Комплекс физминуток для начальной школы: виды, приемы использования
Оценка 4.8

Комплекс физминуток для начальной школы: виды, приемы использования

Оценка 4.8
docx
19.04.2020
Комплекс физминуток для начальной школы: виды, приемы использования
Комплекс физминуток для начальной школы.docx

Комплекс физминуток для начальной школы: виды, приемы использования

Дидактические цели физкультминуток

·         Воспитание понимания ценности собственного здоровья и здоровья окружающих;

·         Осуществление сбережения здоровья в школьном образовательном процессе.

Методические задачи и указания:

·         Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности;

·         Сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие;

·         Дать некоторые знания для самостоятельного выполнения учащимися важных физических упражнений, поддерживающих работоспособность;

·         Физкультминутки проводят в классе под руководством учителя. Они не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразна их организация, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, темой урока. Время начала физкультминутки определяет педагог.

Значение физкультминуток на уроках

1.    Они помогают преодолеть усталость, сонливость, помогают учащимся расслабиться психически и физически.

2.    Постоянное проведение физкультминуток вырабатывает у ребят потребность и привычку двигаться.

3.    Совместная двигательная игровая деятельность, даже краткая, сближает учащихся, раскрепощает их, помогает почувствовать радость пребывания в школе, классе.

4.    Использование физкультминуток в учебном процессе помогает разнообразить урок, что делает его для ребят более привлекательными.

Виды физкультминуток

·         пальчиковая гимнастика;

·         двигательные физкультминутки;

·         гимнастика для глаз;

Требования к проведению физкультминуток

·         Комплексы желательно связывать с содержанием урока.

·         Упражнения должны быть разнообразны.

·         Физкультминутки должны проводится на начальном этапе утомления, ибо при сильном утомлении они не дают желаемого результата.

·         Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Возможны ошибки

·         Подбор упражнения без учета вида деятельности на данном уроке.

·         Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений ( без учета степени утомления детей).

·         Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

1.Двигательные физкультминутки

1. Декламируя стихотворение, дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет, руки поочередно:

• на пояс,

• на плечи,

• вверх,

• два хлопка,

• на плечи,

• на пояс,

• вниз,

• два хлопка.

 А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Темп постепенно убыстряется.


     
 2. Дети выполняют указанные движения:

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 


     
 3. Дети имитируют дуновение ветра, раскачивая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише, тише» — дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

 

      4. Дети стоят, вытянув руки вперед, ладони вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.


       5.
 Дети декламируют и показывают.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках -

Пусть лежит в кармашке (дети показывают).

Ой, упал, мой жук (нагибаются),

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях (дети машут руками).


     
 6. Текст сопровождается движениями.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).


     
 7.  Дети отталкиваются одной ногой и мягко приземляются на другую.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг — скок, прыг — скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.



     
 8.  Дети бегают и садятся согласно тексту стихотворения.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.


     
 9.  Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед — назад (качели). Когда говорят «Да — да — да!», хлопают, произнося две последние строчки, прыгают.

Лучшие качели —

Гибкие лианы. 

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается,

Да — да — да,

Тот не огорчается Никогда!


     
 10. Дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны.

Пусть растут для нашей мамы!


     
 11.  Дети наклоняют головы то к одному плечу, то к другому; раскачиваются «в такт маятнику».

Тик — так, тик — так —

Все часы идут вот так:

Тик — так.

Смотри скорей, который час-

Тик — так, тик — так, тик — так.

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. Тик — так, тик — так.

 



2.Пальчиковая гимнастика

1.      Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок,  (указательный)

Перец, томат, кабачок   (средний)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный)

Лук и немножко горошка,(мизинец)

Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание)

Ими друзей угощали. (пальцев на обеих руках)

2.      Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре         пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,  (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные)

Есть лимоны, апельсины, (средние)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные)

Но купили мы арбуз -  (большие)

Это самый вкусный груз!   (все пальцы сжимаются и разжимаются)

3. Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на   ударные слоги:

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

4.      «Слоненок»    Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и   безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

5.      «Зайка и барабан» Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

6.      «Семья»  Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

7.      На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять -.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -.

В домик спрятались опять.

2.Гимнастика для глаз

1.Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно, (Поморгать глазами.) 

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть влево - вправо.) 

Мы глаза сейчас закроем, (Посмотреть вверх.) 

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Закрыть глаза ладошками.) 

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) 

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

2.Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят. (закрыть глаза, посмотреть вверх)

 Головки опустим - на парту гляди. (открыть глаза, посмотреть на парту)

И снова наверх - где там муха летит? ( смотрим вниз) 

Глазами повертим, поищем ее. ( смотрим вверх) 

И снова читаем. Немного еще. ( смотрим по сторонам) 

3.Упражнение «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

4.Упражнение «Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. 

5.Упражнение «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.

6.Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

7.Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата.

8.Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

4.Дыхательная гимнастика

Правила выполнения упражнений.

1.         Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.

2.         Вдох делается одновременно с движением.

3.         Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60 вдохов    движений в минуту.

4.         Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают только про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)

5.         Минимальное количество упражнений - три.

6.         Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.

7.         Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

1.         «Ладошки»

И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. (Может появиться легкое головокружение от большого количества свежего воздуха).

2.         «Погончики».

И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8-ю - 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.

3. «Кошка»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

4.         «Насос»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена. Ограничения: травмы головы, позвоночника, повышенное давление.

5.         «Обними плечи»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

Бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубоким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в и.п. - пассивный выдох Ограничения: врожденный порок сердца.

6.         «Большой маятник»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. Слегка прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох. Выдох происходит при смене позиций. Ограничения: травмы позвоночника, остеохондроз, смещение межпозвоночных дисков.

7.         «Повороты головы»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Поворот головы вправо - шумный короткий вдох. Поворот головы влево - шумный короткий вдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

 


 

Комплекс физминуток для начальной школы: виды, приемы использования

Комплекс физминуток для начальной школы: виды, приемы использования

А — начало алфавита, Тем она и знаменита

А — начало алфавита, Тем она и знаменита

Жук летал в цветной рубашке.

Жук летал в цветной рубашке.

Когда говорят «Да — да — да!», хлопают, произнося две последние строчки, прыгают

Когда говорят «Да — да — да!», хлопают, произнося две последние строчки, прыгают

Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:

Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:

Представить себе большой круг.

Представить себе большой круг.

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020