Коммуникативные упражнения для тренингов
Оценка 4.6

Коммуникативные упражнения для тренингов

Оценка 4.6
Занимательные материалы +5
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
03.03.2019
Коммуникативные упражнения для тренингов
В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. В данной публикации представлены коммуникативные упражнения, которые просто необходимы тренерам, ведущим тренинги, психологам, учителям. Здесь есть упражнения, которые используются в начале тренинга для знакомства участников, разогрева, так называемые «ледоколы», упражнения на сплочение коллектива, упражнения для развития коммуникативных навыков и умений.
коммуникация.docx
КОММУНИКАТИВНЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ   (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. В данной публикации представлены коммуникативные упражнения,   которые   просто   необходимы   тренерам,   ведущим   тренинги,   психологам, учителям. Упражнение «Я открываю себе себя» Цель: активизировать внимание на внутреннем чувстве собственной личной власти над   собой,   способности   свободно   руководить   собой.   Почувствовать   свежесть   и уникальность своих переживаний данного момента своей жизни, как отличного оттого, что было ранее и что будет потом. Упражнение  проводится  индивидуально или  в группе. Участники рассаживаются свободно   в   удобном   для   них   положении.   В   предварительной   беседе   идет   обсуждение субъективных   ощущений   на   данном   этапе   коррекционной   работы.   Можно   провести параллель   между   ощущениями:   на   работе,   дома,   в   общественных   местах,   в   группе участников данных занятий. Рекомендуется использовать музыку без вербального материала. Возможно, заранее обсудить   с   участниками   характер   используемой   музыки.   Очень   полезно   использовать музыку, которую они предложат сами, особенно при индивидуальной работе. Инструкция к выполнению заданий: (Все задания выполняются под музыку) 1. «Попробуйте   представить   себя   единственным   и   уникальным   в   своем   роде, абсолютно самодостаточным космическим кораблем в космосе Вселенной. Жизнь Ваша – это всегда быть в этом пространстве, не встречая аналогов! Вокруг нет планет,   на   которых   можно   сделать   остановку!   Что   Вы   чувствуете,   когда представляете такое?» 2. «Если   представить,   что   звучащая   музыка   указывает   на   пульсацию   жизни   в   Вас (космическом корабле), т.е. – это Вы сами, что тогда Вы чувствуете? Какие мысли появляются у Вас?» 3. «Представьте,   что   все   пространство   космоса   начинает   резонировать   с   Вашей музыкальной пульсацией и становится таким же как вы. – т.е. ЧАСТЬЮ ВАС! Как Вы   чувствуете   себя   после   этого?   Попробуйте   выразить   Ваши   чувства   любым приемлемым на данный момент для Вас способом!» 4. «Попытайтесь   представить,   такую   картину,   что   на   работе   (в   школе,   училище, институте   ...)   Вы   –   такой   же   космический   корабль,   наполненный   пульсацией жизненной музыки, а все что окружает Вас (люди, обстановка, и т. д. ) – это космос, который пульсирует вместе с Вами. Вы ведь знаете, что так может быть! Как Вы будете себя чувствовать после того, как подумаете об этом?» Завершающим   этапом   цикла   упражнений,   основанных   на   технике   личностно­ центрированной психотерапии, будет совместное обсуждение участниками впечатлений от проделанной   работы,   рассмотрение   пожеланий.   Дискуссию   можно   представить   в   виде продолжения мысли: «Завтра я приду на работу и...». Упражнение «Образ, рожденный мной» Цель:   акцентировать   внимание   на   повышении   осознания   участниками ответственности за свою жизнь, оказать помощь во взятии на себя этой ответственности, с помощью: 1. рассмотрения их поведения другими; 2. возможности чувствования мотивации этого поведения другими; 3. создания у других мнения о них; 4. влияния других на их мнение о себе. Упражнение   проводится   в   группе.   В   начале   занятия   участники   располагаются свободно,  в удобных  для  них  положениях,  имея  при  этом  листок  бумаги  и  ручку. На определенных   заданиях,   завершающих   упражнение,   участники   садятся   в   круг.   В предварительной беседе можно обсудить с участниками тему: «Что, значит, быть самим собой? Что людям мешает быть хозяевами своей жизни?» Музыка, используемая в упражнении, должна носить характер неопределенности в четкости трактовки стиля, жанра и т.