КОММУНИКАЦИИ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии. Общение-это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное А.В.Петровским). Общение-специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей(определение, данное Л.Д.Столяренко). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь,люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Иконка файла материала КОММУНИКАЦИИ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ.doc
КОММУНИКАЦИИ   ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В  ПСИХОЛОГИИ.  Общение ­ категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы.  Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему  общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической  проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии.  Общение­это многоплановый процесс развития контактов между людьми,  порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данное  А.В.Петровским). Общение­специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей(определение,  данное Л.Д.Столяренко).   В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения  состоит в обмене информацией между людьми. Общаясь,люди обращаются к языку как  одному из важнейших средств общения; интерактивная сторона заключается в  организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия,  распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника;  перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по  общению и установление на этой основе взаимопонимания.  К средствам общения относятся: 1.Язык­система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания,  используемые для общения. 2.Интонация,эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный  смысл одной и той же фразе. 3.Мимика,поза,взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл  фразы. 4.Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи. 5.Расстояние,на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных  традиций,степени доверия.      В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1.Потребность в общении(необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на  собеседника и т.п.)побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3.Ориентировка в личности собеседника. 4.Планирование содержания своего общения,человек представляет себе (обычно  бессознательно),что именно скажет. 5.Бессознательно(иногда сознательно)человек выбирает конкретные средства,речевые  фразы,которыми будет пользоваться,решает,как говорить,как  себя вести. 6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения  на основе установления обратной связи. 7.Корректировка направления,стиля,методов общения.  Если какое­либо из звеньев акта общения нарушено,то говорящему не удается добиться  ожидаемых результатов общения­оно окажется неэффективным. Эти умения называют  “социальным интеллектом”, ”практически­психологическим умом”,”коммуникативной  компетентностью”, ”коммуникабель­ ностью”.  Выделяют следующие виды общения: 1.”Контакт масок” ­формальное общение,когда отсутствует стремление понять  собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия,скромности и т.п.)­набор выражений лица, жестов,стандартных фраз, позволяющих скрыть  истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан,дабы “не  задевать” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника. 2.Примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий  объект:если нужен,­то активно вступают в контакт,если мешает­оттолкнут или последуют  агрессивные грубые реплики.Если получили от собеседника желаемое, то теряют  дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. 3.Формально­ролевое общение,когда регламентированы и содержание,и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4.Деловое общение,­ когда учитывают особенности личности,характера, возраста,  настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные  расхождения. 5.Духовное,межличностное общение друзей,когда можно затронуть любую тему и не  обязательно прибегать к помощи слов,друг поймет вас и по выражению лица, интонации,  движениям. 6.Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника,используя  разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.),в зависимости от  особенностей личности собеседника. 7.Светское общение.Суть его в беспредметности,т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое,т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера  коммуникаций.  Микровывод. Общение ­ базовая категория, логический центр общей системы  психологической проблематики, однако, недостаточно разработана.