Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
округа Муром Владимирской области
Комплексная образовательная модульная программа общеинтеллектуального направления
«ИнтеллектУМ»
6-8 классы
ФГОС
2017 – 2019 г.г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа ФГОС общеинтеллектуального направления «ИнтеллектУМ» для учащихся МБОУСОШ №4 о. Муром (основное общее образование) |
|
Основные разработчики программы |
Копылова Ольга Юрьевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №4,
|
|
Заказчик программы |
Социум, администрация образовательной организации |
|
Сроки реализации |
2017-2019 учебный год |
|
Основные разделы программы |
Целевой |
2.Пояснительная записка 2.1 .Цель программы 2.2.Задачи программы 2.3.Механизмы реализации программы |
|
Организационный |
3. Формы реализации программы по основным направлениям развития личности: 3.1 Общеинтеллектуальное |
|
Ресурсный |
44.Условия реализации программы: 4.1 Организационные 4.2 Кадровые 4.3 Научно-методические 4.4 Психологические |
|
Аналитико-прогностический |
5.Мониторинг образовательного процесса 5.1.Предполагаемые результаты реализации программы 5.2. Способы определения результатов (инструментарий) |
|
Функциональный (содержательный) |
Модель реализации программы Модуль I. Рабочие программы по предметам: математика, география, химия Модуль II. Программы внеурочной деятельности «Экспериментариум». МодульIII.Дополнительные образовательные программы: математического кружка «Юный математик», географического кружка «Юный топограф», химического кружка «Химический аспект экологии» Модуль IV Программы ДОО. Общеинтеллектуальные практики. |
Нормативно-концептуальные основы программы |
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Принято 4 февраля 2010г.). 2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N19644). 4. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года №295) 5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 года №497). 6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 года №2227-р). 7. Постановление губернатора Владимирской области «Об утверждении Государственной программы Владимирской области «Развитие образования на 2014-2020 годы» № 59 4.02.2014 г. 8. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N19993). 9. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г. Регистрационный N 30468. Опубликовано: 11 декабря 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6255. Вступает в силу: 22 декабря 2013 г.). 11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Опубликовано: 3 октября 2014 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6498.Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660). 12. Примерные требования к программам образования детей (2006 г.). 13. Устав МБОУ СОШ № 4 о. Муром. 14. Программа региональной инновационной площадки «Моделирование процесса личностного развития учащихся в условиях реализации ФГОС на основе интегративного подхода». 15. Правила внутреннего распорядка МБОУ СОШ № 4 о. Муром. 16. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ |
|
Цель программы
|
Развитие навыков контроля и самоконтроля, общеинтеллектуальных качеств личности учащихся на основе системы развивающих занятий. |
|
Основные задачи программы
|
v целенаправленно тренировать основные интеллектуальные компоненты, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата v развить языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; v освоить эвристические приемы рассуждений; v сформировать интеллектуальные действия, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; v развить познавательную активность и самостоятельность учащихся; v сформировать способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; v сформировать пространственное представление и пространственное воображение; v привлечь учащихся обмениваться информацией в ходе свободного общения на занятиях. v развить память, личностную сферу. v сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; v сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Личностными результатами изучения курса «ИнтеллектУМ» является формирование следующих качеств личности: 1. Развитие креативности мышления. Формирование интеллектуальных предпосылок творческой деятельности, позволяющих создавать нечто новое, ранее неизвестное. v способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем (в этом смысле креативность является полной противоположностью шаблонного мышления); v творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем; v способность ученика нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. 2. Развитие вербальной креативности. v способность осознать и разрушить барьеры стереотипности в сфере вербальной креативности; v развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; v в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. v активизация интуиции, вдохновения, образов и метафор подсознания, свободное мышление, творческие способности. 3. Развитие интеллектуальной лабильности. Способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. v проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; v развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качества весьма важных в практической деятельности любого человека; 4. Развитие целеустремленности. 5. Развитие критичности мышления - системы суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам
|
2. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметам математика, география, биология.
v Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
v Фундаментального ядра содержания общего образования;
v Примерной образовательной программы ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
v Примерной программы основного общего образования по математике, географии и биологии.
Актуальность программы
Природа подарила нам такие волшебные качества, как: внимание, воображение, память, любознательность, сообразительность, способность мыслить. Нам только остается это волшебство не потерять, не растоптать своей ленью. Мы все своего рода волшебники, все маги своего дела. Силой мысли люди запускают в небо самолеты, строят электростанции, возводят дома, поддерживают жизнь в больницах. Всего и не перечислить. Но не все так просто как хотелось бы. Тому, кто ничего не делает и бьет баклуши на печи, впереди ждет только полная деградация личности. Только постоянное самосовершенствование, постановка каждый раз новой задачи и ее полное решение, есть гарантия вашего успеха, которая не позволит упасть лицом в грязь, если вдруг Вы столкнетесь с жизненной проблемой. Нужно уметь думать, думать логически на несколько шагов вперед, предвидя все подводные камни на жизненном пути, все варианты обхождения преград, дабы не набить себе шишку.
