КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Оценка 5

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Оценка 5
docx
10.06.2022
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД  В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Компетентностный подход.docx

Краева И.В., Шелыгина Т.А.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

 В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Во всем мире образование является главным фактором развития ребенка, становления его личности. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования для того, чтобы ученик, студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов. Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс предписана Советом Европы.

В соответствии с этим и перед педагогическим образованием стоят новые стратегические задачи. Требования, предъявляемые начинающему учителю сейчас, отличаются, прежде всего, наличием у педагогов компетенций, отражающих с одной стороны, качества педагогического образования, а с другой – его конкурентоспособность на рынке труда.[2]

Нам, педагогам, предстоит решать задачу формирования у всех студентов профессиональной компетентности.

Кроме этого, новое содержание образования ориентировано на развитие творческих способностей личности, а традиционные методы и формы обучения носят репродуктивно – рецепторный характер. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих специалистов потребности в приобретении знаний, умений и навыков и их применении в практической деятельности. Педагогические технологии, используемые учителем, работающим в гуманистической парадигме, должны быть направлены, прежде всего, на создание условий для самоопределения и саморазвития, актуализацию мотивационных ресурсов учения, создание климата доверия между учителем и учащимся, обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками образовательного процесса. Одной из них является технология сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве – это процесс, в котором ученики работают в группах над решением общей проблемы (Johnson и Johnson). Учащиеся помогают друг другу; имеют каждый свою роль, хотя и трудятся над достижением единой цели. Каждый понимает, что результат работы зависит и от его работы в том числе.

Теоретические основы обучения в группах появились еще в 19 веке, но получили свое продолжение в 20-е годы ХХ столетия, когда Курт Левин развил уже существующие представления о социальной взаимозависимости и дополнил их утверждением, что группа становится единым целым при наличии у нее общей цели. Первоначально данную технологию уравнивали с работой в группах. Следует отметить существенную разницу между ними.

Основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

1.      взаимозависимость членов группы;

2.      личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

3.      равные возможности для достижения успеха;

4.      совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе;

5.      общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Считаем целесообразным остановиться на теоретических основах технологии «обучение в сотрудничестве».

Идеологию технологии и обучения в сотрудничестве разрабатывали разные ученые. Но самыми известными считаются три школы:

Спенсер Каган – структурный подход.

Д. и Р. Джонсоны – учимся вместе.

Роберт Славин – обучение в команде.

Кроме того, широкую известность получила методика Элиот Аросон – «Ажурная пила».[1]

Существует несколько вариантов технологии сотрудничества:

1.      Student Team Learning (STL, обучение в команде). Это индивидуально-групповая и командно –игровая деятельность. Учитель после обычного объяснения новый материала с использованием всех необходимых ему средств наглядности, предлагает ученикам в группах его закрепить, разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом каждый ученик должен четко объяснить своим партнерам, что он делает и почему так. Остальные ученики группы, имея перед собой соответствующие опоры, контролируют правильность выполнения задания, ответа каждым учеником группы. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, самостоятельно.

2.      Learning Together (учимся вместе). Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по этому методу становится исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание); важным моментом становится отслеживание, мониторинг активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы.

3.      Jigsaw (пила). Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты(логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Интересным, на наш взгляд, является структурный подход Кагана. В своих работах он проанализировал различные идеи обучения в сотрудничестве, сравнил и сопоставил их, а затем объединил и структурировал. Его подход популярен во всем мире, его школы существуют в более чем 10 странах мира и регулярно проходят конференции и мастер-классы.Структура свободна от содержания. Это прием, который может использовать любой учитель. Например, лекция или обсуждение в парах. Содержание тоже может быть разнообразным (Вторая Мировая война или таблица Менделеева) и существовать вне структуры.

Когда же мы наполняем структуру содержанием, мы получаем деятельность. Изменяя содержание или прием, мы создаем другую деятельность и соответственно получаем иной результат. И здесь уже необходимо мастерство учителя, чтобы подобрать наилучшую комбинацию прием – содержания.

Соответственно план урока или дизайн урока (Каган) не наполнен деятельностью учителя и учащихся и только при включении последней, становится уроком.

 Спенсер Каган предлагает более сотни приемов-структур, которые каждый учитель может использовать в своей работе.

Все они сгруппированы в зависимости от функции:

1.      Формирование группы (команды)

2.      Формирование классного коллектива.

