Комплекс практических занятий по русскому языку (1 семестр)

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практические задания 1 семестр.docx

к комплекту КИМ по УД

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 

по учебной дисциплине Русский язык

 

Введение.

Практическое занятие №1

Задание 1. Повторение основных понятий урока:

1.  К какой группе языков мира относится русский язык? (восточнославянский, из индоевропейской семьи)

2.  Какой язык является общим предком для  восточнославянских языков?(древнерусский)

3.  В чем существенное различие между изменениями в языке и изменениями в письме?

5.  В чем отличие литературного языка и языка художественной литературы?

6.  Что мы называем литературной нормой?

Задание 2. Написание  сочинения на тему «Я русский бы выучил только за то...» и объясните, чем может восхищать нас родной язык.

 

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные  стили речи.

Практическое занятие 2.

Задание 3. Поставьте ударение в словах в соответствии с нормами литературного языка, укажите допустимые варианты. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Вариант 1: Агент, баловать, бомбардировать, валовой, высоко, договоренность, закупорить, заискрить, заклинить, иконопись, инструмент, искра, квартал, кремень, кухонный;

Вариант 2:  Преобретение, таможня, фланговый, цемент, ходатайство, щавель, юродивый, алфавит, окотом, апокалипсис, атлас, безвременье, береста, благовест, броня.

 

Практическое занятие 3.

Задание 4. Исправьте приведенные ниже предложения и объясните характер каждого лексического недочета (употребление слова без учета присущего ему в литературном языке значения; логическая несочетаемость; стилевой разнобой; нарушение привычной сочетаемости; неправильное употребление многозначных слов и слов, имеющих омоним; смешение паронимов; плеоназмы; немотивированное употребление иноязычных слов; употребление речевых штампов, канцеляризмов; немотивированное использование слов, имеющих ограниченную сферу функционирования и др.).

1.    О фактах нарушения на заводе знают, видят и проходят мимо.

2.    Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

3.    Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

4.    Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

5.    Особенно большого внимания требует решение проблем

жизнедеятельности кочевого населения.

6.    Победители олимпиады были награждены памятными наградами.

7.    Они твердо верили в неминуемую победу.

8.    Взгляд Евгения пылал огненным пламенем.

9.    Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

10. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Задание 5. Определите функциональную принадлежность данного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Встреча подруг после летнего отдыха.

– Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена.

– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя.

– Как отдохнула? – поинтересовалась Лена.

– Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как?

– Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала!

– И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя.

– Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена.

 

Практическое занятие 4.

Напишите объявление

Задание 7.

Напишите заявление

Задание 8. Подготовить ответы на вопросы:

3.1. Какие сферы деятельности обслуживает официально-деловой стиль?

3.2. Каковы общие черты официально-делового стиля?

3.3. Перечислите языковые признаки официально-делового стиля (лексические, морфологические, синтаксические).

3.4. Назовите основные жанры официально-делового стиля.

Задание 9. Определите функциональную принадлежность данного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Желающим обратиться за помощью на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы:

- паспорт или документ, его заменяющий;

- трудовая книжка или её дубликат;

- документы об образовании и профессиональной квалификации;

- справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости).(Фрагмент объявления.)

Задание 10. Определите функциональную принадлежность данного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

 В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс–ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом. (Из книги В. В.Колесова «Гордый наш язык…»)

 

Практическое занятие 5.

Задание 11. Определите функциональную принадлежность данного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Нет, вы не осудите их. Мученики терпения, страстотерпцы труда беспросветного найдут себе защиту под сенью суда и закона. Вы пощадите их.

Но если слово защиты вас не трогает, если я, сытый, давно сытый человек, не умею понять и выразить муки голодного и отчаянного бесправия, пусть они сами говорят за себя и представительствуют перед вами. О судьи, их тупые глаза умеют плакать, и горько плакать; их загорелые груди вмещают в себя страдальческие сердца; их несвязные речи хотят, но не умеют ясно выразить свои просьбы о правде, о милости. Люди они, человеки!.. Судите же их по-человечески!...

