Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
Итак, что же такое артикуляционная гимнастика? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
КОМПЛЕ16.doc
КОМПЛЕКС № 17(Май)
Работа над дыханием.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она
полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный
плавный выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пыхпахпох! Пыхпихпых
пих!»
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык
высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Мимические упражнения.
поднять брови вверх — расслабить мышцы;
• нахмурить брови — расслабить мышцы;
• глаза спокойно закрыть — открыть;
• глаза прищурить — открыть;
• глаза с силой зажмурить — открыть;
Упражнения для губ и щек.
Голову держать прямо, губы — без напряжения, зубы не
обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем —
с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней
челюстью).
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то
узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки
одновременно
«Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре
менно.
Упражнения для языка.
«Сердитый лев» .Челюсть опускается вниз с максимальным
вытягиванием языка к подбородку и мысленным
произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с
шепотным произнесением этих звуков.
o «Маляр».Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка
нёбо, делая языком движения впередназад.
Внимание!
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней
поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не
высовывался изо рта.
ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ
Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и
удерживая язык в таком положении сдувать ватку на
противоположный край стола.
Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки
не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней
линии языка и была узкой, а не рассеянной.
o «Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком
языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет
«раз» «укол» в правую щеку. На счет «два» «укол» в
левую щеку.
«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая
верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы.
Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
Речевая зарядка.
Этот маленький дружок
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом,
шутя!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.