Коммуникативное поведение подростка

  • Документация
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В повседневной жизни у каждого человека происходило множество коммуникативных процессов, благодаря которым производился обмен разной информацией в самых разных сферах деятельности человека. Термин «коммуникативное поведение» появился относительно недавно, в 1989 году его ввел в оборот лингвист, доктор филологических наук Иосиф Абрамович Стернин. Ранее тоже пытались описать это термин. Это было еще в 70–80-ых гг XX века. В этих научных трудах советского народа впервые были описаны национальные особенности коммуникативного поведения различных народов. Последующее развитие в этой области было приостановлено.час
Иконка файла материала классный час.docx
Оглавление План 3 Введение 4 Глава I. Особенности подростковой коммуникации 6 1.1. Подростковый возраст как новое звено в развитии коммуникативного поведения 6 1.2. Проблемы коммуникации в подростковом возрасте 7 Глава II. Коммуникативное поведение подростка 8 2.1. Развитие положительного коммуникативного поведения подростка 8 2.2. Отрицательные факторы, приводящие к регрессу коммуникативного поведения в подростковом  возрасте. 11 Заключение 14 Литература 15 План 1) Введение. 2) Особенности подростковой коммуникации. 3) Коммуникативное поведение подростка. 4) Заключение. Введение В повседневной жизни у каждого человека происходило множество коммуникативных процессов,  благодаря которым производился обмен разной информацией в самых разных сферах деятельности  человека. Термин «коммуникативное поведение» появился относительно недавно, в 1989 году его ввел в оборот  лингвист, доктор филологических наук Иосиф Абрамович Стернин. Ранее тоже пытались описать это  термин. Это было еще в 70–80­ых гг XX века. В этих научных трудах советского народа впервые были  описаны национальные особенности коммуникативного поведения различных народов. Последующее  развитие в этой области было приостановлено. И.А. Стернин определил коммуникативное поведение как  совокупность норм и традиций общения  народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной и т. д. групп, а также отдельной  личности [6]. Данное поведение (как вербальное, так и невербальное) личности или группы людей в  процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума [3]. Чтобы больше понять вопрос о коммуникативном поведении, углубимся в историю изучения этого  вопроса. И.А. Cтернин выделял четыре нормы коммуникативного поведения: общекультурные,  групповые, ситуативные и индивидуальные нормы. Общекультурные нормы коммуникативного поведения принадлежали всем национальным культурам  мира. Такие нормы отражают общепринятые правила речевого этикета и культурного общения.  Общекультурные нормы коммуникативного поведения применяются в разных ситуациях. Они не  зависят от гендерного признака, возраста, социальной принадлежности, и т. п. Примером могут  служить обычные ситуации приветствия и прощания, знакомства, привлечения внимания, извинения,  разговора по телефону. Ситуативные нормы зависят от конкретной (например, ограничения по статусу, по составу  общающихся людей, по теме общения). Групповые нормы отражают специфику общения, характерную для субкультур, профессиональных  культур и социальных групп.2 Индивидуальные нормы такого поведения отражают индивидуальную культуру и опыт коммуникации  отдельного индивида, представляющие собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности [6]. Глава I. Особенности подростковой коммуникации. 1.1. Подростковый возраст как новое звено в развитии коммуникативного поведения Подростковый возраст или пубертатный период — этап, при котором закладываются основы  поведения. От того, в какой степени развивающийся человек воспримет этические, культурные  ,социальные нормы на данном этапе взросления, зависит его будущая личность. Кроме уже полученных подростком новых психологических особенностей, в таком возрасте  качественной перестройке подвергается и сфера отношений с окружающим миром. Такое  взаимоотношение проявляется прежде всего в изменении стиля общения со сверстниками  и взрослыми. Возникновение потребности в коммуникации со сверстниками, которых нельзя заменить родителями,  появляется у детей очень рано и с возрастом усиливается. Можно заметить, что у дошкольников  отсутствие общества сверстников крайне неблагоприятно сказывается на развитии коммуникативных  способностей. Поведение же подростков, по определению, является коллективно — групповым. По  мнению известного ученого Эльконина, общение в подростковом возрасте принимает характер  ведущей деятельности. Анализ коммуникативного поведения подростка имеет больную важность, так как именно в общении  происходит усвоение норм морали, системы моральных ценностей. Происходит воображаемое  «проигрывание» сложных сцен будущей жизни[2].3 1.2. Проблемы коммуникации в подростковом возрасте На данном этапе перед подростком возникает определенный круг проблем, связанный с общением.  