Задание 12. Определите функциональную принадлежность данного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Что значит найти себя?

    «В чём смысл жизни? Для чего мы живём? Что мы должны сделать?» – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. Однозначного ответа, конечно же, не существует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. Найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. Место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. Работа, семья, служение Родине… Найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? Существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное – никогда не останавливаться на достигнутом! Потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.(Фрагмент ученического сочинения.)

 

Практическое занятие 6.

Задание 13. Определите функциональную принадлежность данного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Мы хотим поставить вопрос об особом виде прав человека - лингвистическом праве, которое может стать составной частью зафиксированных в международных документах прав человека. Это право состоит из нескольких компонентов: политико-правовое как одна из сторон национального права; номинативное право - право на участие в именовании и переименовании топонимических и других объектов; комплекс «прав на имя»; право на лингвистическую экологию, по которому человек не должен оказываться во враждебной языковой среде, в которой он унижен как якобы недостаточно культурный и малообразованный гражданин, в которой он терпит коммуникативный ущерб (из этого права вытекает и право на языковой пуризм), в которой он оказывается оскорбленным грубой, вульгарной, иногда даже обсценной лексикой как в обыденной жизни, так и в СМИ, которые становятся в последнее время основным источником или проводником такого монстра социальной психологии, как речевая агрессия и лингвистическое манипулирование общественным сознанием. Здесь право на лингвистическую экологию часто пересекается с правом на защиту чести и достоинства человека.

Задание  14. Определите функциональную принадлежность данного текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

    По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. Заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души».)

 

Практическое занятие 7.

Задание 15. Прочитайте текст и выполните задания к нему (1- 8):

1) Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом вверху, была отворена. 2) Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. 3) Всё было разбросано в беспорядке, в особенности детское тряпьё. 4) Через задний угол была протянута дырявая простыня. 5) За нею, вероятно, помещалась кровать . 6) В самой же комнате было только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, не крашенный  и ничем не покрытый. 7) На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.

1.Определите стиль и тип данного фрагмента.

А) художественный, описание

Б) официально-деловой, повествование

В) публицистический, рассуждение

Г) научный ,рассуждение

Д) художественный, повествование

2. Укажите предложение, в одном из слов которого допущено орфографическая ошибка:

А)3   Б)5   В)2   Г)6   Д)4

3.Определите, какое словосочетание по виду связи является «лишним»:

А) ничем не покрытый   Б) огарок в подсвечнике   В) на краю стола   Г) очень ободранный

Д) освещал комнату

4.Укажите номера(а) предложений, который являются бессоюзным:

А) 1,2   Б) 2,6  В) 5,6 Г)1  Д) 2

5. Укажите номер предложения, в котором есть согласованное обособленное определение:

А)1   Б)2   В)4   Г)6   Д)7

6.Какое прилагательное не является относительным ?

А) кухонный    Б) сосновый   В)заданий   Г)железный   Д)маленькая

7. Автором данного фрагмента является:

А)Тургенев   Б)Достоевский   В) Гончаров   Г)Чехов   Д)Толстой

8.Укажите номер предложения, в котором есть отглагольное прилагательное:

А)1   Б)6   В)7   Г)3   Д)4

 

Практическое занятие 8.

Задание 16. Познакомьтесь с планом и примером лингвостилистического анализа текста.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (По М.Булгакову)

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

 

Примерный план ответа:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

Задание17. Сделать лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:

-       Определите тему текста.

-       Определите основную мысль текста.

-       Выделите микротемы.

-       Определите тип текста.

-       Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

-       Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость — официальность, точность — расплывчатость названия, эмоциональность — бесстрастность, конкретность — абстрактность, субъективность — объективность, образность — отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

-       Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

-       Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

 

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце. «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души. Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном

 

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Практическое занятие 9.

Задание 18.  Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется Ё:

А)реаб…литировать   Б)в…негрет   В)ма…та   Г)завис…мый   Д)жал…щий

Задание 19. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Объясните графически постановку знаков препинания.

