Комплекс упражнений для обучения русскому языку как неродному
Оценка 4.7
Раздаточные материалы
docx
русский язык
5 кл
26.04.2018
В комплексе упражнений для обучения русскому языку как неродному сначала предлагаются простые задания, затем сложнее.Многоязычный класс – это почва для того, чтобы стимулировать интерес учащихся к природе языка, прививать навыки лингвистического мышления, развивать языковое чутьё. Особую значимость приобретает обучение русскому языку в контексте русской культуры и культур народов России, формирование толерантности, культуры межъязыковой коммуникации. Этому способствует и большая внеклассная работа, которая проводится в школе.
комплекс упражнений.docx
Комплекс упражнений для обучения русскому языку как
1. Сопоставьте слова, отличающиеся одним звуком:
неродному
рад – ряд мел – мель
мал – мял ел – ель
лук – люк ясен – ясень
нос – нёс угол – уголь
2. К вопросам в левой части таблицы подберите ответы из правой
части:
Какие звуки существуют в русском
языке?
Сколько всего гласных букв в
русском языке?
6
Некоторые буквы на письме могут
обозначать не один, а два звука
Сколько всего гласных звуков в
русском языке?
Почему гласных звуков 6, а букв 10?
10
Гласные и согласные
3. Поставьте слова в форму множественного числа:
дом –
том –
лес –
4. Перенесите ударения в словах. Сделайте вывод, что изменилось?
атлас – атлас
глазки – глазки
замки – замки
стрелки – стрелки
Изменилось лексическое значение слова.
5. Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение
выделенных слов:
1 На путях я вижу сорок
Удивительных сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
И. Соколов-Микитов
2. Дорога дорога, но дороже бездорожье.
Пословица
Как вы понимаете эту русскую пословицу?
Есть ли в вашем языке подобные пословицы?
3. Мама купила сыну спортивные трусы.
Эх, вы, трусы! Испугались своей тени… 6. Как произносится буквенное сочетание «ЧН» в современном
русском языке?
[ЧН]
каЧнуться
даЧный
табаЧный
отлиЧный
тоЧный
проЧный
призраЧный
скоротеЧный
булоЧная
молоЧный
[ШН]
только в словах
конеЧно
скуЧно
нароЧно
яиЧница
сквореЧник
прачеЧная
горчиЧный
[ЧН] и [ШН]
порядочный, двоечный, булочная.
7. Используя данную запись, расскажите о произношении групп
согласных в современном русском языке:
тщ = [чщ]: тщеславный, тщательный;
зш, сш = [ш]: безшума, бесшумный;
зщ, сщ, сч = [щ]: безщётки, расщедриться, бесчисленный;
зж, сж = [ж]: безжилья, сжечь;
дс, тс, тьс, дц, тц = [ц]: боится, детство, уродский, собираться, братца,
молодца.
Большое значение в обучении инофонов русскому языку имеет
формирование их лексического словаря. Необходимо стремиться к
тому, чтобы ученики усвоили как можно больше изучаемых слов и
использовали их в речи, поэтому слова включаем, сначала в
словосочетание, затем в предложение и текст.
Приёмы использую следующие:
показ предмета, действия или признака, называемого слова;
обращение к этимологии слова;
перевод слова на родной язык;
морфемный, словообразовательный анализ слова; подбор синонимов, антонимов.
Важным средством постижения русского языка как духовной ценности
народа становится приобщение детей-инофонов к русской культуре,
истории. Работа с текстом – благодатная почва для этого. Текст
помогает решить комплекс методических задач:
отработать орфографию, пунктуацию, грамматические модели;
вести лексическую и словообразовательную работу;
анализировать структуру и содержание текста, а затем
воспроизводить некоторые его фрагменты.
Выполняя все виды заданий, учащиеся многократно обращаются к
тексту,
запоминают использованные в нём лексические и
грамматические средства. Такая работа формирует у учеников не
только предметные, но и метапредметные учебные навыки, что
соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
Так, работая над текстом из книги А. О. Ишимовой «История России
в рассказах для детей» о строительстве Санкт-Петербурга, предлагаю
следующие задания.
