Под понятием "компетентностный подход" имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) предметных компетентностей личности. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности в различных предметных областях, а в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и социальный опыт учащихся.
Компетентностный подход в формировании результата образования у
учащихся с инвалидностью в условиях социальной и образовательной
инклюзии
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем
для образовательных систем большинства стран мирового сообщества, в
том числе и России. Решение этой проблемы связано с изменением
содержания образования,
оптимизацией способов и технологий
организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели
и результата образования. В полной мере это соотносится и с системой
специального и инклюзивного образования,
которое призвано
соответствовать образовательным потребностям детей с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Инклюзивное
образование, на наш взгляд, наиболее полно отражает изменения в целях и
понимании результата образования для детей с инвалидностью, которые
обучаются вместе со своими сверстниками, развивающимися типично.
Компетентностный подход в этом отношении и является одним из
направлений трансформации оценки образовательных результатов,
формирует новые цели в образовании детей с инвалидностью.
основных)
Под понятием "компетентностный подход" имеют в виду
направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых
(базовых,
предметных компетентностей личности.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не
только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и
технологий обучения.
Компетентностный подход в образовании
предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма
информированности в различных предметных областях, а в развитии у
учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных
сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта,
элементом которого является и социальный опыт учащихся. Смысл
организации образовательного процесса заключается в создании условий
для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения
познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных
проблем, составляющих содержание образования. Компетентностный
подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной
деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные
умения, непосредственно востребуемые в жизни, и последующем
профессиональном образовании выпускников школы. При таком подходе
цели инклюзивного образования и цели применения компетентностного
подхода не могут не совпадать, поскольку именно задачи социального
развития, сочетания интеллектуальноинформационной и «навыковой»составляющих образования лежат в основе тех педагогических технологий,
которые характеризуют образовательный процесс инклюзивной школы –
это и технологии обучения в сотрудничестве с использованием адаптивной
системы обучения, и технологии проектной и исследовательской
деятельности учащихся, в том числе, учащихся ОВЗ, а также использование
индивидуальных образовательных программ в инклюзивном
образовательном процессе.
С позиций компетентностного подхода результатом образования
должно стать формирование ключевых компетентностей – таких
универсальных умений, которые «помогают человеку ориентироваться в
новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и
достигать поставленных целей» [Иванов, 2008.С.47]. Формирование
ключевых компетентностей у учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ,
находящихся на инклюзивных формах обучения, можно рассматривать в
этом контексте как один из сквозных результатов образования на всём
протяжении периода обучения: от создания предпосылок для
формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, до
формирования профессиональных компетентностей выпускников с
инвалидностью высших учебных заведений.
Компетентностный подход лежит в основе многих документов,
формулирующих основные направления реформирования российской
системы образования. Так, в Концепции модернизации российского
образования (2010г.) сформулирована основная цель общеобразовательной
школы, которая заключается в формировании целостной системы
универсальных знаний, навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные
ключевые компетенции. В контексте этой концепции изменяются
требования к ученику общеобразовательной школы: приоритетом
становится «образованность» человека, а не его «обученность». Новые
ФГОС второго поколения содержат в своей основе системно
деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных
действий у учащихся прямо соотносится с формированием ключевых
компетенций. В концепции Специальных Государственных федеральных
стандартов, разрабатываемых коллективом сотрудников института
коррекционной педагогики Российской академии образования под
руководством академика Н.Н.
Малофеева вводится уровневая
дифференциация в сочетании двух компонентов образования:
«академического компонента» и компонента «жизненной компетенции». В
зависимости от характера нарушений развития и типа особых
образовательных потребностей, учащийся, согласно этой концепции
овладевает одним из четырех уровней специального образовательного
стандарта – от первого уровня, максимально приближенного к уровнюстандарта общего образования, до четвёртого, при котором академический
компонент значительно редуцирован, а основным и самым важнейшим
результатом образования становится овладение «жизненными
компетенциями». Соответственно, введение новых ФГОС начального
общего образования ставит задачу формирования ключевых компетенций и
универсальных учебных действий у тех учащихся с ОВЗ, которые
обучаются совместно со своими сверстниками в условиях образовательной
интеграции/инклюзии. Это очень важный аспект для осмысления и
методической проработки педагогами и специалистами, осуществляющими
специальное
сопровождение
интегрированного/инклюзивного образования на всех уровнях.
психологопедагогическое
Ключевые компетенции, согласно концепции И.А. Зимней, представляют
собой обобщенно представленные основные компетентности, которые
обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме.
Существенными признаками ключевых компетенций являются следующие:
• Ключевые компетенции – это универсальные ментальные средства,
инструменты (способы, методы, приёмы) достижения человеком значимых
для него целей.
• Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть
каждый член общества.
• Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результата в
неопределённых, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и
в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с
ситуациями, для разрешения которых нет полного комплекта наработанных
средств.
• Определение и отбор ключевых компетенций определяется основными
потребителями образовательных результатов и зависят от того, какие
способности и качества являются ценными в данное время в данном
обществе.
Формулировки и классификации ключевых компетенций в настоящее
время представляют значительный разброс мнений; могут рассматриваться
как европейские системы ключевых компетенций, так и российские
классификации. Так, И.А. Зимняя выделяет три группы ключевых
компетентностей:
• компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту
жизнедеятельности;
• компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими
людьми;
• компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во
всех ее типах и формах.А.В. Хуторской выделяет следующие ключевые компетенции:
1. Ценностносмысловые компетенции (Это компетенции в сфере
мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения).