1. Обед был пр..веселый. Все говорили громко, шутили, смеялись (Леск.). 2. Я пр..тв..рился спящим, но в самом деле заснул уже тогда, когда заснула моя мать (Акс.) 3. Калиныч был одарен пр..имуществами, которые признавал за ним сам Хорь (Тург.). 4. От долгого пр..бывания в воде Дымов и Кирюха стали л..ловыми (Ч.). 5. Острый нос пр..д..вал его лицу строгое, сухое и пр..н..пр..ятное выражение (Ч.). 6. Пр..крошечные булавочки, на которых торчали бабочки, совсем были незаметны (Акс.). 7. Мы пр..остановились и зам..рли в восх..щении перед безбрежным морским простором.

 

Практическое занятие 10.

Задание 20. Расставьте ударение. Если есть варианты, укажите их.

Одновременно, рассредоточение, аристократия, водопровод, генезис, гренки, досыта, жалюзи, завсегдатай, заржавить, красивее, кулинария, маркетинг, мастерски, одновременный, перчить, полчаса, разоружить, сливовый, статуя, столяр, творог, уведомить, упрочение, хвоя, экскурс.

Задание 21. Поставьте ударение в словах в соответствии с нормами литературного языка, укажите допустимые варианты. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Вариант 1: Августовский, асбест, афера, блага, баржа, гусеница, дефис, жаворонок, заговор, каучук, километр, комбайнер, камбала, лосось, мастерски;

Вариант 2: Медикоменты, миллиметр, ненависть, обеспечение, партер, плесневеть, портфель, похороны, на похоронах, ржаветь, случай, творог, усугубить, экскурс.

Задание 22. «Возможны ли варианты произношения [чн]-[шн] [жд]-[ас'] в данных словах?»

Вариант 1: Булочный, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный.

Вариант 2: Войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному (разбору), закадычный, поточный.

 

Практическое занятие 11.

Задание 23. Вставьте в слова, где нужно,   «Ь» знак после шипящих.                                                     

Настеж…, утеш…ся, теч…, среди крыш…, замуж…

Задание 24.  Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания и раскрыв скобки.

Граждане РФ имеют право на жилище которое беспечивае(т, ть)... ся развитием и охраной государстве(н,нн)...ого и обществе(н,нн)...ого жилищного фонда содействием кооперативному и индивидуальному строительству                                    спр(а,о)...ведливым распред(и,е)...лением  под обществе(н,нн)...ым контролем жилой площади предост(а,о)...вляемой по мере осуществления програ(м, мм)...ы строительства благоустрое(н,нн)...ых жилищ а так(же) (невысокой платой за квартиру и ко(м,мм)...унальные услуги. Государстве(н,нн)...ый контроль за использованием и сохраняй)., остью жилищного фонда имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государстве(н,нн)...ыми комитетами, ведомствами, государстве(н,нн)..ыми, кооп(и,е)...ративными и другими обществе(н,нн)...ыми предприятиями, учреждениями, организациями, (жилищно-строительными кооперативами, должн(а,о)...стными лицами и гражданами порядка распред(и,е)...ления жилой площади и предост(а,о)... вления гражданам жилых помещений,. а так(же) пр(и,е)...обретения   в   собстве(н,нн)...ость   жилых   помещений   в   домах государстве(н,нн)...ого    и   муниципального   жилипщного    фонда   правил пользования жилищным фондом и содержания его в технически исправном сост(а,о)...янии.

 

Практическое занятие 12.

Задание 25. Вставьте гласные в слова с приставкой   «пре» и «при».                                                                              Пр…красный, пр…ложение, пр…ободрить, пр…ступление, пр…ступить к работе.

Задание 26. Вставьте «З» или «С» в приставки

1)Бе…призорник, бе…грамотный, …боку, во…препятствовать, во…ненавидеть

Задание 27. Вставьте «О» или «Ё» - после     шипящих.                                                                                                                              

Алыч…вое варенье, пятач…к, заверш…нное  строительство, хлестать бич…м, ш…рстка

 

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Практическое занятие  13.

