Коммуникативный аспект культуры речи

  • docx
  • 19.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коммуникативный аспект культуры речи -1.docx

Коммуникативный аспект культуры речи

Коммуникация – это процесс передачи речевой информации от отправителя к получателю и приём этой информации получателем от отправителя.

Общение – это процесс выработки новой информации. Общение- это всегда диалог. В зависимости от задач и условий общения выделяют следующие его виды:

1.      Фактическое. Основная задача устанавливать, поддерживать и прерывать речевой контакт

2.      Информационное. Основная задача – обмен информацией.

3.      Вербальное. С помощью слов.

4.      Невербальное (жесты, мимика, интонация)

5.      Межличностное. Не более 3х человек

6.      Групповое.

7.      Массовое.

8.      Контактное. Общение. Когда присутствуют все его участники.

9.      Дистанционное. Опосредованное общение. Когда собеседника нет рядом (телефон, Интернет).

10.  Официальное. Требует соблюдение субординации (социальных ролей)

11.  Неофициальное. Свободное, непринуждённое общение, чаще среди сверстников.

Коммуникация, как речевая деятельность, существует в виде монолога и включает в себя следующие этапы:

- Ориентировка. Определение цели высказывания

- Планирование. Формулировка основных вопросов высказывания, определение порядка их следования.

- Реализация. Создание текста (высказывания)

- Контроль. Коррекция устного высказывания, совершенствование написанного.

Коммуникация включает в себя: говорение, слушание, чтение и письмо.

Говорение – это продуктивный вид (продукт говорения – звук) речевой деятельности в результате которого осуществляется устное общение.

Особенности говорения:

- оговорки, пропуски слов

- наличие пауз

- наличие самоперебивов, срывов начатой конструкции

- многословие (излишки слов) и лаконизм (краткость)

Говорение демонстрирует личность автора, уровень его интеллектуального развития. Говорение составляет 40% от всех видов речевой деятельности.

 Слушание –это рецептивный вид (задействованы слуховые рецепторы) речевой деятельности, в процессе которого происходит восприятие и осмысление звучащей речи. Слушание проходит в 2 этапа:

1.      Первичный анализ звукового сигнала

2.      Смысловая интерпретация

Недостатки слушания:

- Бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (слушать телевизор, занимаясь домашними делами);

- Обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

- Аналитическая узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы

Субъективные факторы

шумы и помехи

пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями)

акустические характеристики помещения

тип нервной системы человека, его темперамент (предполагается, что эмоционально устойчивые люди – сангвиники, флегматики – более внимательны, чем холерики и меланхолики)

микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

интеллектуальные способности, которые можно разделить на три основные группы – это основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию); дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания) и – вспомогательные (словарный запас, уровень обшей культуры).

 

Выделяют различные уровни слушания:

Пассивное. Человек молчит и никак не реагирует на слова собеседника.

Избирательное. Человек слышит то, что хочет услышать. Когда предмет разговора его не интересует, он практически игнорирует собеседника. Если что-то из услышанного ему не понравится, он может прерывать собеседника критическими замечаниями.

Внимательное. Человек поддерживает зрительный контакт с собеседником и с помощью вопросов пытается глубже понять смысл сказанного. Но он не всегда последователен, так как обращает внимание только на вербальную часть сообщения, игнорируя эмоциональную – интонации голоса, мимику и пантомимику.

Активное слушание – это внимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник. Слушатель схватывает полностью все сообщение – факты и эмоции, вербальные и невербальные компоненты. Это единственный вид слушания, который помогает выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений. Такой вид слушания в общении называется эмпатией.

Слушание составляет 45% от всех видов речевой деятельности.

Письмо  - это продуктивный вид речевой деятельности (продукт письма – знак), в процессе которого содержание высказывания передаётся с помощью графисеких знаков

Особенности письма:

 - подготовленность

- реализация в форме монолога

- наличие сложной композиционной структуры

- использование знаков препинания

Письмо составляет 9% от всех видов речевой деятельности

Чтение – это рецептивный вид (рецепторы органов зрения) речевой деятельности, в процессе которого происходит восприятие и осмысление написанного текста.

Виды чтения:

1.      Углублённое. Обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате такого чтения содержание полностью воспринимается, вся информация перерабатывается в такой степени, чтобы ею впоследствии можно было воспользоваться

2.      Ознакомительное. Нацелено на общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне, т.е. только основной информации.

3.      Выборочное. При этом виде чтения можно не анализировать все содержащиеся в тексте факты, а лишь понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в тексте.

4.      Быстрое. Требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного.

Чтение составляет 6 % от всех видов речевой деятельности.