Компетентностный подход в обучении русскому языку
Компетенция – «это способность изменять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции рассматриваются как современные нормы качества образования и имеют межпредметный системный характер, представляя собой сочетания качеств, отношений и умений, и являются обобщенными характеристиками специалиста» [ФГОС, с. 16]. То есть компетенция – это некий набор свойств и качеств личности, которые учащийся должен развить у себя за время обучения. Это не набор разрозненных характеристик личности, а система взаимосвязанных компонентов, представляющих единое целое.
Термин «компетенция» получил распространение в образовательной и научной областях, в том числе в сфере языкознания и смежных дисциплин, которые тесным образом с ним связаны. Своеобразными стимулами для выработки термина компетенции и компетентностного подхода в лингвистике следует считать смежные с философией идеи языкознания, разработанные исследователями, о том, что тот или иной носитель языка ,,чувствует” его в себе. Исходя из всего этого, нужно обратиться к воззрениям Вильгельма фон Гумбольдта, который так высказывал свою позицию по данному вопросу: «язык народа есть его дух, и его дух есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное» [Гумбольдт 1980: 79] .
Понятие компетенции прочно вошло в языкознание благодаря теории Ноама Хомского, основная идея которой заключается в наличии у человека языковой способности (компетенции), представленной в виде определенных ментальных образцов , так называемых схем репрезентаций, которые отражают знание языка; далее данная способность проявляет себя в практике речевого взаимодействия людей между собой , при этом теория Н. Хомского предполагает присутствие в речевом взаимодействии в качестве коммуникантов некоего идеального говорящего или же слушающего в таком сообществе носителей языка, которое исключает все разнородные включения в эту среду, членами которой безупречно усвоен язык .
Языковая компетенция, по мнению Н. Хомского, – это «система правил построения высказываний, содержащаяся в сознании носителя языка, которая используется при производстве и интерпретации речи».
Теория Н. Хомского и его концепция языковой компетенции послужили базисом для появления термина, противоположного коммуникативной компетенции. Этот термин впервые вошел в активный запас в научной сфере в 1971 году благодаря американскому антропологу Д. Хаймсу, который утверждает, что суть коммуникативной компетенции состоит во внутреннем осознании коммуникантом целесообразности употребления языка в той или иной коммуникативной ситуации. В представлении Д. Хаймса понятие ,,коммуникативная компетенция” заключает в себе не одну, а несколько составляющих - грамматическую (в концепции Н. Хомского – языковую) и социолингвистическую (т. е. знания, которые необходимы индивиду для его нормального функционирования как полноценного члена общества). Также, Д. Хаймс вводит понятие индивидуальной компетенции, таким образом акцентируя внимание на том, что компетенция – это явление относительное, в то время как Ноам Хомский утверждает, что компетенция представляет собой некую абсолютную величину [Хаймс : 1972. 150]
Теория коммуникативной компетенции достаточно широко распространена в среде исследователей и ученых, она получила признание многих лингвистов и языковедов.
Компетентностный подход при обучении подразумевает развитие умений, помогающих как можно более успешно справляться с трудностями, возникающими как в повседневной, так и в личной , и в профессиональной сферах нашей жизни .
В данном случае мы можем поставить знак равенства между знаниями и комплексом необходимых умений и навыков для целесообразного действия в условиях, которые нам не знакомы. Знание помогает делать что-либо, благодаря ему мы можем прийти к определенному результату. Знание – это путеводная звезда, которая ведет нас дальше по дороге жизни и мудрости.
Следовательно, есть смысл в том, чтобы говорить , что в компетентностном подходе значение слова “знание” имеет следующее толкование- практическое усвоение себе того или иного комплекса предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, с помощью которых становится возможным решение проблемных ситуаций , при необходимости самостоятельного обучения и успешное выполнение поставленных целей, достижение высоких личгых и профессиональных результатов.
Компетентностный подход – это возможность расширить практический характер школьного образования. Теоретические знания, безусловно, важны в овладении учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но они не должны лежать мертвым капиталом в головах у школьников, им нужно находить соответствующее применение . Компетентностный подход как раз дает такую возможность , ведь он не направлен на бездумное расширение объема учебной информации в сознании ребенка, он подталкивает учащегося к самостоятельному решению проблемы в незнакомой для него ситуации. Умения, которые он использует при этом и носят название компетенции.
Методисты А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова, Т. М. Пахнова, Н. Л. Мишатина, О. Н. Левушкина, Т. Ф. Новикова и др. в своих разработках обращают внимание на следующие предметные компетенции: коммуникативную, языковедческую и культуроведческую. Причем, языковедческая компетенция состоит из языковой и лингвистической компетенций. Что касается культуроведческой компетенции, то в работах Н. Л. Мишатиной встречается такая ее трактовка: «. . . В рамках компетентностного подхода и выделяют в последнее время наравне с языковой, лингвистической, коммуникативной компетенциями компетенцию культуроведческую (или лингвокультурологическую), обусловленную кумулятивной функцией языка и диалектической взаимосвязью языка и культуры, и подразумеваемую как «осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения»…» [Болотов 2014: 58].
Но ,в отличие от других методистов, А. В. Хуторской рассматривает семь компетентностей, которые имеют гораздо большее значение , по его мнению, для развития учащихся, нежели остальные, а именно: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования [Хуторской 2013: 112 - 115]. При этом нужно учитывать, что каждая из этих компетентностей аккумулирует в себе и элементы самонаучения.
Г.К. Селевко систематизирует компетенции по признаку определенных видов деятельности, по отраслям науки, по элементам психологической сферы, по сферам жизни общества и производства, по степени выраженности тех или иных способностей , по наиболее яркой выраженной социальной зрелости и в соответствии со статусом индивида [Селевко : 2004, 136–144.].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.