Шаронова Селена Михайловна
Учитель физики
«ЗДЕСЬ, СЕЙЧАС И В ЛЮБОЙ МОМЕНТ». КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЖИЗНИ
Я обычный рядовой учитель, который совершенствуется каждый год, набираясь опыта от проведенных уроков, синтезируя науки в одном уроке (использую отрывки литературных произведений, музыкальные вставки, картины известных художников, исторические события, экономический расчет, отрывки из художественных фильмов и т.д.). Главный мотив урока – это правда жизни по законам физики, которым мы подчиняемся ежесекундно. «Жизнь - это здесь и сейчас, а не завтра и потом. В каждой минуте есть что-то великое. Например, счастье... Прошлое — ушло, будущее — еще не наступило. Остается только этот момент — чистый, насыщенный энергией. Живите им! Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить всё намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути, в том, чтобы наполнить жизнь любовью» (Ричард Карлсон). Все чаще я привожу своим ученикам различные высказывания древних мудрецов, философов, психологов, педагогов, писателей. Не важно, каким видом деятельности ты занят, строишь корабль, создаешь музыкальный шедевр, рисуешь или решаешь сложную математическую задачу, важно то, что ты находишься здесь, в этом пространстве и именно сейчас ты занят нужным делом. Ты проживаешь каждый урок в четырехмерном пространстве, постигаешь самого себя в этом пространстве, строишь свое будущее. А значит, ты ощущаешь каждый миг своего существования на этой планете, ты способен внести вклад своим действием, решением, созданием шедевра, значит именно ты в этот миг, в настоящем времени можешь ощутить радость бытия и постижение себя в мире науки. «Данный момент — вот, что является самым важным. Мгновение только мгновение, - человеку кажется, так неважно мгновение, что он пропускает его, а только в этом вся его жизнь, только в мгновении настоящего может он сделать то усилие, которым берется царство божие и внутри и вне нас» ( Лев Толстой).
Вы скажете, как можно связать компетенции на уроках физики и эти слова: здесь, сейчас и в любой момент? Можно, даже нужно! Современное общество очень сильно отличается от того общества, в котором я сама, как ученица, постигала науки школьного образования. Знания, умения и навыки никто не отменял в образовательном процессе, они плавно переросли в более современную обработку – компетенции. Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика). Ключевые компетенции включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу. На уроках физики компетенции не только раскрывают свою значимость, но и дают полное право каждому ученику твердо сказать, что он понимает предмет «физика» и готов не только применить сам полученные знания, но и передать другому, научить его применять законы физики в быту, на производстве, на улице, всюду! Здесь и сейчас и в любой момент!
Курс физики построен на использовании разнообразных методик обучения, где важная направленность – способ перехода от абстрактного к конкретному. Применимы различные компетенции: общеобразовательные (самостоятельность, мотивированность, организация познавательной и практической деятельности, умение анализировать, доказывать, применять компьютерные технологии, умение оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде и применять в повседневной жизни), предметно-ориентированные (понимать возрастающую роль науки, развивать познавательные интересы в процессе самостоятельного приобретения физических знаний, овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений, применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни).
Уроки физики носят интегрированный характер, где предполагаются различные формы деятельности: лекции, семинары, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, лабораторные работы и практические занятия, в том числе и домашние мини лабораторные работы и опыты, анализ отрывков из художественных произведений, зачетные игры, мини-спектакли, составление кластеров, тренинги. Это приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам. Как добиться хороших результатов у каждого ученика, это самое главное и ведущее в каждом моем уроке. Как донести до всех учеников знания? Как «заставить» ученика приходить на урок с подготовленными своими вопросами по теме урока, чтобы у него светились глаза? Как сделать так, чтобы урок физики не был для ученика сложным и не понятным, а наоборот интересным и необычным? Как ему «внушить», что знание формул не просто необходим для решения задач, а есть путь, который приведет к достижению его цели? Рассуждая постоянно над этими и другими возникающими вопросами-проблемами, я много читала различные книги, статьи, брошюры о формировании, развитию компетенций и пришла к выводу. Если ученик не поймет, что он должен получить от самого урока, в качестве кого он должен присутствовать на уроке, что ему даст этот урок в будущем и как он получит именно здесь и сейчас пребывая на самом уроке. Если он не сможет уяснить для себя основную цель на данном уроке, то он не сможет получить удовлетворение от самого урока и участия в нем. Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить в настоящем. Поэтому, я учу своих учеников на уроке жить настоящим, т.е. следить за развитием темы урока, назначаю экспертов, слушателей, практиков, скептиков, теоретиков. Я раздаю роли на каждый урок. Сначала по желанию, затем уже конкретным ученикам, которые справились с заданием и могут оценить конкретную ситуацию и тем самым, мне помочь вести урок. По сути своей, каждый урок ученики выстраивают сами, по определенному шаблону, который у них есть в памятках (для каждого класса создаю на четверть, в 10-11-х классах на полугодие). Система ФГОС дает возможность ученику самостоятельно изучать тему урока, учитель является его наставником и ведущим звеном в цепочке получения знаний. Практически на каждый урок выдаю методички по теме урока. Иногда выдаю просто маршрутные листы, по которым ученики должны сами добраться до конкретной темы урока. При этом на доске будет закрыта тема урока листом с большим вопросом. При изучении темы «Механическая работа» в 7-м классе, я развесила иллюстрации известных художников и скульпторов, которые указывали на различный вид деятельности. Благодаря этим иллюстрациям, ученики должны были определить тему урока. Но были и наводящие вопросы, прописанные в маршрутном листе. Так же на столах были репродукции художников, по которым ученики должны были определить виды работы и коснуться видов энергии. Получилось так, что мы здесь и сейчас находились в мини музее, приобщаясь к миру искусства, заглянули в будущее и затронули новые темы. Другой пример. Изучая тепловые явления, для 8-го класса я приготовила необычный зачет. Последним уроком в расписании был и у них и у меня. Я предложила устроить чаепитие на зачет. Каждый должен принести к чаю то, что он сделает своими руками и объяснит: как, с помощью чего, какой температурный режим, сколько времени пришлось затратить на тот или иной вид деятельности, какие приборы использовали, какую технику безопасности соблюдали, с какими физическими явлениями и законами столкнулись. Урок получился на славу! Ученики не только провели время за приятным, но и получили зачет в виде дифференцированной оценки. Доказали, что они не только хорошие мастера в приготовлении «вкусняшек», но и знатоки физических законов.
