Комплекс упражнений, направленный на развитие речи дошкольников посредством использования методов мозжечковой стимуляции

  • docx
  • 10.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

Комплекс упражнений, направленный на развитие речи дошкольников посредством использования методов мозжечковой стимуляции

 

Игровые упражнения, направленные на развитие звуковой стороны речи с использованием метода.

Пропевание гласных звуков с движениями стоя на балансировочной доске (все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе)

«Цветок распускается»-  [а]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх- вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а- выход».

«Рубим дрова»- [у]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх- вдох. Наклон- поем: «У-у-у-выдох».

«Обнимаем солнышко»- [о]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны - вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед - выдох.

«Держим шарик»- [э]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны- вдох. Руки перед грудью- выдох: «Э-э-э».

 «Неваляшка»- [ы]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад- выдох: «ы-ы-ы».

 «Поймай бабочку»- [и]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх- выдох: «И-и-и».

 

Комплекс упражнений способствующий развитию активного и пассивного словаря с использованием метода.

Игра «Скажи наоборот»-  расширение словаря антонимов.

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: тяжелый - легкий, холодный - горячий, сухой - мокрый, твердый - мягкий и т. д.

Игра «Животные и их детеныши»- закрепление в речи названий детенышей животных, навыков словообразовании. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного (усложнение - удары мяча об пол, из-за головы). Например: у медведя - медвежонок, у волка - волчонок, у лисы - лисенок и т. д.

Игра «Скажи ласково» – образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например: мяч - мячик, яйцо - яичко, ухо - ушко. корова - коровушка, дерево - деревце и т.д

Игра «Ассоциации» – расширение объема словаря, речевых ассоциаций. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком, называет слово например: МАК и возвращает мяч взрослому.

 

Комплекс упражнений по развитию грамматической стороны речи с использования метода.

Игра «Подбери признак». Согласование прилагательных с существительными. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово и задает вопросы (какой? какая? какие? какое?), а ребенок возвращая мяч, отвечает. Например: небо (какое?)- голубое, ясное, светлое, пасмурное и т. д.

Игра «Посчитай». Согласование существительных с числительными. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, называя один предмет, ребенок возвращая мяч отвечает, как будет звучать 1-2-5 предметов. Например: одно облако, два облака, пять облаков и т. д. (Усложнение с мишенью.)

Игра «Слова-родственники»- подбор однокоренных слов. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, называя слов, ребенок возвращая мяч, называет однокоренное слово. Например: лиса-лисичка, лисонька, лисий, лисенок и т. д.

Игра «Чей? Чья? Чьё?» - образование притяжательных прилагательных. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, называет слово и задает вопрос (чей?, чья? чьё?), а ребенок возвращает мяч и отвечает. Например: шапка (чья?) - мамина, поднос (чей?) - мамин, хвост (чей?) - собачий и т. д.

Образование множественного числа родительного падежа. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы педагога. Педагог бросает мяч или мешочек с песком, называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно, назвав при этом множественное число. Например: яблоко - много яблок, окно - много окон, рот - много ртов и т. д.

 

Упражнения направленные на развитие связной речи с использованием метода.

Игра «Отгадай-ка»- описывание предмета по существенным признакам. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие загадывает педагогу загадку описывая предмет находящийся в комнате, называя существенные признаки, не глядя на него и бросает мяч. Педагог отгадывает. Например: план описания предмета- он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, пинать и т. д.

Игра «Где начало рассказа?» - развитие последовательности, логичности в составлении рассказа по серии картин. Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается ударить мячом по нужной картинке и составить развернутый, связный и последовательный рассказ.

Игра «Опиши игрушку»- построение предложений со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку. Например: Лиса- это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест мелких животных и т. д.

 Игра «Придумай рекламу книге (платью)»- развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Педагог называет слово, ребенок рассказывает о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали и бросает мяч.

Игра «Если бы»- развитие связной речи, воображения, мышления и прогнозирования. Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Педагог предлагает пофантазировать на определенные темы. Ребенок отвечает и бросает мяч. Например: «Если бы я был волшебником, то…», «Если весна не наступит никогда, то…».

Игра «Потому что»- развитие связной речи, мышления. Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Педагог задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением и отбивает мяч. Например: «Ты моешь руки потому, что…», «Птица прилетела к кормушке, потому что…», «Мы ложимся спать, потому что…».