Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
Во время работы над научно-методологическим и методическим обоснованием актуальности в современной отечественной педагогике образовательной технологии проблемно-модульного обучения, мы обратили внимание, что в свете современных требований к выпускнику школы, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, репродуктивная система обучения устарела.
В меняющемся обществе система образования должна формировать и развивать такие качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах современного российского образования и жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебна-познавательная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. А его внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российских школ проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный, практический характер.
Образовательная компетенция обусловлена личностно-деятельностным подходом к современному российскому образованию, поскольку относится исключительно к личности ученика и проявляется, а также проверяются только в процессе выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
Проектируемое на данной основе образование должно обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношения.
Таким образом, компетентностно-ориентированное образование – это две взаимосвязанные и взаимозависимые стороны обучения и воспитания, которые состоят в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством; это процессы и результаты усвоения систематизированных элементов культуры. Содержание компетентностно-ориентированного образования является педагогической моделью социального заказа и выступает как содержательная сторона обучения в единстве с его процессуальной стороной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.