КОММУНИКАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
В современном мире воспитательная среда
существенно изменилась: её органично дополнили средства коммуникации, глубоко
проникшие во все сферы человеческой деятельности. Телевидение, персональные
компьютеры и прочие факторы современности в виде средств коммуникации,
представляют различную информацию широкому кругу людей, а поэтому обладают
огромным воспитательным потенциалом. Вот почему глубокое и всестороннее
изучение их воспитательного потенциала и является актуальной темой для научных
исследований.
Изучение потенциала воспитательного влияния современных средств
коммуникации на нравственное сознание и особенности поведения молодёжи, их
применение педагогами в нравственном воспитании, способствует
интеллектуальному развитию и эмоциональной стабильности, формированию
адекватной оценки используемых средств коммуникации.
Методологической основой исследования являются положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности, а также теории влияния средств коммуникации на личность, развития и социализации личности, её нравственное воспитание.
Цель статьи - изучение зарубежных и отечественных исследований, информации вывода о характере влияния средств коммуникации на развитие творческого потенциала растущего поколения, а также предложение мер на формирование нравственности и целесообразного отношения к коммуникативным средствам.
Объектом исследования выступают изменения в процессе воспитания под влиянием информатизации. Предметом являются особенности воздействия средств коммуникации на нравственные аспекты воспитательного воздействия.
Новая система образования, определяет интерес исследователей к проблеме профессиональной коммуникативности и устанавливает требования к построению процесса обучения так, чтобы главный акцент ставился на формирование у обучающихся коммуникативных умений, которые необходимы для развития основных сфер жизнедеятельности человека.
В 21 веке новейшие ценности устанавливают необходимость индивидуального подхода. Растущее поколение должно стать конкурентоспособным, самостоятельным и творческим, чтобы соответствовать общественным потребностям, поэтому вопросы, связанные с проблемой формирования профессиональной коммуникативности, широко исследуются в научной литературе.
Коммуникация – сложное понятие, гораздо более обширное, чем общение. Это - связи, устанавливающиеся в ходе обмена информацией между адресатами по каналу связи для достижения какого-либо результата. Совершение коммуникации дополняются и невербальными способами: жестами, мимикой, паузами и тоном. Коммуникации можно рассматривать и как аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит, наряду с физическим, коммуникативный аспект.
Таким образом, различаются:
1) по типу отношений между участниками - коммуникация межличностная, публичная, массовая;
2) по
средствам - коммуникация речевая (письменная и устная), паралингвистическая
(жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации,
являющейся предметом общения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует
эффективности для участвовавших в нём людей.
Средства коммуникации в процессе воспитания
Субъектом педагогической коммуникации выступают непосредственно педагог и обучающиеся. Целью выступает донесение информации, а задачами привлечение внимания и выработка мотивации выработать к действию в соответствии с ней.
Советский ритор А. В. Миртов в 1930-х гг. сказал: «Хорош тот оратор, хороша та речь, которая вызывает разговоры и размышления по вопросам, затронутым в речи оратора». В процессе доказательства истинности преподносимого знания используется монолог педагога, а убеждение в справедливости его мнения возникает уже из диалога с обучающимся.
Современная среда воспитания включает в себя структуру информационной среды; эта особенность связана с глобализацией. Процесс воспитания не прекращается, как и его исследования, поэтому решение настолько важных общественных проблем, как воспитание человека, требует переоценки некоторых прежних установок в сфере образования. Социологические исследования показывают, что роль СМИ становится всё более значимой в жизни общества, в том числе и детей и подростков, поэтому влияние компьютеров может стать источником опасности для их сознания. Факторы этого влияния изучает социальная информатика, специалисты которой утверждают, что условия жизни в информационно развитом обществе зависят больше от духовных (культуры, искусства и образования) благ, чем от материальных. Знание становится основополагающей ценностью, определяет образ жизни. Этот критерий может выступать за сохранение или разрушение личности: чем ценнее полученная информация, тем больше она способствует сохранению личностной индивидуальности и целостности.
Влияние средств коммуникации на развитие личности
Средства коммуникации - комплексное понятие, производное от СМИ, под которыми понимаются средства передачи информации. Они включают в себя системы, которые посредством печатной продукции, радио и телевидения передают большое количество информации. Содержание телевизионных программ охватывает все сферы человеческой жизни - политику, образовательные и развлекательные передачи, поэтому масштабы его влияния неизмеримы. Анализ телевизионных программ доказывает, что основное время телевещания отдано боевикам, в которые чаще всего включены сцены насилия.
В развитых европейских странах правительство уже принимает активные меры по снижению негативного влияния средств визуальной коммуникации на нравственное сознание, эмоции и поведение подростков. Понятие новых средств визуальной коммуникации включает в себя телевидение, компьютерные игры и другие средства. Компьютерные игры, активно проникая в развлечения подростков, занимают второе место среди средств визуальной коммуникации, уступая только телевидению, поэтому изучение виртуальных форм коммуникации в современном обществе приобретает большую актуальность.
Вывод. Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременно общаться неограниченному количеству человек из любых уголков мира, и, следовательно, с разными культурами и взглядами. Во-вторых, невозможность использования вербальных средств коммуникации. В-третьих, анонимность, следовательно, и снижение психологических рисков.
Расхожести с реальными коммуникациями заметны и в примитивности в письменности и эмоциональном развитии собеседников. Во время общения в сети подростки часто игнорируют знаки препинания, также получили широкое использование акронимы - символьные сокращения слов или словосочетаний. Большинство высказываний в подобных диалогах не имеют цели узнать мнение и состояние собеседника, хотя в обычном общении высокий уровень эгоцентризма проявляется только в раннем возрасте.
Интернет особенно важен для тех людей, чья
реальная жизнь по каким-либо причинам социально опустошена - такие люди
используют Интернет как альтернативное средство коммуникации во избегание
реального окружения.
Для того, чтобы помочь таким детям и подросткам, необходимо улучшить
социальный контакт со сверстниками посредством укрепления доверительных
отношений, ведь ни один
виртуальный собеседник не сможет заменить настоящей дружбы, а лишь подарит
иллюзорное ощущение становления частью общества.
Список литературы
1. Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001. С. 122-127.
2. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. – 1985. С. 85-88.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучение. Москва, 1990. 124 с.
4. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н.; Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений . - Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. С. 376-380.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.