д., в ней нежелательны использования вербальных средств,   позитивным   моментом   явилось   бы   то,   что   она   ранее   была   неизвестна   для участников. Инструкция для выполнения заданий: (Задания выполняются под музыку). 1. «Попробуйте,   слушая   музыку,   представить   образ,   любого   представителя органической жизни на нашей планете, или за ее пределами, если хотите». 2. «Составьте   рассказ   об  этом  представителе   органической   жизни   и   оформите   его письменно, при этом, не указывая ни своего имени, ни фамилии. Описание сделайте от своего лица, – т.е. в контексте обращения – «Я». Охарактеризуйте его среду обитания,   близкое   окружение,   его   мысли,   мечты,   страхи.   Можете   описать жизненные события, которые имели место с ним». 3. Задание   выполняется   без   музыки.   Участникам   зачитываются   все   составленные рассказы, при этом сохраняется авторская анонимность. «Внимательно прослушайте составленные рассказы и укажите наиболее Вам запомнившиеся. Проанализируйте, почему   Вы   обратили   внимание   именно   на   них.   Если   бы   Вы   знали   авторов   этих рассказов, то какие бы Вы вопросы им задали... попробуйте, их озвучить!» 4. «Расскажите о Ваших ощущениях, связанных с тем, что озвучивалась ваша работа. Заметили ли ее участники? Почувствовали ли они ваше настроение? Что Вы думаете сейчас, когда участники высказали свое мнение о вашей работе». 5. «Прослушав   все   работы,   проанализируйте,   что   в   них   есть   общего,   а   что   их различает. Изменилось ли у Вас мнение об участниках? Что повлияло на это?» Упражнение можно продолжить, выполнив аналогичные задания в преломлении к профессиональной   деятельности.   Задания,   направленные   на   написание   ассоциаций, возможно,   построить   следующим   образом:   «Ассоциируйте   себя   –   как   члена профессионального   коллектива   с   любым   образом   живой   сущности   на   Земле.   Кто   его окружает? Как она (эта сущность) живет? И т.д.», в выполнении, также предусматривается анонимность. Пазл «Только вместе» Целевая аудитория: семья, садик, школа. Возраст: 5­12 лет. Количество участников: 2­8 (в зависимости от количества частей пазла и возраста детей). Цель:   проверить,   как   группа   работает   сообща   и   поддерживает   своих   членов   в ситуации, когда возникает опасение и неопределенность. В случае необходимости внести улучшения. Аксессуары:   пазл,   соответствующий   уровню   участников,   темная   комната   или повязки на глаза. Подготовка:  прибрать   комнату,  так  чтобы  во  тьме  участники   не  наткнулись  на опасные   предметы.   Оставить   свободное   пространство,   достаточно   большое   для   сборки пазла. Порядок действий: 1. Делим   части   пазла   между   участниками.   Возраст   5­6   лет   –   по   одной   части   на каждого. Возраст 7 лет и старше – по несколько частей на каждого. 2. Входим в комнату, садимся в круг и выключаем свет, либо завязываем глаза. Задача в том, чтобы собрать пазл, несмотря на то что нам не видно его частей и других участников. 3. Если выбран вариант с освещенной комнатой, заранее назначаем 2­4 наблюдателей, которые не будут принимать активного участия в сборке пазла, а в конце опишут то, что происходило по ходу дела. 4. Ведущий играет важную роль: если группа не справляется, он должен остановить процесс и помочь участникам настроиться. Почему у нас не получается? Только ли из­за того, что нет света? Что можно сделать, чтобы добиться успеха? Как мне узнать, какая у меня часть? Надо ли нам придерживаться определенной системы? Как члены группы могут взаимодействовать друг с другом? 5. Когда группа уверена, что пазл собран, включаем свет и проверяем, выполнено ли задание. 6. Обсуждение: «Что вы чувствовали по ходу дела? Что доставило вам наибольшее удовольствие? Было ли вам легче действовать вместе, или всё было бы так же, если бы   вы   делали   это   в   одиночку?   Как   вы   координировались   между   собой?   Чему научились в отношении будущих заданий?» 