Цель:
- повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
- развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
- развивать творческую активность участников.
Овладение речью как средством общения.
Обогащение активного словаря.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие речевого творчества.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Задачи речевого развития по ФГОС ДО:
Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Речевое развитие – это владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи, согласно требованиям ФГОС ДО
«Разминка: быстрые ответы»
Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?
Работу над:
морфологией (изменение по родам, числам, падежам;
лексикой (образование одного слова на базе другого;
синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Какие методы работы используют при обучении детей связной речи?
пересказ,
описание предметов и сюжетных картин,
рассказывание из опыта,
творческое рассказывание,
беседа,
экскурсия и т. д.
Посредством чего может быть организована работа по развитию речи во 2-й половине дня?
логоритмика,
мнемотаблицы,
дидактические игры,
театрализованная деятельность,
чтение худ. литературы и т.д.
Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие
образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности;
образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов;
самостоятельная деятельность детей;
сотрудничество с семьями воспитанников.
Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками;
активно задает и отвечает на вопросы;
инициативен в придумывании рассказов загадок и т. д.;
имеет богатый словарный запас;
речь чистая, грамматически правильная, выразительная;
владеет средствами звукобуквенного анализа слов;
умеет передавать краткое содержание текста;
различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ))
«Блиц-турнир»
1) Поставьте правильно ударение в словах:
договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.
договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.
2) Определите род существительных, склоняются ли они?
шампунь ________
мозоль ________
кофе _________
вуаль ________
какао _________
пальто ________
гель __________
тюль __________
шампунь (М, да)
мозоль (Ж, да)
кофе (М, нет)
вуаль (Ж, да)
какао (С, нет)
пальто (С, нет)
гель (М, да)
тюль (М, да)
3) Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.
Яблоко – много ______
Полотенце – ________
Апельсин – _________
Блюдце – __________
Желе – ____________
Рукав – ___________
Шаровары – _______
Окно – ____________
Сапоги – __________
Носки – ___________
Чулки – ___________
Рельсы – __________
Рельсы – рельсов.
Яблоко – много яблок,
Полотенце – полотенец,
Апельсин – апельсинов,
Блюдце – блюдец,
Желе – желе,
Рукав – рукавов,
Шаровары – шаровар,
Окно – окон,
Сапоги – сапог,
Носки – носков,
Чулки – чулок,
5) Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:
Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда»
Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает»
Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино»
Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк»
Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели»
Не все золото, что блестит
Назвался груздем – полезай в кузов
Тише едешь – дальше будешь
Язык до Киева доведет
Что посеешь, то и пожнешь
«Метод развития речи - синквейн»
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Он учит высказывать своё отношение к заданному объекту. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте главные элементы, делать выводы и заключения, выказывать мнение и кратко излагать.
Эту технологию можно применять и в работе с дошкольниками которые не умеют читать. Таким детям можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами: кто? какой? что делает? и др.
Алгоритм составления синквейна для дошкольников выглядит так:
слово – предмет (существительное Кто? Что?);
слово - признак (прилагательное Какой? Какая?);
слова – действия (глагол Что делает? Что сделает?);
предложение – отношение автора к предмету;
слово – предмет (существительное, характеризующее предмет синквейна)
«Дидактический синквейн»
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
- первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
- вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
- третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
- четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
- пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.