Задание 28. Проверьте себя

 Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж (Приложение 1).

 

Практическое занятие  14.

Задание 29. Укажите форму слова с грамматической ошибкой:

А)чистых полотенец

Б)пятисот двадцати шести

В)самый наиважнейший

Г)по окончании концерта

Д)цветущих яблонь

Задание 30. Выпишите из текста устаревшие слова, укажите их разряды (историзмы и архаизмы).

Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение…Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах… ведать бурмистрам их ив бурмистры выбирать их еж себя погодно добрых и правдивых людей, - кого они меж себя похотят…» (А. Толстой.Петр Первый).

 

Практическое занятие 15.

Задание 31. Найдите и исправьте ошибки, укажите причины их возникновения.

1.      Сообщив последние семейные новости, письмо было закончено.

2.      Я скучаю за ним.

3.      Подозреваемый разъяснил о мотивах своего поступка.

4.      Поезд прибыл согласно расписания.

5.      Мы побывали на выставке о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

 

Практическое занятие 16. Фразеологизмы. Афоризмы.

Задание 32.Состаьте фразеологизмы:

1) Волк         а)бисер перед свиньями

2) Глас          б)в рот не клади
3) Каша         в)вопиющего в пустыне

4) Палец        г)в голове

5) Метать      д)в овечьей шкуре

А)1а,2д,3г,4б,5в   Б)1д,2в,3г,4б,5а   В)1д,2в,3б,4а,5г   Г)1а,2в,3г,4б,5б   Д)1д,2г,3б,4а,5в

Задание 33.  Расставьте фразеологизмы по смыслу в два столбика

Усердно трудиться быстро бежать.

 

Практическое занятие 17.

Задание 34. Объясните ошибки.

Не мудрствуя долго, трудиться в поте лиц, не из робкой десятки, важная скрипка, прятаться за чужую широкую спину, удариться лицом в грязь, надеть на босую ногу.

Задание 35. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов

1.    Я ложу книгу на место. Он ложит папку на стол. «Положь трубку»… Покладу на место.

2.    Слаживаю числа.

3.    Подняться на экскаваторе в метро.

4.    Кенгеру – австрийское животное.

5.    Верней ложи ступень ноги.

6.    Он щелкнул щиколоткой калитки.

7.    Дочь за три года возрастом догнала мать.

8.    Прежде разработает туристский маршрут.

9.    Мне некогда заниматься с младшим братом, я сегодня занятый.

Задание 36. Выполнить тренировочные  задания

1.Найдите в каждом ряду многозначные слова:

а)краска, палитра, гамма;

б)вешалка, гардероб, вестибюль;

в)рояль, скрипка, инструмент.

2.Определите в каждом ряду слово-омоним:

а)стена, потолок, пол;

б)нота, аккорд, арпеджио;

в)кладовая, склад, хранилище.

3.Определите в каждой цепочке слово, не являющееся синонимом:

а)замолкать, затихать, затухать, замирать;

б)недостаток, недоверие, изъян, порок;

в)  осторожный, осмотрительный, опасный, опасливый.

4.Найдите в каждом ряду слово, не имеющее антонима:

а)грустный, нежный, слабый, трогательный;

б)доброта, глупость, верность, старость;

в)пилить, говорить, спать, мокнуть.

5.Вычеркните в ряду фразеологизмов один, не являющийся сино­нимом:

а)терять голову, сходить с ума, без царя в голове;

б)от корки до корки, вдоль и поперек, от альфы до омеги;

в)ума палата, семи пядей во лбу, от большого ума.

6.Найдите в каждом ряду слов архаизм:

а)городской, городовой, загородный;

б)когда-то, давно, встарь;

в)дворецкий, дворцовый, дворовый.

7.Сделайте лексический разбор выделенных слов.