2. Общекультурные компетенции (Ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах
национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственных основ
жизни человека и человечества, культурологических основ семейных,
социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно
досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной
картины мира).
(Это
компетенции.
совокупность
3. Учебнопознавательные
компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми
объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной
деятельности).
4. Информационные компетенции.
(При помощи информационных
технологий (аудио видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать ее).
5. Коммуникативные компетенции (Включают знание необходимых
языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и
событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными
ролями в коллективе).
6. Социальнотрудовые компетенции означают владение знаниями и
опытом в сфере гражданскообщественной деятельности (выполнение роли
гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально
трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),
в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и
права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования. Направлены на
освоение способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным
компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном
здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюдаже входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной
жизнедеятельности личности
Европейские системы классификации и типологии ключевых
компетенций необходимо рассмотреть с позиции инклизивных подходов в
образовании и включении в общеобразовательный процесс учащихся с
особыми образовательными потребностями.
Типология ключевых компетенций (key skills), разработанная
Оксфордским и Кембриджским университетами для программы
«Ключевые компетенции 2000» предполагает, что все выпускники
британских школ, колледжей, образовательных центров всех типов (а
значит, и инклюзивных в том числе – авт.) будут к окончанию
образовательного процесса обладать следующими группами умений:
• Коммуникация (это умения, которые могут использоваться при ведении
дискуссий, чтении материалов и подборе необходимой информации для
проекта, написании эссе, заполнении различных форм заявок и т.п.)
• Операции с числами (навыки, касающиеся интерпретации численной
информации, проведении вычислений и презентации выводов и заключений)
• Информационные технологии (данные компетенции требуются при
использовании компьютера для поиска необходимой информации,
построения таблиц, графиков; написания писем или отчётов)
• Работа с людьми (касается того, как работать совместно с людьми при
планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение
общих целей
• Усовершенствование способностей к обучению и повышение
результативности (эти компетенции имеют отношение к навыкам
постановки целей для более успешного выполнения рабочих заданий,
организации личной жизни, обучение через выполнение практических
заданий и формирование навыков самообучения)
• Разрешение проблем (эти компетенции необходимы при разрешении
проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда
используются различные методы поиска решений и проверяется
результативность этих методов.
Для инклюзивного образования, которое в Великобритании является
устойчивой практикой, характерно применение и использование данной
классификации также в отношении учащихся с особыми образовательными
потребностями. Так, например, в специальном руководстве Министерства
образования и занятости Англии «Социальные навыки» (данные материалы
были предоставлены МООИ «Общество Даун Синдром» в ходе выполнения
российскобританского проекта по изучению и распространению опыта
интеграции детей с особыми образовательными потребностями в округеНьюхэм,
Лондон) определено содержание ключевых навыков
(компетенций), для осуществления планирования и разработки учебных
программ по обучению детей 516 лет со средними и выраженными
трудностями в обучении при осуществлении инклюзивного подхода.
Согласно этому руководству, в национальную школьную программу
включены те же шесть категорий ключевых компетенций, как вы видите,
уже перечисленных нами выше и составляющих национальную программу
«Ключевые компетенции 2000» :
• общение (в том числе владение грамотой),
• использование чисел,
•
•
•
•
информационные технологии,
совместная деятельность,
совершенствование навыков обучения и его качества,
решение проблем.
Важным является то, что каждая из приведённых ключевых
компетенций в данном пособии конкретизируется, фокусируясь
непосредственно насодержании обучения детей со средними и
выраженными нарушениями развития.
Например, ключевая компетенция «Общение» включает в себя
следующие компоненты:
Общение
Для учеников с трудностями в обучении ключевой навык общения
является основой, на которой строится их участие в процессе обучения и
их школьные достижения.
Ключевой навык общения включает в себя следующие компоненты
(перечислим некоторые):
• реагирование на окружающих, например, выражением лица или
жестами;
• передача сообщений окружающим, например, о своих предпочтениях или
потребностях;
• коммуникация с разными целями в соответствии с ситуацией,
например, в классе, в местном магазине, на работе или дома;
• распознавание и получение информации, например, содержащейся в
•
фотографиях, картинках, символах, текстах и рецептах блюд;
запись и вспоминание информации разными способами, например,
при помощи листов самооценки в рамках контроля над своим
поведением;
• использование возникающих навыков владения грамотой, например,
узнавание логотипов, символов и информационных знаков, используемых
местным сообществом.Данный подход позволяет в рамках общего для всех школьников
образовательного процесса получить результаты образования, которые
соотносятся с особыми образовательными потребностями учащихся с
инвалидностью, даже в таких «сложных» случаях, как средние и
выраженныетрудности в обучении. Более того, организация инклюзивного
образовательного процесса позволяет типично развивающимся школьникам
формировать свои важнейшие социальные компетенции, такие как
коммуникативная компетентность – готовность к общению с другими
людьми, зачастую имеющими значительные отличия в способе
коммуникации, кооперативная компетенция – умение работать в
гетерогенных группах и сотрудничать с людьми, умение решать проблемы.
Таким образом, применение инклюзивного подхода в организации
образовательного
расширению
«компетентностного» поля у всех учащихся, а не только у учащихся с
особыми образовательными потребностями.
Бесспорно то, что компетентностный подход не может быть
единственным способом достижения результатов в образовании, но
актуальность его использования несомненна, и сфера его применения
возрастает от этапа начальной школы, находит своё развитие в основной
и старшей школе, и становится
важнейшей составляющей в
способствует
высшем
процесса
профессиональном образовании молодых людей с инвалидностью.