Выигрывая одно согласие с другим, легче добиться полного согласия.
9. Дать возможность выговориться собеседнику (большинство людей, пытаясь убедить собеседника в своей правоте, слишком много говорят сами). Задавайте вопросы, пусть он думает и говорит сам, осознает свои противоречия и неправоту. Ни в коем случае не прерывайте его, если вы с ним не согласны. Пусть чувствует, что найденное решение, идея принадлежит ему самому.
10. Попытайтесь честно увидеть вещи с точки зрения другого, поставить себя на его место.
11. Указать человеку на его ошибку, не нанося ему обиды;
а) узнать, что он сам думает о своем поступке;
б) начать с признания достоинств человека и затем указать на его конкретную ошибку, но ни в коем случае не делать общих отрицательных обобщений («Ты всегда такой», «Вы безответственный человек»);
в) избегать критиковать человека при посторонних свидетелях (сослуживцы, родственники, собственные дети), не унижать его. Этого не прощают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.