Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Комплекс упражнений для выработки правильного
произношения звука P
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного
аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель
артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 34 раза в день
по 35 минут. Не следует предлагать детям больше 23 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении
у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также
важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном
случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение
исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что
он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять
движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уженаучился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно
научиться подниматься кверху»).
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние
Чьи зубы чище?
зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить,
чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у
корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо,
Маляр.
делая языком движения впередназад.
Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних
зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную
Кто дальше загонит мяч.
струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на
противоположный край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не
звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при
произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны
в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не
помогала, не "подсаживала" язык наверх она должна быть неподвижной
(можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые
края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно
вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык
станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю
губу.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней
Индюк.
части.Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и
производить движения широким передним краем языка по верхней губе
вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживать ее.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить
голос, пока не послышится блбл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы
движения языком были впередназад, а не из стороны в сторону. 3.Язык
должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка
Барабанщики.
вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по
верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий
английский звук d: ddd... Сначала звук d произносить медленно, постепенно
убыстрять темп.
Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя
челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил
характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен
подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась
выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты.
При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Приведу пример использования игровых методов при работе над
звуками р, р’.
1) Артикуляция звука.
Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь
песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор
детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к
верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ ррр” и
почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил
бумажку и снова запел: “ррр”. Споем вместе песенку самолета: “ ррр”!
2) Узнавание звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со
звуками р и р', поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают
эти слова.
3) Шуткичистоговорки:
Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь арь арь
новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; ра –
ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет
кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
4) Скороговорки:Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона
вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько
ревет Егорка.
Образец работы над дифференциацией звуков л р, л’р’
1)Выделение звуков лл’, рр’.
Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка,
повторим. (“Ллл”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Ррр”.)
Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки лль, р
рь.
2)Шуткичистоговорки:
Лоолору Ромы топор; лолороу Лены перо; аларал темный подвал;
ририри купили сухари; лилили мы улицу мели; ререре метель в
январе; лелеле катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не
надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает
тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…
4) Скороговорки.
Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит
рыболов, весь в реку уплыл улов. Король орел, орел король.
5) Определение слов со звуками лл’, рр’ в тексте.
Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.
Лыжи.
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава
взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей
было весело.
Верный друг.
Рома и его собака Трезор большие друзья. Они вместе играют,
вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от
берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил
Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению,
дети называют слова, а в них заданные звуки.
Автоматизация звука Р в словах и предложениях
Прежде, чем приступить к автоматизации произношения звука Р в
словах и предложениях, нужно добиться правильного изолированного
произношения этого звука, а затем автоматизировать звук в слогах.
Следует организовать автоматизацию звука в форме игровых занятий.
Занятия по продолжительности должны занимать 15 20 минут для детей
до 4,5 лет, старше 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у
малыша.На первых порах рекомендуется произносить звук Р в словах долго,
раскатисто, особенно в середине слова.
«Открытые» слоги.
Напоминаю,
что «открытыми» называются слоги типа
«согласный+гласный».
Игра «Повторяйка» (или «Повторюшка» кому как больше нравится)
развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое
нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что
оно означает.
1. Рарара, рарара,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
Ирра, Юрра, Верра, Нюрра, Жорра, парра, мерра, фарра (и т.д),
работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа,
карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран,
гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость,
раковина.
2. Руруру, руруру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, паррус, рукав,
рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару,
руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
3. Ророро, ророро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, перро, уррок(и.т.д.), герой, горох,
пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова,
короткий, сорока, коробка, макароны.
4. Рырыры, рырыры
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак,
парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы,
мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки,
(рысь), пёрышко.
5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог,
творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны,
сырок, сурок, ворона, дорога.
Отгадай загадку назови отгадку. Загадки развивают логическое
мышление и расширяют кругозор.Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу
гораздо легче будет разгадать загадку.
1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая
болтливая. (Сорока)
3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи).
4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден
он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник).
5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь
кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)
6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому,
что гордый нрав, а потому, что он ... (Жираф)
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
Повтори предложения.
Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
В ручке старое перо.
Cледующим этапом автоматизации звука Р будет тренировка
произношения этого звука в закрытых слогах.