МКОУ « Ульяновская СОШ»
Доклад: « Формирование универсальных учебных действий на уроке»
Учитель: Немченко Татьяна Петровна.
Большинство учёных,
педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения,
отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь
ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить,
сопереживать. В чём заключается эта роль? В свете новых требований - научить
ребёнка учить себя.
Почему
одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему
одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем?
Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на
вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в
группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и
множество других вопросов говорят нам о несформированности
универсальных учебных действий.
Современные стандарты образования требуют (наряду с предметными) метапредметных и личностных результатов.
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития
Функции универсальных учебных действий:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Как же спроектировать урок?
Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный подход к обучению. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности, конкретные способы деятельности, применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому я проектирую свои уроки на основе технологии деятельностного метода.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД.
Формирование
универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения
разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных
действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных
предметов
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что
проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это
требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были
востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого,
способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей
жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.