Язык раскрывает свои чертоги и кладовые только людям с рас­крытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело, кто искренен не только с другими, но и с самим собою. (В. Белов)

8.Проанализируйте текст с точки зрения стилистически грамотного употребления в нем лексем. Если необходимо, исправьте лексические ошибки. Определите тип и стиль текста.

Тысячи словосочетаний родились из-под пера различных мас­теровых, вышли из речи крестьян, кустарей, всевозможных ре­месленников. Это неудивительно: работа, труд, мастерство всегда больше обогащают язык, чем что-то еще. Именно так родилось и выражение «разделывать под орех». Вначале оно означало «сде­лать как можно лучше». Столяры часто, выполняя мебель из про­стого материала, скажем, из березы, раскрашивали ее «под дуб», «под красное дерево», «под орех», т. е. маскировали дешевое под дорогое. Видимо, такое подделывание и наложило на выражение негативный оттенок, потому что нынче этот фразеологизм озна­чает «разнести на словах, избить кого-либо, разбить на голову в споре».

 

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

Практическое занятие 18.

Задание 37. Морфема – это…:

А)  наименьшая значимая часть слова; Б)  звук; В)  Буква Г)  слово; Д)  словосочетание

Задание 38. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой Б) синтаксисом В) морфологией  Г) морфемикой  Д)  фразеологией

Задание 39. 1. Какие слова называются однокоренными?

А)  Слова с одним лексическим значением

Б)  слова с переносным значением

В)  Слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д)  Слова с несколькими лексическими значениями

 

Практическое занятие 19.

Задание 40.   Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А)  суффиксальный Б)  приставочный В)  приставочно-суффиксальный

Г)  переход одной части речи в другую Д)  сложение основ

Задание  41. По какой модели образовано слово подснежник:

А)  ∩ ¬  Б)  ¬ ∩  В)  ∩ ^ Г)  ¬ ∩ Д)  ¬ ∩ ^ 

Задание 42. Распределите данные слова по способам словообразования.

Обложка, бескорыстный, прачечная, сбоку, избавление, развитие, незыбле-мый, пододеяльник, дуло, сногсшибательный, взрыв, предрасположение, постовой, вратарь, подземелье, боком, гончая, подорожник, машиностроение, дворник (в машине), начинка, разветвление, Подмосковье, заочница, древне-русский.

 

Практическое занятие 20.

Задание 43. Внимательно прочтите слова и заполните таблицу.

Вся, кофе, шли, берет, пальто, насовсем, чтение, втроем, обе, течет, кенгуру, сестра, сжаться, снизу, снежный, мыть, лицевой, внизу, несут, строго, всерьез, кроме, поезд, этот, седьмой, метро, вдвоем, вчера, несли, быстро, зимой, рисовать, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, дочерний, сеяный, впятером, усеять, гусиный, реже, где.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

 

Практическое занятие 21.

Задание 44. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где надо, пропущенные буквы.

Идет лесник по (не)приметной тропке, прод…рается сквозь чащ…бу, а порой и переб…рается через топкий лесной ручей. Ветер трепл…т густую крону пр…кл…ненных к земле лип, разв…вает зеленые к…сынки берез.

Вот лесник  останавливается у (не)высокого деревца, накл…няется, нет, не п…ганки, р…стущие здесь, привлекают его внимание. Лесник от…скивает в сумке инструменты, пр…ступает к работе, и вот уже из тела дерева вынут бл…стящий кусочек металла – осколок снаряда. Ничего, скоро рана обр…стет корой, и дерево будет жить (по)прежнему. А вот он пор…внялся с дубком, который уже перенес такую же операцию. Теперь и не найдешь его раны: молодая кора ср…вняла даже шрам.

Задание 45. Выполнить  тренировочные задания 

1.Обведите в каждом ряду слово, образованное суффиксальным спо­собом:

а) перебор, нежность, вылетать, загородный;

б) умилительный, образование, заходить, подлокотник;

в) умник, порыбачить, по-английски, красноперый.

