Компетентностный подход к учащимся с инвалидностью в условиях инклюзии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под понятием "компетентностный подход" имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) предметных компетентностей личности. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности в различных предметных областях, а в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и социальный опыт учащихся.
Иконка файла материала Компетентносный подход в инклюзивном образовании.DOCX
Компетентностный подход в формировании результата образования у учащихся с инвалидностью в условиях социальной и образовательной инклюзии Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных систем большинства стран мирового сообщества, в том   числе   и   России.   Решение   этой   проблемы   связано   с   изменением содержания   образования,   оптимизацией   способов   и   технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В полной мере это соотносится и с системой специального   и   инклюзивного   образования,   которое   призвано соответствовать образовательным потребностям детей с инвалидностью и ограниченными   возможностями   здоровья   (далее   –   ОВЗ).   Инклюзивное образование, на наш взгляд, наиболее полно отражает изменения в целях и понимании результата образования для детей с инвалидностью, которые обучаются   вместе   со   своими   сверстниками,   развивающимися   типично. Компетентностный   подход   в   этом   отношении   и   является   одним   из направлений   трансформации   оценки   образовательных   результатов, формирует новые цели в образовании детей с инвалидностью.   основных) Под   понятием   "компетентностный   подход"   имеют   в   виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых,   предметных   компетентностей   личности. Формирование   компетентностей   учеников   обусловлено   реализацией   не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий   обучения.   Компетентностный   подход   в   образовании предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности   в   различных   предметных   областях,   а   в   развитии   у учащихся   способности   самостоятельно   решать   проблемы   в   различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом   которого   является   и   социальный   опыт   учащихся.   Смысл организации образовательного процесса заключается  в создании условий для  формирования   у   обучаемых   опыта   самостоятельного   решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем,   составляющих   содержание   образования.   Компетентностный подход   акцентирует   внимание   на   развитии   практически   целесообразной деятельности  учащихся, выдвигая  на первый план общие и специальные умения,   непосредственно   востребуемые   в   жизни,   и   последующем профессиональном образовании выпускников школы. При таком подходе цели   инклюзивного   образования   и   цели   применения   компетентностного подхода   не   могут   не   совпадать,   поскольку   именно   задачи   социального развития,   сочетания   интеллектуально­информационной   и   «навыковой»составляющих образования лежат в основе тех педагогических технологий, которые   характеризуют   образовательный   процесс   инклюзивной   школы   – это и технологии обучения в сотрудничестве с использованием адаптивной системы   обучения,   и   технологии   проектной   и   исследовательской деятельности учащихся, в том числе, учащихся ОВЗ, а также использование индивидуальных   образовательных   программ   в   инклюзивном образовательном процессе. С позиций   компетентностного   подхода   результатом   образования должно   стать   формирование  ключевых   компетентностей  –  таких универсальных   умений,  которые  «помогают   человеку   ориентироваться   в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать   поставленных   целей»   [Иванов,   2008.С.47].   Формирование ключевых   компетентностей   у   учащихся,   в   том   числе   учащихся   с   ОВЗ, находящихся на инклюзивных формах обучения, можно рассматривать в этом   контексте   как   один   из   сквозных   результатов   образования   на   всём протяжении   периода   обучения:   от   создания   предпосылок   для формирования   ключевых   компетентностей   в   дошкольном   возрасте,   до формирования   профессиональных   компетентностей   выпускников   с инвалидностью высших учебных заведений. Компетентностный   подход   лежит   в   основе   многих   документов, формулирующих   основные   направления   реформирования   российской системы   образования.   Так,   в   Концепции   модернизации   российского образования (2010г.) сформулирована основная цель общеобразовательной школы,   которая   заключается   в   формировании   целостной   системы универсальных   знаний,   навыков,   а   также   опыта   самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые   компетенции.   В   контексте   этой   концепции   изменяются требования   к   ученику   общеобразовательной   школы:   приоритетом становится   «образованность»   человека,   а   не   его   «обученность».   Новые ФГОС   второго   поколения   содержат   в   своей   основе   системно­ деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных действий   у   учащихся   прямо   соотносится   с   формированием   ключевых компетенций.   В   концепции   Специальных   Государственных   федеральных стандартов,   разрабатываемых   коллективом   сотрудников   института коррекционной   педагогики   Российской   академии   образования   под руководством   академика   Н.Н.   