Мы волшебники своей жизни!
Курс «ИнтеллектУМ» направлен на развитие общеинтеллектуального потенциала личности через систему развивающих заданий (в урочных и внеурочных занятиях, в системе дополнительного образования). Методы и приемы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности.
Курс является межпредметным и включает в себя занятия по математике, биологии, географии, химии.
Тематика
занятий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и
любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому
основное внимание на занятиях обращено на такие качества, тренировка и
совершенствование которых очень важны для формирования полноценной
самостоятельно мыслящей личности: креативное мышление, вербальная креативность,
интеллектуальная лабильность, критичность мышления, операбельность мышления,
целеустремленность, способность к классификации, продуктивность мышления.
Создание на занятиях ситуации активного поиска, представление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволит учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
2.2 Цель программы: развитие навыков контроля и самоконтроля, обще интеллектуальных качеств личности учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
1. Целенаправленно тренировать основные интеллектуальные компоненты, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата
2. Развить языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
3. Освоить эвристические приемы рассуждений;
4. Сформировать интеллектуальные действия, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
5. Развить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
6.Сформировать способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
7. Сформировать пространственное представление и пространственное воображение;
8. Привлечь учащихся обмениваться информацией в ходе свободного общения на занятиях.
9. Развить память, личностную сферу.
10. Сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
11. Сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развить обще интеллектуальные качества личности учащихся, а не усвоить какие-то конкретные знания и умения.
2.3. Механизмы реализации программы
v разработка и осуществление образовательных программ урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования, проектов, акций, направленных на решение задач внеурочной деятельности;
v кооперация и активизация ресурсов (интеллектуальных, кадровых, информационных, материально-технических и др.) для достижения результатов урочной и внеурочной деятельности;
v взаимодействие педагогов, специалистов, обмен лучшим педагогическим опытом в области организации урочной и внеурочной деятельности учащихся;
v совместная коллективная экспертиза качества урочной и внеурочной деятельности.
3.Формы реализации программы по основным направлениям развития личности
3.1 Обще интеллектуальное направление
v Тематические уроки и классные часы, факультативные занятия, кружки познавательной направленности.
v Конкурсы, выставки детского творчества «Самый умный», «Страна Цифири».
v Встречи с интересными людьми.
v Выпуск газет, оформление стендов и участие в сетевых проектах, предметных неделях и научно-практических конференциях.
v математические конкурсы и турниры, интеллектуальные клубы.
v Рыцарский турнир
1. Условия реализации программы.
4.1. Организационные условия
v структурирование и нормативное обеспечение урочной и внеурочной деятельности в школе,
v формирование договорных отношений с субъектами социума,
v обеспечение вариативности и гибкости урочной и внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для обучающихся 6-8 классов сроком реализации 1 год. Программа рассчитана на 34 ч в каждом классе и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных урочных и внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
Программа состоит из 4 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию реализацию дополнительных образовательных программ различной направленности.
Учащиеся занимаются в свободных объединениях школьников данной возрастной группы по интересам младших подростков. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных урочных и внеурочных занятий со школьниками. Содержание занятий, предусмотренных в рамках урочной и внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д. Содержательное и методическое обеспечение занятий урочной и внеурочной деятельностью детей оформляется в соответствии с нормативными требованиями (федеральными и локальными актами).
4.2. Научно-методические условия
v обеспечение образовательными программами урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования детей,
v создание условий для разработки адаптированных и авторских программ,
v формирование банка методического и дидактического обеспечения образовательного процесса
4.3. Кадровые условия
v формирование творческого профессионально грамотного педагогического коллектива
v обеспечение возможности профессионального роста педагогов
v проведение семинаров, мастер-классов, дискуссий,
v анализ открытых мероприятий, занятий,
v создание метод объединений педагогов, совместных творческих и проблемных групп педагогов общего и дополнительного образования, классных руководителей, учителей-предметников,
v привлечение «свежих сил», новых людей из числа работников учреждений культуры, спорта, общественных, ветеранских организаций, родителей.
Одним из условий высокого качества урочной и внеурочной деятельности образовательного учреждения в соответствии с ФГОС основного общего образования является создание системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров через создание в школе системы профессионального обучения, самообразования методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.
Ожидаемый результат повышения педагогической компетентности — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
v обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
v принятие идеологии ФГОС общего образования;
v освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
v овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,
v формирование комфортного микроклимата, равных условий для педагогов образовательного учреждения,
v моральное и материальное поощрение педагогических работников, разрабатывающих и реализующих программы, проекты урочной и внеурочной деятельности,
v создание системы сотрудничества педагогического коллектива, родителей учащихся и представителей социума как условия психологической уверенности в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности.
Одним из важнейших психологических ресурсов для достижения успехов в урочной и внеурочной деятельности, создания комфортной атмосферы жизнедеятельности школьников выступает продуктивная система сотрудничества участников образовательного процесса, формирование эффективной связи школы, семьи и других социальных структур, участвующих в воспитании и образовании детей разного возраста.
