Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Тема над которой работает учитель :
«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».
Оглавление:
Введение
• Этапы реализации программы самообразования
• Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций
• Основные направления и действия для повышения личного самообразования
• Способ демонстрации результата проделанной работы
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Воспитание, полученноечеловеком, закончено,
достиглосвоейцели, когдачеловекнастолько
созрел, чтообладаетсилойиволейсамого себя
образовыватьвтечениедальнейшейжизнии
знаетспособисредства, каконможетосуществить
вкачествеиндивидуума,воздействующего на мир».
А.Дистервег
Совершенствование качества обученияи воспитания в МБОУ «СОШ № 1с углубленным изучением отдельных предметов»напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинарови конференцийневелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегдапредъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокиетребования. Длятого чтобы учить других,необходимознать больше, чем все остальные. Поэтому я обязан знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентным во всех вопросах образования.Поэтому и тема, над которой я работаю:«Компетентностныйподход к формированию здорового образа жизни учащихся».
Актуальностьтемы:Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.
Цель:Повышениеобразовательных компетенцийв области физкультурного образования.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий школы;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
-формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результатыработыс целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Предполагаемыйрезультат:
1. Повышениекачествапреподаваемого предмета (среднийбаллпопредметунениже4,5 отсутствиенеуспевающих).
2. Проведенныеоткрытыеурокипередучителямифизическойкультуры.
4. Докладыивыступления на конференциях, педагогических чтениях.
5. Разработкаипроведениеуроковпосовременным образовательным технологиям, в том числе «информационнымтехнологиям».
6. Созданиекомплектовпедагогическихразработокуроковивнеклассныхмероприятий.
7. Организацияработыспортивныхкружковисекций.
8. Пакетбланковиобразцовдокументовдляпедагогическойдеятельности.
9. Подаюличныйпримеручащимся, участвуяв различныхспортивныхсоревнованиях.
Этапы реализации программы самообразования
Реализацияпрограммы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам,с подведением промежуточных итогов ивнесением коррективов в ходе работы над темой.
• 2014-2015учебный год.
• 2015-2016 учебный год.
• 2016-2017 учебный год.
• 2017-2018 учебный год.
• 2018-2019 учебный год.
• Направленностьна формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций
В настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни.Воспитаниенаправленности школьниковна здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формируюна основе образовательных компетенций:
• Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
• Общекультурная компетенция.Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,роль спорта и физкультуры в жизни человека.
• Учебно-познавательная компетенция.Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
• Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
• Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
• Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
• Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
• Основные направления и действия для повышенияличного самообразования
Свою компетентностьв формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у школьников, я определил основные направления и действия для повышенияличного самообразования:
• Профессиональное направление:
1. Своевременноповышатьквалификациюнакурсахдляучителейфизическойкультуры, организованныхвИнститутеобразования.
2. Постояннознакомитьсяссовременнымиисследованиямиученыхвобластипреподаванияпредмета«Физическаякультура», «ОБЖ».
3. Знакомитьсясновымипримернымииавторскимипрограммамипофизическойкультуре, концепциямиобучения, ихоценками.
3. Изучатьновуюлитературупофизическойкультуреиметодикепреподавания.
4.Периодическипроводитьсамоанализсвоейпрофессиональнойдеятельности.
5. Приниматьактивноеучастиевработегородском методическом объединении учителейфизическойкультуры.
6. Приниматьучастиенанаучно-практическихконференциях,конкурсах, фестиваляхразличныхуровней, семинары.
7. Посещатьурокиколлегиучаствоватьвобменеопытом.
8. Организовыватькружковуюивнекласснуюдеятельностьпопредмету.
9. Систематическиинтересоватьсясобытиямисовременнойэкономической, политическойжизни.
10.Повышатьуровеньсвоейэрудиции, правовойиобщейкультуры.
11. Проводитьоткрытыеурокидляанализасостороныколлег.
12. Систематическипросматриватьспортивныетелепередачи.
• Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствоватьсвоизнаниявобластисовременнойпсихологииипедагогики.
2. Изучатьсовременныепсихологическиеметодики.
3. Созданиепакетапсихолого-педагогическихматериаловдляучителя.
• Информационно-коммуникативные технологии:
1. ПоисквИнтернетеинформациипофизической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогическихтехнологий.
2. Изучатьинформационно-компьютерныетехнологииивнедрятьихвучебныйпроцесс.
• Методическое направление:
1. Изучатьнаучно-методическуюиучебнуюлитературу.
2. Знакомитьсясновымипедагогическимитехнологиями, формами, методамииприемамиобучениячерезпредметныеиздания, через Интернет-сайты.
3. Изучатьпрогрессивныйопытколлегпоорганизацииинновационныхформуроковфизическойкультуры.
4. Проводитьнаучно-исследовательскуюработупопроблемам: «Влияние физических упражнений на уровень физической подготовленности школьников», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»
5. Разрабатыватьразныеформыуроков, внеклассныхмероприятий, учебныхматериалов.
6. Внедрятьвучебныйпроцесскомпьютеризированныепрограммыоцениванияфизическогосостоянияучащихся:
7. Разрабатыватьпакетстандартногопоурочногопланированияпотемам«Легкаяатлетика», «Гимнастика», «Спортивныеигры».
8. Создаватькомплектдидактикипопредмету (планирование спортивно-тренировочных занятий по волейболу, оптимально-минимальныйуровень (стандарт)физическойподготовленностиучащихся, контрольныетесты-упражнения).
9. Создаватьпакетматериаловпопедагогическимтехнологиям.
10. Создаватьпакетсценариевуроковсприменениеминформационныхтехнологий.
11. Создаватьпакетбланковиобразцовдокументовдляпедагогическойдеятельности.
• Эстетическоенаправление:
1. Посещениеспортивных комплексов, выставок, музеев, проведениеэкскурсий.
2. Участвоватьвсмотраххудожественнойсамодеятельности, проводимых в школе.
• Охраназдоровья:
1. СвоевременнообновлятьинструкциипоТБнаурокахфизическойкультуры, назанятияхсекции.
2. Внедрятьвобразовательныйпроцессздоровьесберегающиетехнологии.
3. Вестиздоровыйобразжизни, заниматьсяспортом (волейболом, легкой атлетикой, баскетболом, лыжными гонками, туризмом).
• Интересыихобби:
1. Моё хобби-рыбалка
2. Участвоватьнасоревнованияхразличныхвидов спорта.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается способность действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.
Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей,отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, именно в результате реализации данного подхода,возможно, обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
• Способдемонстрациирезультатапроделаннойработы
Презентациярезультатовработыпередпедагогическимколлективом,на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, назаседаниях районного МОучителейфизическойкультуры.
Формаотчетапопроделаннойработе
Обобщение опытаработынауровнешколы и РМО
Выступленияпообменуопытомработыназаседанияхшкольного и районного МО учителейфизическойкультуры. Представлениеадминистрациишколыотчетасанализом, выводамиирекомендациямидлядругихучителей.
Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни школьников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.На основе этого я ориентируюучащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни школьниковна основе научных знаний, национально-культурных традиций народов проживающих в данном муниципальном районе , сохранения и укрепления здоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
• Балашова В.Ф., Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности/ В.Ф. Балашова, Н.Н Чесноков //Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.
• Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.
• Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.
• Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.
•
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.