«Компетентостный подход в начальном образовании».
Оценка 5

«Компетентостный подход в начальном образовании».

Оценка 5
docx
07.09.2020
«Компетентостный подход в начальном образовании».
«Компетентостный подход в начальном образовании»..docx

МКОУ « Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Доклад на тему: «Компетентостный подход в начальном образовании».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Немченко Т.П.

Учитель начальных классов

 

          Свой доклад я хочу начать со слов  В.А. Сухомлинского    “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.                         В. А. Сухомлинский   Слайд

      За время учёбы сначала в начальной школе, потом средней школе ребенок станет: знающим, умеющим и накопит огромный багаж знаний. Так почему же в жизни очень часто хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми, почему в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую срочно нужно разрешить? Может быть потому, что   учителя, давали детям те знания, обучали тем умениям и развивали те навыки, которыми современный ученик не может воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Поэтому образование должно готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

 “Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”. М. Барбер.

            Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования.

 В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования. Слайд

Тема компетентностного подхода стала активно обсуждаться в отечественной педагогике после выхода в свет в 2001 году «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», где подчеркивалось, что общеобразовательная школа должна формировать так называемые ключевые компетенции учащихся, определяющие современное качество образования. Несмотря на то, что на данном этапе ни теоретическая, ни методическая база компетентностного подхода в России еще не сформировалась, в «Концепции...» было указано направление смены ценностных ориентиров и целей образования.

 На сегодняшний день в России уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фру-мин, Г.А. Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).

 Компетентностный подход предполагает усвоение учеником не отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Компетентностный подход в образовании позволяет ответить на основные педагогические вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить? Слайд

Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования.

Принципы компетентностного подхода включают:

1.     Смысл образования заключается в развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

2.     Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных проблем. Слайд

3.     Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

4.     Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

         Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всём мире, в том числе и в России. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко недостаточным результатом образования.

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.

В компетентностном подходе рассматривают два базовых понятия – «компетенция» и «компетентность». Надо различать понятия компетенция и компетентность. Слайд

Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Напомним, что компетентность в общеевропейском понимании рассматривается как высшее качество квалифицированного специалиста, но говорить о формировании у младшего школьника компетентностей  такого уровня, конечно же, нецелесообразно.

На уровне начальной школы компетентность можно рассматривать как систему универсальных качеств и способностей в различных учебно-воспитательных областях: в области знаний, умений, ценностей и т.д., а также как стремление и готовность осмысленно применять их на практике.

Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность. Слайд

Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Слайд

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Но единого подхода к понятию компетентности не существует. По мнению А.Г. Бермус, компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты. М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». А.М. Ароновым определяется ее, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность».

          Обеспечение компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения информации, подлежащей усвоению. Слайд

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Ключевыми образовательными компетенциями являются:

1. Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Слайд

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира. Слайд

3. Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Слайд

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Слайд

5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Слайд

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики  и права, в области профессионального самоопределения. Слайд

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Слайд

Словом компетенция-это  умения, а  компетентность- результат.

Младший школьник, обладая  общечеловеческими  ценностями, компетенциями учится быть конкурентоспособным членом современного общества: предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, способным решить проблемы, постоянно учиться новому и применять знания на практике, в быту.

Формирование конкурентоспособной личности начинается в начальной школе, а может быть и в дошкольной организации. Этому способствует развитие процесса интеграции основного и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Надо заметить, что в начальной школе формируется  самостоятельность в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем.      

В связи с тем, что некоторые компетентности не могут быть сформированы только в пространстве школы, к образовательной среде частично можно отнести и внешкольную среду, обеспечивающую накопление ребенком опыта, усвоение общих знаний и умений. Компетентности формируются  и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.

С позиций компетентностного подхода понятие образовательной среды может быть рассмотрено как многомерное психолого-педагогическое, социальное и физическое пространство, в котором формируются компетентности младшего школьника. Система ключевых компетентностей составляет субъективный опыт младшего школьника и формируется путем усвоения социального опыта, заложенного в содержании начального образования. Слайд

Формирование субъективного опыта происходит посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования,    представленного в различных сферах социального опыта: предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»); предметных и общепредметных умений («Я умею...»); творчества («Я создаю...») и в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Образовательная среда начальной школы обладает определенными параметрами (целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера) и принципами построения (гуманизм, культуросообразность, субъектность, свобода выбора).

            Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.

Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью. Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств. Меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах. Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения

Для более успешного формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Среди многочисленных технологий выделю: Слайд

1.здоровьесберегающие технологии;

2. технологии дифференцированного обучения;

3.технология проекта

4.проблемное обучение

5.игровые технологии

6.информационно- коммуникативные технологии

7.технология «Портфель ученика» (« Портфолио»);

8. технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

Современные цивилизационные тенденции развития выдвигают новые требования к человеку, а это значит - и к образованию. Сегодня мировое сообщество безоговорочно признает качество образования главной целью, приоритетом развития общества в XXI веке, которому подчинены все остальные показатели человеческой жизни.

Сегодня школе  учителя, которые знают свою роль в обществе, умеют использовать полученные знания, умения и навыки на практике, то есть профессионально компетентны. Слайд

Профессиональная компетентность – уровень профессионального мастерства педагога. Творческое осуществление самого себя в педагогической деятельности, интегральное свойство деятельности, входящее в состав взаимосвязанных и содержательно дополненных компонентов, являющееся для каждого учителя уникальным, профессиональное формирование является его нравственной неразрывной собственностью.

В структуре профессиональной компетентности педагогов выделяют методическую и педагогическую компетенции.

Педагогическая компетенция включает в себя умение планировать урок, составлять тематический план, используя учебный материал, умение организовать учебный процесс с использованием эффективных современных методов, форм работы, обеспечивать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – учитель».

Методическая компетенция – это свободная ориентация учителя в современных концепциях обучения и воспитания, который в совершенстве владеет разными технологиями образования, варьирует готовыми методиками, дополняет их и вносит в них свои коррективы.

Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.  Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется. Дальнейшая «жизнь» компетентностный подхода зависит  от самих учителей начальных классов, от их готовности его принять и реализовывать. Слайд

В итоге можно сказать, что повысить эффективность качества знаний в школьном образовании помогает реализация компетентностного подхода. Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2010.

4.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.

5.Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.

6.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.

7..Щербинова Н. Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе. ИД «Первое сентября»,  «Открытый урок»

8.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02,2002 № 393.

9.Молокова А.В.  Реализация компетентностного подхода в условиях  информатизации образования. – СМ. – Н., 2007.

10.. Ряписов Н.А. Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007


 

МКОУ « Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

МКОУ « Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Свой доклад я хочу начать со слов

Свой доклад я хочу начать со слов

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования

Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования

Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования

Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни

Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни

Но единого подхода к понятию компетентности не существует

Но единого подхода к понятию компетентности не существует

Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира

Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира

Слайд Словом компетенция-это умения, а компетентность- результат

Слайд Словом компетенция-это умения, а компетентность- результат

Формирование субъективного опыта происходит посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта: предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю

Формирование субъективного опыта происходит посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта: предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю

Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов

Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов

Сегодня школе учителя, которые знают свою роль в обществе, умеют использовать полученные знания, умения и навыки на практике, то есть профессионально компетентны

Сегодня школе учителя, которые знают свою роль в обществе, умеют использовать полученные знания, умения и навыки на практике, то есть профессионально компетентны

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2020