КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ).

  • docx
  • 11.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ. (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ

 

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)

     Масштабные изменения в образовании, включая его человекоори-ентированность и практикоориентированность, происходят в условиях динамичности экономики и являются фактором еёроста, а также механизмом влияния на глобальном рынке. Чтобы обеспечить такое влияние, у выпускников образовательных организаций должны быть сформированы и развиты: открытость познавательной позиции как тип познавательного отношения к миру, т.е. вариативность индивидуального умозрения, разнообразие способов осмысления, исследовательское отношение к парадоксам, направленность на переоценку собственного опыта и познавательной деятельности.

     Возникает вопрос: как обучать учащихся, чтобы сформировать, развивать у них универсальные и профессиональные компетенции в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами? Таким потенциалом обладает компетентностно-ориентированная модель обучения.

     Компетентностно-ориентированное обучение обеспечивает:

  • • осознанное усвоение знаний, качественное освоение умений их применять и формирование заинтересованного отношения к изучаемым объектам в единстве;
  • • продуктивность познавательной деятельности, творческий поиск, создание субъективно и объективно новых знаний, технологий или других продуктов;
  • • ориентацию на учеников, стимулирование их активности, самостоятельности, инициативы и ответственности;
  • • контекстный характер обучения, т.е. привязку к реальным жизненным и профессиональным задачам;
  • вовлечённость обучающихся в выполняемую деятельность, возможность проявить и развить свой интеллектуальный, творческий, личностный, деловой потенциал, возможность рефлексировать свое продвижение, лучше узнать себя, найти новые значимые цели личностного и профессионального развития [1]:

     Исходя из анализа проблем и тенденций в современном российском  образовании, одной из главных причин целесообразности компетентностного подхода стал факт рассинхронизации критериев в системах обучения и на рынке труда. Этот факт проявился в том, что возникло несоответствие оценок выпускников учебных заведений тем критериям, которым они должны отвечать при устройстве на работу.

     Такое противоречие обусловлено, с одной стороны, изменениями в содержании труда специалистов, развитием информационных технологий, модификациями профессий, ростом требований к инновационной деятельности, а с другой стороны, недостаточной компетентностью молодых специалистов, у которых базовые профессиональные качества (компетенции) не всегда являются предикторами эффективности деятельности.

     У современных выпускников должны быть сформированы универсальные компетенции, среди которых выделяют способность к анализу проблем и владение разнообразными методами их решения, креативность, понятийное и критическое мышление, коммуникативность и т.д. Они применяются в тестировании выпускников для оценки качества результатов образования.

     Под компетентностью понимают интегрированную характеристику, включающую совокупность компетенций. Компетенция рассматривается как характеристика подготовки студентов (знания, умения, способность, навык и т.д.).

     Предлагается два пути реализации компетентно-ориентированного подхода. Первый путь - декомпозиционный. Основными шагами в этом варианте являются следующие:

  • • определить компетенции, которые должны входить в состав компетентности выпускника и определять её структуру;
  • • описать дескрипторы (признаки проявления) компетенций;
  • • выстроить соотношение каждого дескриптора с умениями и знаниями как результатами освоения учебных курсов и программ с теми трудовыми действиями, которые представлены в общеобразовательном и  профессиональном стандарте.

     Компетентностные дескрипторы являются актуальными критериями результатов обучения для учащихся и педагогов. Однако даже в этой ситуации у обучающихся не всегда формируется и развивается скоординированная способность решить поставленную задачу компетентно.

     Второй путь - интегральный. Основными шагами в этом варианте являются следующие:

  • • разработка компетентностной модели выпускника, в основе которой находится иерархически упорядоченный комплекс компетенций;
  • • разработка механизмов измерения. Для этого вводится понятие компетентности и в соответствии с его содержанием разрабатываются валидные, надежные и репрезентативные способы принятия решения об уровне компетентности студента.

     Существует несколько видов компетенций: общекультурные (ОК) или универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК), профессионально-прикладные (ППК), дополнительные (профессионально-специализированные или специальные).

     Выделяют ряд проблем оценивания компетенций и способов их исключения (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение проблем оценивания компетенций и способов их исключения

Проблемы оценивания компетенций

Способы исключения проблем оценивания компетенций

1

Многофункциональность и надпредметность

Разработка измерителей, включающих оценочные средства по типу методов многомерного шкалирования и методов интеграции

2

Одним из предикторов освоения компетенций являются способности студентов

Включение в арсенал оценочных средств в процессе аттестации психодиагностических методик выявления способностей студентов

3

Уровень компетенций обусловлен многофакторной причиной

В содержании образования должны быть учтены факторы, влияющие на уровень формирования компетенций: методы обучения, стиль взаимодействия, материально-техническое обеспечение и т.д.

4

Обобщенный характер формулировки

Операционализация на уровне дескрипторов

5

Отсроченный характер

Организация мониторинга формирования компетенций

     Для решения или предупреждения указанных проблем необходимо учесть, что структура общеобразовательных и  профессиональных стандартов включает обобщённые трудовые функции и трудовые функции для каждой из них, трудовые действия для трудовых функций, а также знания и умения в соответствие с трудовыми действиями. В связи с этим необходимо установить связи между компетенциями ФГОС и требованиями профессиональных стандартов.

     В целом последовательность действий следующая: определение видов профдеятельности - профессиональных компетенций - трудовых функций - трудовых действий - дескрипторов как признаков проявления

     Методики профессионально-ориентированного обучения компетенций - перечня знаний и умений - содержания измерителей - разработка компетентностных заданий.

     Для компетенций разрабатываются паспорта, включающие матрицу связей каждой компетенции с дисциплинами образовательной программы и с учётом периодов времени изучения программы. Дополняется этот процесс изучением признаков проявления компетенций в характеристиках способностей к конкретной профессиональной деятельности, разработкой методов формирования компетенций и разработкой контрольно-оценочных средств. Таким образом, компетентный подход в образовании позволяет решить проблему рассинхронизации систем подготовки учащихся и рынков труда.

     Таким образом, компетентностно-ориентированный подход к обучению учащихся направлен на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства.

Литература:

1.      Лызь Н. А., Лызь А. Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 136 с.

2.     Методические рекомендации по проведению внутренней аккредитации (внутреннего аудита) образовательных программ / Сост.: В. В. Борисова, Л.А. Думанская, М. Б. Мельникова. М. : Издательский дом ГУУ, 2015. - 62 с.


 

3.