Физика как учебный предмет располагает достаточными возможностями для формирования любых компетенций учащихся. Этому способствует разнообразие видов учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В школе, в бытовых условиях у себя дома. Ученики вовлекаются во все этапы научного познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент, анализ и обобщение результатов, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей. Ученики, одаренные от природы, талантливы во всем. Я проводила некий «эксперимент» в области применения творчества на уроках физики, и меня поразили результаты. Ученики не только в рисунках могут рассказать о явлениях физических законов, но и написать отличную сказку на заданную тему, фантастический рассказ, применяя законы физики, сочинить смешные и очень научные стихи про физику, физиков и их изобретения, написать короткое эссе по теме, но и поставить небольшую пьесу на заданную тему урока. Применяя в 9-м классе отрывки из литературных произведений, учащиеся не только разбираются в сложных терминах время, пространство, перемещение, измерения, но и начинают понимать, для чего писатели используют физически явления.
Основными составляющими учебно-познавательной компетенции являются: знания, отражённые в обязательном минимуме содержания образования по физике. Эти знания ученик получает здесь, находясь на уроке конкретной темы. Умения – познавательные, практические, организационно-оценочные. Эти умения ученик формирует и развивает сейчас, на этом конкретном уроке по этой конкретной теме и готов применить их в жизни. Качества личности – мотивационно-рациональная направленность, интеллектуально-логические способности, способности к самоорганизации и самоуправлению в учебной деятельности, нравственные и эстетические качества личности. Качества личности ученика формируются на каждом уроке, в любой момент времени, постигая науку и преумножая те знания, которыми ученик уже обладает.
Компетентностный поход требует понимания выдвигаемой цели, уметь использовать средства, создает психолого-педагогические условия для личностных достижений учеников. Целью такого подхода является обеспечение качества образования, которое задается в настоящее время государственными образовательными стандартами. При планировании уроков по физике, использую такие средства, формы и приёмы обучения, которые обеспечивают достижение общеобразовательных целей: умение адаптироваться к жизни; развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию; развитие мышления и самостоятельности в принятии решений; воспитание ответственности. Для того, чтобы обеспечить качественное освоение стандарта образования, необходимо специально организовать работу учеников на уроке. Реализации поставленных целей на уроке осуществляется при обучении учеников элементарным навыкам –персональным универсальным компетентностям: самоорганизационная (умение ставить цели, планировать); самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию). читательская компетентность: (способность интерпретировать текст, делать заключения о намерении автора, критически оценивать текст и т.д.). последняя компетенция очень важна в современном обществе. Ученики не охотно читают книги, учебники, т.к. считают не интересно или слишком сложно. Но чтение блочного типа, после которого необходимо выполнять определенные задания, дают возможность не только изучить новый материал через прочтение дополнительной литературы, но и подготовиться, например, к сдаче экзамена по физике. В ОГЭ 9 класса по физике разработан целый блок заданий, направленных на проверку читательской компетентности учащихся. Одной из технологий, позволяющей успешно справиться с поставленной проблемой, является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология дает возможность ученикам не только читая получать информацию, но и пытаться строить свои гипотезы, излагать их письменно, придумать новые пути решения проблемы.
В
заключении можно написать так, как не раз я говорила своим ученика, опираясь на
слова Экхарт Толле. Когда твое внимание переносится в настоящий момент, это и
есть готовность. Готовность постичь науку и применить ее в любой момент. Это
как будто ты выходишь из сна — сна, состоящего из мыслей, из прошлого урока и
будущего, которое наступит непременно. Так ясно, так просто. В нем совершенно нет
места для создавания проблем, которые потом решить будет очень долго и нудно. Только
настоящий момент — как таковой. Когда ты сидишь на уроке просто так,
ничего не делая для себя - и сиди себе, не принося пользы в своем осознании
данной темы; идёшь с урока - и иди себе, но помни главное, что ты унес с урока
для себя. А самое главное – никогда не суетись попусту. Величайшее чудо –
просто быть! Просто быть учеником, ученым на уроке и нести знания в свое
будущее. Лучший способ позаботиться о будущем - это позаботиться о сиюминутном
моменте. Момент наслаждения в получении знаний и в умении эти знания не только
применить, но помочь другим познать великую науку физика. Ты находишься там, где
твои мысли, а мысли на уроке физики должны быть именно на самом уроке
конкретной темы.
Убедись, что твои мысли там, где ты хочешь быть, т.е. на уроке физики. И этот
миг только ваш! Сделайте его таким, каким вам действительно хочется! Проживайте
каждое мгновение, потому что его невозможно повторить. Цените, пока оно есть,
пока оно не промелькнуло и не кануло навсегда. Живите здесь и сейчас, цените
обычные минуты жизни. Время для счастья – сейчас, познать
великие открытия физических законов и стать умнее, лучше, выше, мудрее и
опытнее. Потому что опыт, полученный в школе, вам пригодиться в жизни, во всех
сферах вашей деятельности. И как вы себя видите на уроке, так вы видите себя в
будущем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.