Часть проблем связана с общением со сверстниками. Оно связано с тем, что подросток не всегда умеет (или это вообще невозмжно) занимать среди сверстников удовлетворяющее его положение. Т.е. страх  быть незначимым в глазах сверстников. Другая же часть проблем связана с общением со взрослыми,  проявляющееся в непонимании внутреннего мира подростка, требование полного послушания со  стороны взрослого. Из этого следует, что существуют барьеры, тормозящие эффективную  коммуникативную деятельность. Барьеры бывают личностными (например, различия в ценностях),  временные (расстояние), семантические, организованные, информационные и так далее[5]. У современных подростков в их лексиконе обнаруживается тенденция к автономизации  и дистанцированию собственной среды и субкультуры от культуры взрослых. В реальном же  пространстве общения происходит упрощение и огрубление речи. В коммуникативном общении  подростков преобладает «телеграфный» стиль, или  вовсе специфический абсолютно неграмотный,  рубленый лексикон типа «sms­переписок». Специалисты и обычные люди с горечью наблюдают  исчезновение целых пластов языковых ресурсов, особенно в речи подростков мужского пола , и,  напротив, усиление иноязычной (англоязычной , в основном) лексики, наряду с распространением  примитивных речевых штампов, и непреднамеренной клишированности. Глава II. Коммуникативное поведение подростка 2.1. Развитие положительного  коммуникативного поведения подростка В пубертатном периоде меняется ситуация социального развития личности. Центром жизни ребенка  становится среда сверстников, как было изложено выше. Отношения в группах подростков строятся на наиболее серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, которые охватывают широкий  диапазон видов деятельности, например, от совместного труда над каким­нибудь делом, до личного  общения на жизненно важные темы [1]. В следствии этого значительно повышаются требования к уровню коммуникативного поведения  подростков. Последнее становится основным средством построения системы отношений с ровесниками и взрослыми, так как именно в таком возрасте ведущим видом деятельности является общение.  Коммуникативное поведение выступает одной из самых важных сторон такого общения, т.е.  совокупностью методов и способов поведения подростка, прежде всего, в отношении к сверстникам.  Отношение же к коллективу можно рассматривать как некоторый результат реализации  коммуникативного поведения, степень достижения целей этого поведения. Более того, выявление  разносторонней картины отношений подростка к коллективу сверстников покажет проблемные  аспекты поведения, которые мало развиты, которым необходимо уделить большее внимание. Для того чтобы узнать отношение подростков к коллективу были осуществлены множественные  исследования, оценки социально­психологического климата, в основу некоторых оценок была  положена изменная методика Б. Д. Парыгина. Исследование показало, что дети подросткового возраста довольно дружны , и психологическая  атмосфера в таких коллективах благоприятная, что позволяет увидеть достаточно развитый уровень  коммуникативного поведения подростков. Для получения такого уровня коммуникативного поведения подростков, были выделены следующие  факторы, такие как : участие в совместной деятельности (например, походы в театры, спортивные  тренировки), жизнерадостность настроения­это значит, что для обретения уверенности в себе, и для  избежания пессимистичного и подавленного настроения подросток стремится к общению с  жизнерадостными сверстниками. Может быть, это связано с эмоциональными перепадами,  неустойчивостью настроения, характерными для пубертатного периода. Вывод из проведенной оценки такой, что для получения высокого уровня коммуникативного поведения подростка в коллективе сверстников, должна существовать благоприятная атмосфера  взаимоотношений, положительный настрой каждого из детей , и умение взаимодействовать в  коллективе. Также были выделены факторы, регрессирующие речь подростка, а соответственно его  коммуникативное поведение. Такими факторами являются : нетерпимость к мнению товарищей, что  приводит к возникновению конфликтных ситуаций, равнодушие или ненависть на успех товарищей,  проявление враждебности к новым.4 Вывод такой, что коммуникативное поведение подростков в таких сферах жизнедеятельности  коллектива не является достаточно развитым и необходимо преодоление этих недостатков. Это  значит, что следует учить подростков быть толерантными, с уважением относиться к мнению друг  друга. Для специальной работы нужно проводить дискуссионные игры, формировать умение конструктивно  выражать свои мысли, формировать умение слушать точку зрения других детей, а только после этого  высказываться самим, формировать желание достигать согласия в споре. Важным условием является  то, что у подростков нужно развивать навыки построения новых контактов, умение знакомиться с  новыми людьми, доверять им, выстраивать дружелюбные отношения. Кроме этого, важно  сформировать навыки выражения искреннего интереса к чувствам других, уметь проявлять  эмоциональную поддержку окружающим, сопереживание, соучастие, радость, интерес,  любознательность, эмпатию. 