Малофеева   вводится   уровневая дифференциация   в   сочетании   двух   компонентов   образования: «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции». В зависимости   от   характера   нарушений   развития   и   типа   особых образовательных   потребностей,   учащийся,   согласно   этой   концепции овладевает   одним   из   четырех   уровней   специального   образовательного стандарта   –   от   первого   уровня,   максимально   приближенного   к   уровнюстандарта общего образования, до четвёртого, при котором академический компонент   значительно   редуцирован,   а   основным   и   самым   важнейшим результатом   образования   становится   овладение   «жизненными компетенциями».   Соответственно,   введение   новых   ФГОС   начального общего образования ставит задачу формирования ключевых компетенций и универсальных   учебных   действий   у   тех   учащихся   с   ОВЗ,   которые обучаются совместно со своими сверстниками в условиях образовательной интеграции/инклюзии.   Это   очень   важный   аспект   для   осмысления   и методической проработки педагогами и специалистами, осуществляющими специальное сопровождение интегрированного/инклюзивного образования на всех уровнях. психолого­педагогическое     Ключевые компетенции, согласно концепции И.А. Зимней, представляют собой   обобщенно   представленные   основные   компетентности,   которые обеспечивают   нормальную   жизнедеятельность   человека   в   социуме. Существенными признаками ключевых компетенций являются следующие: • Ключевые   компетенции   –   это   универсальные   ментальные   средства, инструменты (способы, методы, приёмы) достижения человеком значимых для него целей. • Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть  каждый член общества. • Ключевые   компетенции   позволяют   человеку   достигать   результата   в неопределённых, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в   сотрудничестве   с   другими   решать   проблемы,   то   есть   справляться   с ситуациями, для разрешения которых нет полного комплекта наработанных средств. • Определение   и   отбор   ключевых   компетенций   определяется   основными потребителями   образовательных   результатов   и   зависят   от   того,   какие способности   и   качества   являются   ценными   в   данное   время   в   данном обществе. Формулировки   и   классификации   ключевых   компетенций   в   настоящее время представляют значительный разброс мнений; могут рассматриваться как   европейские   системы   ключевых   компетенций,   так   и   российские классификации.   Так,   И.А.   Зимняя   выделяет   три   группы   ключевых компетентностей: • компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту  жизнедеятельности; • компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими  людьми; • компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.А.В. Хуторской выделяет следующие ключевые компетенции: 1. Ценностно­смысловые   компетенции  (Это   компетенции   в   сфере мировоззрения,   связанные   с   ценностными   ориентирами   ученика,   его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать   свою   роль   и   предназначение,   уметь   выбирать   целевые   и смысловые   установки   для   своих   действий   и   поступков,   принимать решения). 2. Общекультурные   компетенции  (Ученик   должен   быть   хорошо осведомлен,  обладать   познаниями   и   опытом   деятельности   в   вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно­нравственных основ жизни   человека   и   человечества,   культурологических   основ   семейных, социальных,   общественных   явлений   и   традиций,   бытовой   и   культурно­ досуговой   сфере.   Сюда   же   относится   опыт   освоения   учеником   научной картины мира).  (Это     компетенции. совокупность 3. Учебно­познавательные компетенций  ученика   в   сфере   самостоятельной   познавательной деятельности,   включающей   элементы   логической,   методологической, общеучебной   деятельности,   соотнесенной   с   реальными   познаваемыми объектами.   Сюда   входят   знания   и   умения   организации   целеполагания, планирования,   анализа,   рефлексии,   самооценки   учебно­познавательной деятельности). 4. Информационные   компетенции.  (При   помощи   информационных технологий  (аудио­   видеозапись,   электронная   почта,   СМИ,   Интернет) формируются   умения   самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее). 5. Коммуникативные   компетенции  (Включают   знание   необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе). 6. Социально­трудовые   компетенции  означают   владение   знаниями   и опытом в сфере гражданско­общественной деятельности (выполнение роли гражданина,   наблюдателя,   избирателя,   представителя),   в   социально­ трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в   сфере   семейных   отношений   и   обязанностей,   в   вопросах   экономики   и права, в области профессионального самоопределения. 7. Компетенции   личностного   самосовершенствования.  Направлены   на освоение   способов   физического,   духовного   и   интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюдаже   входит   комплекс   качеств,   связанных   с   основами   безопасной жизнедеятельности личности Европейские   системы   классификации   и   типологии   ключевых компетенций необходимо рассмотреть с позиции инклизивных подходов в образовании   и   включении   в   общеобразовательный   процесс   учащихся   с особыми образовательными потребностями. Типология   ключевых   компетенций   (key   skills),   разработанная Оксфордским   и   Кембриджским   университетами   для   программы «Ключевые   компетенции   2000»   предполагает,   что   все   выпускники британских   школ,   колледжей,   образовательных   центров  всех   типов  (а значит,  и   инклюзивных   в   том   числе  –  авт.)  