2.Найдите в каждом ряду слово, образованное неморфологическим способом:

а) иностранная, образованный, гостиная, аккуратное;

б) подберезовик, украшение, объем, подушка;

в) складной, полнота, проходная, изумительно.

3.Выберите в каждом ряду слова с буквой о в корне:

а) наклониться, з..рница, обг..реть, излагать;

б) натв..рить, к..саться, обм..кнуть, пор..вну;

в) выг..рки, касательная, р..внина, изложение.

4.Найдите слова с приставкой пре-:

а) пр..держать, пр..открыть, прообразовать, приободрить;

б) пригородный, пр..красный, пристрастный, пр..ватный;

в) преувеличивать, пр..нести, пр..встать, пр..знать.

5.Выделите слова с суффиксами оценки:

а) повелитель, чайница, девчушка, самолетик;

б) хлебница, избенка, ручища, кустарник;

в) деревце, полотенце, птенец, стрелец.

 

Практическое занятие 22.

Задание  46. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

(1) Ран…им осен…им утром я собрался домой и готовил все охотнич… пр…надлежности. (2) К ст…рожк… лесника под…ехала небольшая коляска с кожа…ым верхом на сидень… которой лежали подарки из помещ…ч…го дома. (3) Уложив все поудобнее я покинул гостепр…имный дом где провел лучшие дни летн… отдыха.

 

Раздел 5. Морфология и орфография.

Практическое занятие 23.

Задание 47. В каком слове ударение поставлено верно ?

А)премИровать  Б) обеспечЕние В)христианИн  г)исчерпАть  Д)откупОрить

Задание 48. С каким существительным употребляется прилагательное “гарантийный”?

А)доход Б)место В)талон Г)выход Д)рост

 

Практическое занятие 24.

Задание 49. Подберите синоним и антоним к прилагательным свободный, свежий в следующих словосочетаниях:

1) свободный народ, свободный вход, свободное дыхание, свободное платье, свободная квартира, свободное время;

2) свежий хлеб, свежий вечер, свежий огурец, свежий вид, свежий взгляд, свежий снег.

 

Практическое занятие 25.

Задание 50. Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в них использованы-.

Образец: Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.

Имя существительное

пыль, глаза, блеска, молний

Имя прилагательное

ослепительных

Имя числительное

оба

Местоимение

эту, ничего

Глагол

залеплявшую(причастие), было

Наречие

видно (в роли сказуемого)

Предлог

сквозь, кроме

Союз

но

Частица

не

Междометие

увы

Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.А. Некрасов).

 

Практическое занятие 26.

Задание 51. Вставьте нужные буквы и окончания причастий. Определите падеж причастий.
1. Я пр(е/и)знаюсь в ненависти к любой недобросо-вес(т?)но выполненн.. работе (А. Андреев).  2. В совре-ме(н/нн)ом производ(ст/цт)ве всё более (не)достаёт Мастера, его одухотворяют,., и облагораживают,., духовной силы (В. Безрогое). 3. Широко извес(т?)ны такие изо-бр(е/и)тения Ивана Кулибина, как первый в России телеграф, само движу щ..ся экипажи, пр(е/и)водим.. в действие педалями. Гениальны проекты деревя(н/нн)ых мостов, разработанн.. мастером. С де(тс/ц)тва у Кулибина была любовь к часам, бе(с/сс)трас(т?)но выстукивающ.. время. 4. В окне второго этажа часто можн(о/а) было вид(е/и)ть погружённ.. в р(о/а)боту юношу. 5. Мастера р(о/а)списы-вают глиня(н/нн)ые игрушки анилиновыми красками, разведённ.. на яйце.

 

Практическое занятие 27. 

Задание 52.  Вставьте гласные –А или –О в конце    наречий                                     

1) Налиц…, слев…, навечн…, задолг…, сначал…

Задание 53. Определите слитное или раздельное написание    наречий (если слитно, поставьте знак «+», если раздельно поставьте «/»)           

В…даль, в…последних рядах, во…сто…крат, на…миг, по..именно

 

Практическое занятие 28.