7. В   случае   с   подростками   желательно   расширить   обсуждение,   а   если   назначались наблюдатели – позволить и им задать группе вопросы. Инструктаж для ведущего: В этой игре мы можем расширить обсуждение впечатлениями участников, многое узнать о функционировании группы и каждого ее члена. Важно дать группе представление об образе ее действий и предложить подумать о том, как в будущем сообща выполнять совместные   задания,   особенно   если   они   трудны   и/или   сопровождаются   фактором неопределенности.   Важно   обратить   внимание   участников   на   то,   что   каждый   из   них обладает своими уникальными качествами, и потому может внести свой особый вклад в групповую работу. Участники могут также дать отзывы о том, как другие участвовали в выполнении задания. Разминка «Ртуть по телу» Цель: разминка, позволяющая сосредоточиться на работе, когда группу необходимо успокоить и настроить на дальнейшую серьезную работу Время проведения: 5­10 минут. Ход упражнения: Участники встают и образуют круг. Сейчас мы проведем с вами разминку. Пофантазируйте. Представьте, что у вас в указательном пальце правой руки шарик воображаемой ртути. Мысленно перекатите ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу   и   в   плечо...   Плавно   поднимите   руку...   Мысленно   перелейте   ртуть   в   обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть «не вылилась». Покатайте   ртуть   по   телу...   Верните   ртуть   в   руку...   На   последнем   разгибании   пальца «вылейте» ртуть на пол. Упражнение «Мифы об одиночестве» Инструкция: Разделиться на 4 подгруппы, каждая подгруппа вытягивает себе один, отпечатанный   заранее,   миф.   Далее,   в   течении   10   минут,   обсуждают   полученный   миф, каждый   высказывает   свое   мнение.   Затем   все   возвращаются   в   общий   круг,   и   начинают дискуссию:   кто­то   доказывает   правильность   мифа,   а   кто­то   дает   опровержение.   На обсуждение дается 40 минут.  Миф 1: Одинокие люди одиноки по собственной вине, «с вами что­то не так, что­то в вас надо исправить»  Миф 2: Одинокие люди одиноки потому, что неправильно себя ведут, «надо просто исправить ваше поведение»  Миф 3: Нужная встреча произойдет сама по себе, главное не пропустить, «любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждешь...»  Миф 4: Вы одиноки, потому что: слишком стары, слишком худы, слишком толсты, слишком бедны или богаты, потому, что у вас есть дети и т.д. Упражнение «Волшебная рука» Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы. Обвести ладонь и на каждом пальце написать свое положительное качество. Листы передаются по кругу. Каждый может дописать (только!) положительное качество, которое присуще обладателю ладони. Упражнение «Наши вопросы» Цель: Снятие напряженности, создание групповой сплоченности. На   листочках   каждый   участник   группы   пишет   вопрос,   который   его   очень интересует, но задать его в слух он не решается. Все листочки собираются в коробку в центре комнаты. Ведущий, по очереди, вытаскивает и зачитывает вопросы, а кто­то из группы дает ответ. P.S.   Упражнение   хорошее,   когда   работает   в   постоянном   коллективе   и   если начинаются частые конфликты и конфликтные ситуации. Можно проводить в спортивном лагере. Сделать заранее почтовый ящик для вопросов, претензий, недовольств. Кидать туда листочки в течение нескольких дней. А потом их разбирать. Упражнение «Колокол» Цель:   Сплочение   группы,   эмоциональное   и   мышечное   расслабление,   создание атмосферы единства. Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого – из родителей и маленького – из детей. Маленький внутри большого. P.S. Можно использовать как разогревающее. Также накануне празднования Нового года. Упражнение «Передай сигнал» Цель:   Сплочение   группы,   развитие   способности   к   сосредоточению   и   чувства ответственности. Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает   какой­нибудь   сигнал   (два   раза   пожать   руку,   поднять   руку   вверх   и   т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона». Повторяется несколько раз. Похожая игра «Почта» Человек   называет   имя   человека,   которому   хочет   послать   письмо   с   наилучшими пожеланиями. например: «Я посылаю это письмо Саше, потому что...» и называет какие­то положительные   качества,   комплименты   или   просто   добрые   слова   поддержки   в   данный момент этому человеку, затем посылает импульс в одну сторону. Человек, получивший импульс, говорит, что письмо получил и благодарит пославшего. Потом далее также кому­ то посылает такое же письмо. Главные условия ­ нельзя посылать письма одному и тому же человеку и письма должны получить все. Упражнение «Подари улыбку» Цель:   Создание   атмосферы   единства,   повышение   позитивного   настроя,   развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение? Упражнение «Клеевой дождик» Цель: Развитие сплоченности группы, снятие напряжения. Дети   встают   друг   за   другом   и   держатся   за   плечи   впереди   стоящего.   