1 Прочитайте текст, озаглавьте.
2 Докажите, почему можно так озаглавить.
3 Составьте маленький толковый словарь, объясните
значение слов. Выпишите в словарик те слова, которые
остались непонятными:
Величественный
Взморье
Приближённый
Заложить (город)
1.Имеющий величие, торжественную
красоту.
2.
Имеющий внушительный вид,
высокий рост, горделивую осанку.
суши,
Прибрежная
непосредственно примыкающая к
морю.
1. Тот, кто приближён к кому-либо.
2. Приближенный – то, что приблизили.
Начать строительство, положить
первый камень.
часть
Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, пользуясь материалом из
книги А. О. Ишимовой, в какой момент изображён царь ПётрI на этих
картинках?
Почему пригнулись его приближённые? Почему царь идёт прямо,
не сгибаясь? Какую мысль передаёт художник, изображая ПетраIне
сгибающимся под напором ветра?
Знаете ли вы, что находится в современном Петербурге на месте
крепости Ниеншанц? (Район Большой Охты) Изучая лексику, создаю различные речевые ситуации, чтобы
изучаемые слова вошли в активный словарь.
Например.
1 Рассмотри гербы Москвы и Санкт-Петербурга
2 Напиши, что ты видишь на этих гербах?
3 Есть ли герб у твоего родного города? Если есть, расскажи, что на
нём изображено. Опиши его.
И нам с тобой пришёл черёд
А остальные ученики выполняют другую работу:
- Что вы можете сказать о Москве и Санкт-Петербурге по гербам?
Составьте связный текст.
Для поддержания интереса к предмету, снятия напряжения
использую шуточные стихотворения, которые детям очень нравятся.
Прочитайте шуточное стихотворение Д. Чиарди «Ещё одно эхо»,
вставьте на месте пропусков недостающие слова. Чтобы выполнить это
задание, подберите к выделенным словам синонимы, антонимы,
омонимы (нужное подчеркнуть).
Сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь . . . . . . . .
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь. . . . . . .
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь. . . .
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты. . . . . .
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты. . . . . . . . .
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай. . . . . .
Задание на сравнение 2-х текстов:
Текст № 1.Осложнённое списывание с комментированием
пропущенных орфограмм.
Дождь пр … шуршал по широк … му лугу,
Даже цв … ты уд … вились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой тр … винке
По ог … нёчку, по серебринке.
описываются как живые.
Подберите синоним к глаголу «прошуршал». Почему поэт
употребил именно этот глагол?
А. Яшин
О чём этот текст?
Как вы думаете, однозначные или многозначные слова
использовал автор, чтобы передать чудную картину природы?
Приведите примеры, когда неживые предметы или явления Какие шипящие звуки передают шуршание дождя по мокрому
Какие слова использует автор –исконно русские или
лугу?
заимствованные?
Текст № 2
Дождь прошёл по авеню. Он игралсвои гаммы, а люди забегали в
вестибюли, дома, закрывали
жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал
постепенно меняться.
Сравните два текста. Что между ними общего?
Чем отличаются?
Какими являются выделенные слова?
Можете ли вы самостоятельно дать толкование этих слов?
Куда нужно обращаться в таких случаях?
Объясняют значение слов по словарю.
Учащиеся, для которых русский язык является неродным, часто
нарушают порядок слов в предложениях. Это объясняется тем, что в
языках тюркской группы в конце предложения всегда стоит сказуемое
и организует предложение в единое целое.
В тюркских языках обычно порядок слов такой: подлежащее +
дополнение + сказуемое.
В русском языке прямой порядок слов такой: подлежащее +
сказуемое + дополнение (обстоятельство).
Охотник убил волка.
Охотник волка убил.
Комплекс упражнений для обучения русскому языку как неродному
Комплекс упражнений для обучения русскому языку как неродному
Комплекс упражнений для обучения русскому языку как неродному
Комплекс упражнений для обучения русскому языку как неродному
Комплекс упражнений для обучения русскому языку как неродному
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.