КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для оценки эффективность функционирования системы среднего профессионального образования существует несколько критериев, одним из которых является успешность трудоустройства выпускников среднего профессионального образования.
Однако опыт многих стран, в том числе и Донецкой Народной Республики, показывает, что наиболее уязвимым элементом на рынке труда является специалист без опыта работы, то есть выпускник профессионального образовательного учреждения.
Главной задачей, стоящей перед выпускником, является грамотная подача своих возможностей. При этом возникает следующая проблема - молодому специалисту не всегда легко самостоятельно определиться с личностными склонностями к каждой из областей профессиональной деятельности. Следовательно, перед профессиональным образовательным учреждением стоит задача в оказании помощи выпускникам в определении направлении вектора профессиональной деятельности. Для достижения заданной цели профессиональное образовательное учреждение реализует систему мероприятий, которая заключается в психологических консультациях по вопросам профессиональной ориентации, проводит специализированные тесты, тренинги, анкетирование обучающихся. Данные мероприятия помогут им найти оптимальное место работы, соответствующее профилю подготовки, что снизит время адаптации на рабочем месте, повысит конкурентоспособность среди молодых специалистов.
Для реализации и развития творческого потенциала обучающихся - фармацевтов, поддерживания их стремления к самореализации и самообразованию, формирования у них профессиональных и общекультурных компетенций, преподаватели Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий техникум химических технологий и фармации» применяют сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий, в том числе и при организации самостоятельной работе обучающихся, а именно:
- анализ конкретных ситуаций;
- усвоение учебной программы не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами в реальных условиях, путем выполнения практических заданий (во время походов, экскурсий и т.п.);
- дополнительные знания в сфере правил эксплуатации химического оборудования.
Использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Разнообразные методы и приемы активного обучения способствуют проявлению у студентов интереса к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.
Также на высоком уровне значимости, хотя и во вторую очередь, находится профессиональная подготовка, предполагающая умение специалиста осознанно планировать и осуществлять профессиональную деятельность, с чем, безусловно, связаны его умение ставить и достигать поставленные цели, готовность брать на себя ответственность. Одним из главных факторов профессиональной успешности сегодня становится степень личностно-профессиональной зрелости специалиста, проявляющаяся в его способности к сознательному руководству собственным поведением и деятельностью на основе осознанных мотивов-целей и жизненных принципов.
В результате анализа требований работодателей выявилось, что уровень теоретической подготовки выпускников оценивается несколько ниже практической, профессиональной. По мнению большинства руководителей, отмечается необходимость в условиях профессионального образовательного учреждения осуществлять в первую очередь практическую подготовку.
В настоящее время требования к выпускникам существенно изменились, что обусловлено различными причинами:
- повышением требований профессионально-трудовых ожиданий;
- значительным ростом уровня технологической оснащенности и аппаратурного оформления современных химических лабораторий и аптек;
- возросло количество выпускаемых специалистов.
Возросли требования работодателей к наличию опыта работы у выпускников. Многие работодатели ждут от выпускника наличия опыта работы или совмещения учебы с работой на профильном предприятии. Названая причина является одной из основных трудностей, с которыми сталкивается выпускник на рынке труда по окончании обучения профессионального образовательного учреждения, когда предприятия и службы занятости, в том числе, предпочитают иметь дело со специалистом, имеющим опыт трудовой деятельности. Решению этой проблемы должна способствовать гибкая организация производственной практики обучающихся, во время которой они могли бы иметь возможность получить опыт работы именно на том предприятии, в организации или учреждении, куда потенциально собираются трудоустроиться.
Помочь в решении профессиональных задач выпускника среднего профессионального образования может компетентностный подход, который выступает методологическим инструментом современного
профессионального образования и, одновременно - его критерием. Основой компетентностного подхода в профессиональном образовании является установление связи между динамикой развития общества и активностью личности, ее готовностью к инновациям и продуктивности во всех сферах деятельности. Особенностью компетентностного подхода должна быть ориентированность не на количество усвоенной информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных жизненных и производственных ситуациях.
Литература
24-Педагогика Практико-ориентированные методы обучения [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://yandex.ua/turbo?text=https%3A%2F%2Fspravochnick.ru%2Fpedagogika%2Fteoriya_obucheniya%2Fpraktiko- orientirovannye_metody_obucheniya%2F&d= 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.