В   таком положении они преодолевают препятствия:      подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных». На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера. Упражнение «Переключатели» Цель: Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства. На счет «три» нужно повернуться на 90 градусов не договариваясь в какую сторону. Игра «Капля, речка, океан» Энергичная   игра,   для   проведения   которой   требуется   значительное   «жизненное» пространство   и   большое   количество   игроков.   Действие   сопровождается   динамичным музыкальным фоном. Все   участники   встают   со   своих   мест   и   распределяются   по   игровой   площадке. Каждый   игрок   –   это   капелька.   Легко   представить   себе   окошко   после   дождя.   На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки   мгновенно   должны   найти   себе   пару   и   схватиться   за   руки.   Не   давая   игрокам опомниться,   ведущий   командует:   «Объединиться   по   трое».   И   вот   уже   тройки   игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод. Похожее упражнение «Костёр» Вначале все стоят в кругу. «Мы развели костёр (держимся за руки), пламя выше (руки поднимаем), ниже (опускаем), ­ так 2­3 раза. Подул сильный ветер, закружились искры от костра», ­ круг рассыпается, участники кружатся. Затем, по хлопку и команде ведущего   «искорки»   объединяются   по   2­3­....   Можно   не   по   порядку:   2­4­6­3....   Затем встаём   в   круг,   держась   за   руки.   «Пламя   выше,   ниже...   тушим   костёр   (приседаем)»   и начинаем работать. Это упражнение, хоть и очень простое, но очень нравится участникам занятий. Упражнение «Прощание» Цель:   Вербальное   подведение   итогов   тренинга,   выражение   эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю. Процедура:   Участники   группы   по   кругу   имеют   возможность   высказать   мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового   открыл   в   области   мотивации   человеческого   поведения   и   в   межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника; можно также обратиться с репликой непосредственно к кому­либо из группы или к ее руководителю. Игра «Летний дождь» Прекрасно  скомпонованное  упражнение,  в котором  игроки  ощущают   себя  одной командой. Время проведения: 10 минут. Ход работы: Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. 1. Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки. 2. Расскажите   игрокам,   что   в   этом   упражнении   каждый   сможет   услышать   шум   и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры. 3. Встаньте   сами   в   круг   вместе   с   группой   и   продемонстрируйте   движения   рук, которые производят желаемые шорохи: 1. положите   ладони   на   спину   стоящего   впереди   игрока,   приблизительно   в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А); 2. потихоньку   начните   нежно   похлопывать   кончиками   пальцев   по   спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В); 3. теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С); 4. вернитесь к фазе В; 5. перейдите к фазе А; 6. остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера. 4. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза. 5. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совер¬шают круги по Вашей спине, начинайте фазу   В,   и   так   далее,   пока   последовательность   не   дойдет   до   конца.   (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.) Упражнение «Ассоциации с игрушкой» Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах. Упражнение предполагает самораскрытие участников в группе, раскрывает творческие способности. Ход упражнения. Учителям   предлагается   черный   не   прозрачный   пакет   с   мягкими   игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов

Коммуникативные упражнения для тренингов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019