будут   к   окончанию образовательного процесса обладать следующими группами умений: • Коммуникация (это умения, которые могут использоваться при ведении дискуссий,  чтении материалов  и  подборе  необходимой  информации  для проекта, написании эссе, заполнении различных форм заявок и т.п.) • Операции   с   числами  (навыки,  касающиеся   интерпретации  численной информации, проведении вычислений и презентации выводов и заключений) • Информационные   технологии  (данные   компетенции   требуются  при использовании   компьютера   для   поиска   необходимой   информации, построения таблиц, графиков; написания писем или отчётов) • Работа с людьми (касается того,  как работать совместно с людьми  при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей • Усовершенствование   способностей   к   обучению   и   повышение результативности  (эти   компетенции   имеют   отношение   к   навыкам постановки   целей   для   более   успешного   выполнения   рабочих   заданий, организации   личной   жизни,   обучение   через   выполнение   практических заданий и формирование навыков самообучения) • Разрешение   проблем  (эти   компетенции   необходимы   при  разрешении проблем   рабочего   характера,   при   обучении   или   в   личной   жизни,   когда используются   различные   методы   поиска   решений   и   проверяется результативность этих методов. Для инклюзивного образования, которое в Великобритании является устойчивой   практикой,   характерно   применение   и   использование   данной классификации также в отношении учащихся с особыми образовательными потребностями. Так, например, в специальном руководстве Министерства образования и занятости Англии «Социальные навыки» (данные материалы были предоставлены МООИ «Общество Даун Синдром» в ходе выполнения российско­британского   проекта   по   изучению   и   распространению   опыта интеграции  детей  с  особыми образовательными  потребностями   в  округеНьюхэм,   Лондон)   определено   содержание   ключевых   навыков (компетенций),   для   осуществления   планирования   и   разработки   учебных программ  по   обучению детей 5­16 лет   со  средними и выраженными трудностями в обучении при осуществлении инклюзивного подхода. Согласно этому  руководству,  в  национальную  школьную  программу включены те же шесть категорий ключевых компетенций, как вы видите, уже перечисленных нами выше и составляющих национальную программу «Ключевые компетенции 2000» : • общение (в том числе владение грамотой), • использование чисел, • • • • информационные технологии, совместная деятельность, совершенствование навыков обучения и его качества, решение проблем. Важным является то, что каждая из приведённых ключевых  компетенций в данном пособии конкретизируется, фокусируясь  непосредственно насодержании обучения детей со средними и  выраженными нарушениями развития. Например, ключевая компетенция «Общение» включает в себя  следующие компоненты: Общение Для   учеников   с   трудностями   в   обучении   ключевой   навык   общения является основой, на которой строится их участие в процессе обучения и их школьные достижения. Ключевой навык общения включает в себя следующие компоненты  (перечислим некоторые): • реагирование на окружающих, например, выражением лица или  жестами; • передача сообщений окружающим, например, о своих предпочтениях или  потребностях; • коммуникация  с  разными  целями   в  соответствии  с  ситуацией, например, в классе, в местном магазине, на работе или дома; • распознавание и получение информации, например, содержащейся в  • фотографиях, картинках, символах, текстах и рецептах блюд; запись и вспоминание информации разными способами, например, при помощи листов самооценки в рамках контроля над своим  поведением; • использование возникающих навыков владения грамотой, например, узнавание логотипов, символов и информационных знаков, используемых  местным сообществом.Данный   подход   позволяет   в   рамках   общего   для   всех   школьников образовательного   процесса   получить   результаты   образования,   которые соотносятся   с   особыми   образовательными   потребностями   учащихся   с инвалидностью,   даже   в   таких   «сложных»   случаях,   как   средние   и выраженныетрудности в обучении. Более того, организация инклюзивного образовательного процесса позволяет типично развивающимся школьникам формировать   свои   важнейшие   социальные   компетенции,   такие   как коммуникативная   компетентность   –   готовность   к   общению   с   другими людьми,   зачастую   имеющими   значительные   отличия   в   способе коммуникации,   кооперативная   компетенция   –   умение   работать   в гетерогенных группах и сотрудничать с людьми, умение решать проблемы. Таким   образом,   применение   инклюзивного   подхода   в   организации образовательного расширению «компетентностного»   поля   у   всех   учащихся,   а   не   только   у   учащихся   с особыми образовательными потребностями. Бесспорно   то,   что   компетентностный   подход   не   может   быть единственным   способом   достижения   результатов   в   образовании,   но актуальность   его   использования   несомненна,   и   сфера   его   применения возрастает от этапа начальной  школы,  находит  своё  развитие  в  основной и  старшей  школе,  и становится важнейшей составляющей в способствует высшем   процесса     профессиональном образовании молодых людей с инвалидностью.