3.      Учебные навыки (mastery skills) знания.

4.      Мыслительные навыки.

5.      Навыки обмена информацией.

6.      Коммуникативные навыки.

Каждая группа, соответственно, разбита на подгруппы. Например, мыслительные навыки подразделяются на 6 типов в зависимости от мыслительных процессов, которые они развивают: обобщение, соотнесение, анализ, применение, категоризация и постановление вопросов.

Несмотря на некоторые различия, все методисты выделяют 5 основных элементов обучения в сотрудничестве:

1.                 Позитивное взаимодействие. Конкретное задание формируется так, что каждый понимает, что его вклад в достижение цели уникален и крайне важен.

2.                 Индивидуальная и групповая ответственность. Каждый член группы несет индивидуальную ответственность за свою часть работы, и группа несет ответственность за достижение поставленной цели.

3.                 Приобретение учащимися навыков социального поведения. В группах учащиеся должны вести себя так, как должен вести себя член коллектива, работающего как одна команда. Учащиеся учатся быть лидерами, принимать решения, брать ответственность, избегать конфликтных ситуаций.

4.                 Тесное обучение учащихся друг с другом. Учащиеся заинтересованы в успехе друг друга, объясняют решение проблемы друг другу, обсуждают, помогают.

5.                 Сама технология совместной работы. Участники группы обсуждают стороны достижения целей и эффективность проделываемой работы, анализируют результаты и качество работы каждого.

Технология «Обучение в сотрудничестве» удачно реализуется на уроках русского и иностранного языков. Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность обучающихся на уроках. При обучении в сотрудничестве происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Технология сотрудничества является важным средством формирования профессиональных качеств будущих учителей русского и иностранного языков. Анализ анкет обучающихся показал, что в данной технологии, несомненно, много положительного. Студенты отмечают следующие достоинства данной технологии:

·        быстроту выполнения заданий;

·        коллективное выполнение заданий;

·        совместное выполнение практических заданий уменьшает количество ошибок;

·        взаимопомощь, сплочение коллектива;

·        формирование умения общаться в группе;

·        большой объём изученного материала;

·        осознание ответственности за других членов группы;

·        активность всех участников группы;

·        интересная форма работы, занимательная, сразу «включаешь» мозги.

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве является очень сложным и многоплановым аспектом, а не просто групповой работой. В зависимости от конкретной ситуации обучение в сотрудничестве приобретает разнообразные формы. И для того, чтобы можно было говорить о сотрудничестве, недостаточно только лишь создать группы и велеть ученикам вместе работать.

Как именно построить тот или иной урок – решает учитель, но предпочтение, несомненно, должно быть отдано обучению в сотрудничестве. Используя технологию сотрудничества, необходимо помнить, что работа в сотрудничестве может быть и компонентом урока и компонентом системы обучения, в которой есть место и другим видам работы, методам и средствам.

Тем более, что в новых ФГОС в личностных результатах прописано развитие навыков сотрудничества общения и коллективного взаимодействия.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.            Kagan, S. Kagan Structures for Emotional Intelligence. Kagan Online Magazine. http://www.kaganonline.com/

2.            Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы/Под редакцией Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой – Спб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2004.- 160с.

3.            Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С.263 282

4.            Новые педагогические и информационные технологии в системе образования\Под редакцией Е.С. Полат. М., 2000. – 224с.

5.            Трубайчук Л.В. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения // Начальная школа плюс До и После. – 2009. - № 5


 

6.            Скачано с www.znanio.ru

Краева И.В., Шелыгина Т.А. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ

Краева И.В., Шелыгина Т.А. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ

Теоретические основы обучения в группах появились еще в 19 веке, но получили свое продолжение в 20-е годы

Теоретические основы обучения в группах появились еще в 19 веке, но получили свое продолжение в 20-е годы

После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала

После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала

Соответственно план урока или дизайн урока (Каган) не наполнен деятельностью учителя и учащихся и только при включении последней, становится уроком

Соответственно план урока или дизайн урока (Каган) не наполнен деятельностью учителя и учащихся и только при включении последней, становится уроком

При обучении в сотрудничестве происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение

При обучении в сотрудничестве происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение

ЛИТЕРАТУРА 1. Kagan,

ЛИТЕРАТУРА 1. Kagan,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2022