2.2. Отрицательные факторы, приводящие к регрессу коммуникативного поведения в  подростковом возрасте. Еще одной проблемой коммуникативного поведения в последнее время в литературе педагогической,  психологической разбирают возникновение новой формы аддиктивного поведения, которая связана  с информационными технологиями. Такая проблема как компьютерная зависимость. Переживая сложный период физиологического и психологического становления личности, трудности  в социальной адаптации, многие подростки находят решение своих проблем в уходе от реальности  в виртуальный мир. Дети погружаются в него в поисках самоутверждения, реализуя там свои силы  и способности, а именно в мире компьютерных игр и сети Интеренет, при этом личностный рост  в реальной жизни уходит на второй план [5]. Данные множественных исследований таких детей говорят о типичности признаков. Как правило, для  них характерна «дисгармония в функционировании эмоциональной сферы, проявляющаяся  в неспособности к четкому дифференцированию своих чувств, в невозможности адекватно  реагировать в коммуникативных ситуациях [6]. Стиль речевого поведения подростков меняется под влиянием СМИ и сети Интеренет.  С. И. Выготский в своей работе «Обратная сторона Интернета» писал о некотором жаргоне  падонкафф (иные названия данного явления: «обланский язык», «олбанкцей йезыг»). Жаргон  падонкафф , который широко распространился в Runet в начале XXI века. Стиль употребления  русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (так  называемым эрративом), употребление брани и нецензурной лексики[5]. Данный стиль речевого поведения часто переносится подростком и в реальную жизнь.  На сегодняшний день вошли в обиход такие выражения, как «аффтар жжот», «убейся апстену» и так  далее. Некоторые ученые говорят, что данный элемент речевой культуры был создан людьми образованными  в качестве некоторой языковой шутки, и высмеивает подобный стиль общения, который очень часто  встречается у неграмотных подростков. Возможность отрицательного влияния в увлечении «сетями» отрицать нельзя. Довольно часто  безобидная на первый взгляд привычка прятаться за анонимностью сети Интернет, приводят  к переносу стиля сетевого общения в реальную жизнь. Речевая деятельность подростков приобретает коммуникативную агрессию. Данный тип речевого поведения характеризуется двойной позицией. С одной стороны, это  сознательная ориентация адресанта на субъектно­объектный тип отношений (прагматический вектор. С другой стороны, в агрессивном общении, независимо от типа коммуникации, обязательно  присутствует выражение негативного отношения либо к адресату, либо к предмету речи  (аффективный вектор). С психологической точки зрения целью. агрессивного речевого поведения в межличностной служит  желание оскорбить, унизить речевого партнера [2]. В подростковом возрасте одним из главных критериев формирования самооценки является мнение  сверстников, следовательно, общение с ними превращается в особую деятельность подростков,5 которая занимает в их жизни важное место и выделяется в  самостоятельную сферу жизни —  в известном смысле личной жизни. Таким образом, коммуникативная деятельность для подросткового возраста имеет определяющее  значение в формировании личности. Но подросток, обладая противоречивыми особенностями,  не всегда может удачно реализовать себя в коммуникативной функции. Подростки извлекают модели коммуникативного поведения из трех основных источников, таких как  семья, взаимодействие со сверстниками и символические примеры, навязываемые масс­медиа.  Психологи и педагоги часто связывают причины коммуникативных провалов и коммуникативной  агрессии с отрицательным влиянием СМИ и сети Интернет. Виртуальное общение, которое вначале  позволяет подростку чувствовать себя защищенным и независимым, может стать причиной  неадекватного реагирования подростков в коммуникативной ситуации. Часто коммуникативная деятельность подростков не вполне развита, в ней преобладает  клишированность и штампы. Оказать помощь подростку во избежание подражания негативным образцам речевого поведения  могут нравственные, развитые в коммуникативном плане примеры, которые может дать литература.