Задание 54. Составьте словосочетания, употребляя предлоги от, для. Скажите, с какими падежами они употреблены.

Альбом (черчения), словарь (школьник), колесо (мотоцикл), место (отдых), лекарство(простуда), таблетки (кашель), капли (насморк).

Задание 55. В один столбик напишите сочинительные союзы, а в другой – подчинительные.

И, что, однако, или, который, потому что, то-то, чтобы, а, да, так как, для того чтобы, зато, либо, когда, если.

Задание 56. Выполнить тест по теме «Правописание союзов» 

1. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2) У правды язык суров, за(то) душа добрая.

3) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.

4) Лицемерие и ложь одно и то(же).

2. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (За)чем пойдешь, то и найдешь.

2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3)  Он был неправ, (при)чем еще спорил.

4) (И)так, она звалась Татьяной.

3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)жемолчала».

1)  тоже — всегда пишется слитно;

2)  то же — всегда пишется раздельно;

3)  тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4)  то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.\

4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома, (по)чему я и оставил записку».

1) почему — всегда пишется слитно;

2) почему — здесь союз, пишется слитно;

3) почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно;

4) по чему — здесь предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно.

5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.

1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;

2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;

3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.

1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.

1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.

1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.

2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.

3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.

4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.

2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.

3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.

4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.

12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.

2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.

3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.

2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.

3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.

4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.

2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.

3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.

4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.

 

Практическое занятие 29.

Задание 57. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «несмотря на»:

А) наречие   Б) союз   В) предлог   Г) деепричастие   Д) частица

11.Выбирите частицу из ряда предложенных слов:

А) сколько    Б) никогда   В) разве   Г) впоследствии   Д) самый

Задание 58. Определите написание частиц, если раздельно  поставьте «/», если через дефис, поставьте «-»)                         

Кое что, кому то, так бы, тут же, кто либо.

Задание 59. Выполнить тест по теме «Правописание частиц»

1. Укажите случаи написания частицы через дефис.

1) (Не)увидел;     

2) захотел(бы);

3) решил(же);       

4) сделал(то).

2. Укажите случаи неверного написания частиц.

1) Кое-где видны облачка.

2) Ты таки слово сдержал.

3) Едвали удастся увидеться.

4) Взгляните-ка на эту вещь. 

3. Укажите случаи, когда НЕ является частицей и пишется раздельно.

1) (Не)забудем героев;

2) (не)ожиданный поворот;

3) ни с чем (не)сравнимое наслаждение;

4) стоять (не)подвижно.

4. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу НИ.

1) Час был ... слишком поздний.

2) Нет ... солнца, ... света, ... тени.

3) ... работа сушит, а забота.

4) Девочка ... за что не хотела расстаться с куклой.

5. В каком ряду НЕ пишется раздельно со всеми словами?

1) (не)красивый, но притягательный; вовсе  (не)дорогой

2) (не)доверять, (не)проходимое болото

3) (не)видимый глазом, (не)победив

4) (не)дальновидный, действовал (не)безопасно

6. НИ пишется в предложении

1) Н.. он один думал так.

2) Я н.. мог внутренне не согласиться с его аргументами.

3) Как н.. старались мы быть первыми, однако проиграли этот забег.

4) Пусть он еще н.. умеет многого, главное – он старается. 

7. НИ пишется в предложении

1) Н.. мы одни обсуждали происшествие.

2) Татаринов н.. мог внутренне не согласиться с тем, что сказанное вполне справедливо.

3) Как н.. стремились мы быть первыми, но не смогли преодолеть препятствия.

4) Он был н.. только музыкант, но и композитор.

8. НИ пишется в предложении

1) Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.

2) Он не мог н.. слышать своего собеседника.

3) На вид он казался ничуть  н.. моложе брата.

4) Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.

9. Пишется НЕ и раздельно в предложении

1) Упрямого (н..)чем не убедишь.

