Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
Итак, что же такое артикуляционная гимнастика? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
КОМПЛЕКС № 18.
Работа над дыханием.
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный
выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ойойой
ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй
уйуй, ты на пальчик свой подуй!».
Мимическое упражнение.
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —
недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив —
несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Упражнения для жевательноартикуляционных мышц
Жуем ириски. Жевательная резинка.
Имитация жевания.
Упражнения для щек и губ
Малыш сосет соску.
Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими.
Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем воз
вратить в нормальное положение.
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко
сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до
«пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули
молнию)Большие пуговицы, и маленькие пуговки.
Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть
губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Упражнения для языка
Чистим зубы.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит во дне ротовой полости.
1 Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положе
1ия «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык
на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый»
язык — «воротничок с острыми краями».
Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края
прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается
вперед и убирается в глубь рта.
Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать
языку форму ковшика и направлять воздушную струю
посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края
его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть
ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен
идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе;
посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя.
Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на
нижние зубы.
Речевая зарядка
Нос, умойся!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза! Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Хорошенько!
Мойся, мойся,
2Обливайся!
Грязь, смывайся! Э. Мошковская
3