Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение-это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В.Петровским).
Общение-специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей(определение, данное Л.Д.Столяренко).
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь,люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
КОММУНИКАЦИИ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ.
Общение категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы.
Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему
общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической
проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии.
Общениеэто многоплановый процесс развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное
А.В.Петровским).
Общениеспецифическая форма взаимодействия человека с другими людьми как
членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей(определение,
данное Л.Д.Столяренко).
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения
состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь,люди обращаются к языку как
одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в
организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия,
распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника;
перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по
общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1.Языксистема слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания,
используемые для общения.
2.Интонация,эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный
смысл одной и той же фразе.
3.Мимика,поза,взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл
фразы.
4.Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за
ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи.
5.Расстояние,на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных
традиций,степени доверия.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1.Потребность в общении(необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на
собеседника и т.п.)побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.Ориентировка в личности собеседника.
4.Планирование содержания своего общения,человек представляет себе (обычно
бессознательно),что именно скажет.
5.Бессознательно(иногда сознательно)человек выбирает конкретные средства,речевые
фразы,которыми будет пользоваться,решает,как говорить,как себя вести.
6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения
на основе установления обратной связи.
7.Корректировка направления,стиля,методов общения.
Если какоелибо из звеньев акта общения нарушено,то говорящему не удается добиться
ожидаемых результатов общенияоно окажется неэффективным. Эти умения называют
“социальным интеллектом”, ”практическипсихологическим умом”,”коммуникативной
компетентностью”, ”коммуникабель ностью”.
Выделяют следующие виды общения:
1.”Контакт масок” формальное общение,когда отсутствует стремление понять
собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия,скромности и т.п.)набор выражений лица, жестов,стандартных фраз, позволяющих скрыть
истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан,дабы “не
задевать” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.
2.Примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий
объект:если нужен,то активно вступают в контакт,если мешаетоттолкнут или последуют
агрессивные грубые реплики.Если получили от собеседника желаемое, то теряют
дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3.Формальноролевое общение,когда регламентированы и содержание,и средства общения
и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4.Деловое общение, когда учитывают особенности личности,характера, возраста,
настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные
расхождения.
5.Духовное,межличностное общение друзей,когда можно затронуть любую тему и не
обязательно прибегать к помощи слов,друг поймет вас и по выражению лица, интонации,
движениям.
6.Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника,используя
разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.),в зависимости от
особенностей личности собеседника.
7.Светское общение.Суть его в беспредметности,т.е. люди говорят не то, что думают, а то,
что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое,т.к. точки зрения людей
на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера
коммуникаций.
Микровывод. Общение базовая категория, логический центр общей системы
психологической проблематики, однако, недостаточно разработана.