2) (Н..)жаль мне лет, потраченных напрасно.

3) Мне не нужен был (н..)чей совет.

4) Мне (н..)когда с вами разговаривать.

10. Пишется НЕ и раздельно в предложении

1) (Н..)куда человеку пойти – вот он и мается.

2) (Н..)в чем мне признаваться.

3) (Н..)кто Отрепьев жил в нашем городке  с незапамятных времен.

4) Он (н..)к чему не мог придраться.

 

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

Практическое занятие 30.

Задание 60. Какое слово необходимо вставить в предложение ?

В настоящий момент, если обе стороны не пойдут на ……….? мирный договор подписать не удастся.

А) абсурд    Б) парадокс   В) компромисс Г) реванш   Д) феномен  

8)Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

А) Предметы церковного обихода, для отделки которых употребляли жемчуг, трудно даже перечислить.

Б) Привык к работе: она вечно будет доставлять тебе радость.

В) Приучишь себя к строгому режиму-времени всегда будет хватать.

Г) Я доверяю любящим: они великодушны.

Д) Море – это воплощение свободы.

Задание 61. Выполнить   тестовые задания.

      61.1.Тест по теме «Синонимия словосочетаний» 

1. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову ПОТЕРЯЛ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание КРАСОТА ДУШИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание ОТЦОВ ДОМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

5. Замените словосочетание БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ВОЗМОЖНОСТЬ СЧАСТЬЯ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание ПОДРОБНОСТЬ ПЛАНА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ХВОСТ РЫБЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Из списка слов (громко, у дома, у них) подберите зависимое слово к слову ГОВОРЯТ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание СЕСТРА ВАСИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание КУСТ СИРЕНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание АБРИКОСОВЫЙ  ДЖЕМ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание КОМПОТ ИЗ ВИШНИ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

16. Замените словосочетание МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Замените словосочетание ТЕАТР ГОРОДА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

18. Из списка слов (не спеша, книгу, в ней) подберите зависимое слово к слову ЧИТАТЬ, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи ПРИМЫКАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

19. Замените словосочетание СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20. Замените словосочетание ДОСАДЛИВО ПОМОРЩИЛСЯ, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

61.2.Тест по теме «Словосочетание» 

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. +  сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе                                                                      
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу                                                                        
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока 
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам
10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности нравственные.
12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.
13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.
17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

 

Практическое занятие 31.

Задание 62. Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);

2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);

3) с наречием в роли главного слова (наречные).

Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Задание 63. Напишите сочинение на грамматическую тему «Подлежащее», от­ветив на следующие вопросы.

1.Что называется подлежащим?

2. Способы выражения подлежащего: а) существительное, б) ме­стоимение, в) другие части речи в значении существительного (какие?). Приведите примеры.

3. Подлежащее, выраженное словосочетанием.

4. Докажите, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

 

Практическое занятие 32.

Задание 64. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

 (4) Лошаденка киргиз…кой породы не спеша повезла нас по глин…стой вяз...кой дорог… . (5) Мы пр…ехали через берез…вый лесоч….к и пр…близились к уз…нькой речк… с ненадежным до…атым мост…ком. (6) Зато это был кратчайший путь к станци… . (7) Нашей лошадк… почуял…сь по-видимому пр…сутствие где-то невдалеке волч… стаи и она недоверч…вым глазом пок…силась на чащ…бу на противоположн… берегу. (8) Однако возница был спокоен и невозмутим.

 

Практическое занятие 33.

Задание 65. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания

(9) Надоедл…вый скрип к…лес уб…юкал меня. (10) Я задремал и проснулся когда мы ост…новились возле низ…нького деревян…ого строен…ца с накренивш…йся крышей. (11) Вблизи паслись лошади в ожидании… с…доков. (12) Залив…стый звук свистка подск…зал мне где искать дежурного по станци….

 

Практическое занятие 34.

Задание 66. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.
Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)