Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
Масштабные изменения в образовании, включая его человекоори-ентированность и практикоориентированность, происходят в условиях динамичности экономики и являются фактором еёроста, а также механизмом влияния на глобальном рынке. Чтобы обеспечить такое влияние, у выпускников образовательных организаций должны быть сформированы и развиты: открытость познавательной позиции как тип познавательного отношения к миру, т.е. вариативность индивидуального умозрения, разнообразие способов осмысления, исследовательское отношение к парадоксам, направленность на переоценку собственного опыта и познавательной деятельности.
Возникает вопрос: как обучать учащихся, чтобы сформировать, развивать у них универсальные и профессиональные компетенции в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами? Таким потенциалом обладает компетентностно-ориентированная модель обучения.
Компетентностно-ориентированное обучение обеспечивает:
Исходя из анализа проблем и тенденций в современном российском образовании, одной из главных причин целесообразности компетентностного подхода стал факт рассинхронизации критериев в системах обучения и на рынке труда. Этот факт проявился в том, что возникло несоответствие оценок выпускников учебных заведений тем критериям, которым они должны отвечать при устройстве на работу.
Такое противоречие обусловлено, с одной стороны, изменениями в содержании труда специалистов, развитием информационных технологий, модификациями профессий, ростом требований к инновационной деятельности, а с другой стороны, недостаточной компетентностью молодых специалистов, у которых базовые профессиональные качества (компетенции) не всегда являются предикторами эффективности деятельности.
У современных выпускников должны быть сформированы универсальные компетенции, среди которых выделяют способность к анализу проблем и владение разнообразными методами их решения, креативность, понятийное и критическое мышление, коммуникативность и т.д. Они применяются в тестировании выпускников для оценки качества результатов образования.
Под компетентностью понимают интегрированную характеристику, включающую совокупность компетенций. Компетенция рассматривается как характеристика подготовки студентов (знания, умения, способность, навык и т.д.).
Предлагается два пути реализации компетентно-ориентированного подхода. Первый путь - декомпозиционный. Основными шагами в этом варианте являются следующие:
Компетентностные дескрипторы являются актуальными критериями результатов обучения для учащихся и педагогов. Однако даже в этой ситуации у обучающихся не всегда формируется и развивается скоординированная способность решить поставленную задачу компетентно.
Второй путь - интегральный. Основными шагами в этом варианте являются следующие:
Существует несколько видов компетенций: общекультурные (ОК) или универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК), профессионально-прикладные (ППК), дополнительные (профессионально-специализированные или специальные).
Выделяют ряд проблем оценивания компетенций и способов их исключения (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение проблем оценивания компетенций и способов их исключения
№ |
Проблемы оценивания компетенций |
Способы исключения проблем оценивания компетенций |
1 |
Многофункциональность и надпредметность |
Разработка измерителей, включающих оценочные средства по типу методов многомерного шкалирования и методов интеграции |
2 |
Одним из предикторов освоения компетенций являются способности студентов |
Включение в арсенал оценочных средств в процессе аттестации психодиагностических методик выявления способностей студентов |
3 |
Уровень компетенций обусловлен многофакторной причиной |
В содержании образования должны быть учтены факторы, влияющие на уровень формирования компетенций: методы обучения, стиль взаимодействия, материально-техническое обеспечение и т.д. |
4 |
Обобщенный характер формулировки |
Операционализация на уровне дескрипторов |
5 |
Отсроченный характер |
Организация мониторинга формирования компетенций |
Для решения или предупреждения указанных проблем необходимо учесть, что структура общеобразовательных и профессиональных стандартов включает обобщённые трудовые функции и трудовые функции для каждой из них, трудовые действия для трудовых функций, а также знания и умения в соответствие с трудовыми действиями. В связи с этим необходимо установить связи между компетенциями ФГОС и требованиями профессиональных стандартов.
В целом последовательность действий следующая: определение видов профдеятельности - профессиональных компетенций - трудовых функций - трудовых действий - дескрипторов как признаков проявления
Методики профессионально-ориентированного обучения компетенций - перечня знаний и умений - содержания измерителей - разработка компетентностных заданий.
Для компетенций разрабатываются паспорта, включающие матрицу связей каждой компетенции с дисциплинами образовательной программы и с учётом периодов времени изучения программы. Дополняется этот процесс изучением признаков проявления компетенций в характеристиках способностей к конкретной профессиональной деятельности, разработкой методов формирования компетенций и разработкой контрольно-оценочных средств. Таким образом, компетентный подход в образовании позволяет решить проблему рассинхронизации систем подготовки учащихся и рынков труда.
Таким образом, компетентностно-ориентированный подход к обучению учащихся направлен на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства.
Литература:
1. Лызь Н. А., Лызь А. Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 136 с.
2. Методические рекомендации по проведению внутренней аккредитации (внутреннего аудита) образовательных программ / Сост.: В. В. Борисова, Л.А. Думанская, М. Б. Мельникова. М. : Издательский дом ГУУ, 2015. - 62 с.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.