Такое сотрудничество позволит решить важнейшие задачи:
v усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
v гуманизация взаимоотношений;
v освоение учащимися навыков делового общения и сотворчества;
v оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
v Сотворчество всех участников образовательного процесса в воспитании, обучении и развитии детей может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
v непосредственное участие в организации различимых форм совместной работы с детьми;
v развитие сотрудничества в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
v оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации занятий.
2. Мониторинг образовательного процесса.
Направления мониторинга
v Степень информированности об образовательных услугах в контексте урочной и внеурочной деятельности.
v Уровень и характер востребованности образовательных услуг в урочной и неурочной деятельности.
v Степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса предложенными образовательными услугами.
v Определение путей совершенствования системы организации урочной и внеурочной деятельности на основе взаимодействия общего и дополнительного образования.
5.1.Предполагаемые результаты реализации программы
Возрастная
группа учащихся, на которых ориентированы занятия:
- учащиеся 6 - 8 классов
Объем
Курс рассчитан на проведение занятий 1 раз в неделю (6 класс- 34 часа, 7 класс- 34 часа, 8 класс - 34 часа)
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «ИнтеллектУМ» является формирование следующих качеств личности:
1. Развитие креативности мышления. Формирование интеллектуальных предпосылок творческой деятельности, позволяющих создавать нечто новое, ранее неизвестное.
- способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем (в этом смысле креативность является полной противоположностью шаблонного мышления);
- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем;
- способность ученика нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.
2. Развитие вербальной креативности.
- способность осознать и разрушить барьеры стереотипности в сфере вербальной креативности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- активизация интуиции, вдохновения, образов и метафор подсознания, свободное мышление, творческие способности.
3. Развитие интеллектуальной лабильности. Способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
- проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качества весьма важных в практической деятельности любого человека;
4. Развитие целеустремленности.
5. Развитие критичности мышления - системы суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
− сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания
− конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.
− моделировать алгоритм решения задачи и использовать его в ходе самостоятельной работы
− учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
− анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
− выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
− сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
− контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
− анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
− выбирать наиболее эффективный способ решения.
− давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного.
− делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, искомое и данное.
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, содержащуюся на рисунке или таблице, в тексте задачи, используя свой жизненный опыт.
− перерабатывать полученную информацию: моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
− применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками
− донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего мнения.
− слушать и понимать речь других.
− включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать свое мнение и аргументировать его.
− учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Особенности организации учебного процесса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия проблемно-поисковых задач. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Формы занятий
В практике работы используются следующие формы:
Формы контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый:
- позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
Текущий:
v прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
v пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
v рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
v контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
v тестирование;
v практические работы;
v творческие работы учащихся;
v Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль
v определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержание программы
1. Блок «Нераскрытые тайны» - развитие креативности мышления.
Задачи:
- формировать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении различных задач.
- воспитывать словия способность к эмоциональному восприятию различных задач, решений и рассуждений у родному детей , ученсознанную дисциплину нравственного и ответственное культуру поведения, через
Предполагаемый доверительных результат который деятельности У настоящее детей педагогом формируется формирование высокий желать уровень произвольных самосознания, доверительных самодисциплины, ответственности стандартом и точности, исполнительности, потребности к самообразованию.
Мероприятия: которая чтение праздник и контроль анализ научных текстов, научныхнн соответствующих развитие тематике, при подготовке к ботаническому турниру, географическому круизу по «Океану знаний», веселым математическим состязаниям, лавишева игры воспитание «Интерактивная игра – лабиринт Фотосинтез», «Богатства и недра земли», квест-игра «Счастливый билет» на развитие источнику произвольных вопросы процессов (внимания, себя памяти, формирование воображения рисунков и правами т. д), выпуск контроля тематических агляните газет «Гельминтология на страже здоровья», буклетов.
2. Блок «Матрица» - развитие вербальной креативности.
Задачи:
-формировать стремление к творческой самореализации, гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем.
- воспитывать творческую, образованную личность.
- познакомить с
различными видами творческих работ
-- вовлечь учащихся в творческую деятельность .
Предполагаемый доверительных результат который деятельности
аФормирование способности личности к творческому критическому мышлению, умения распознавать логически некорректные высказывания отличать гипотезу от факта, способности к эмоциональному восприятию различных задач, решений , рассуждений.
Мероприятия: предметные сказки и игры «Ода числу», «Секреты скелета» квесты «Вокруг Земли вместе с Магелланом», «Малая Тимирязевка», виртуальные путешествия в мир самоцветов ,путешествия в город математических загадок, чтение праздник и контроль анализ научных текстов, научныхнн соответствующих развитие тематике, в проектах «Воздушный шар своими руками», «К истокам десятичной дроби».
3. Блок «Марафон знаний» – развитие интеллектуальной лабильности
Задачи
-формировать умение переносить новый опыт в учебную и повседневную деятельность, способы, приёмы, скоростных характеристик интеллектуальной сферы приёмов продуктивного запоминания устного и письменного вербального материала,.
-воспитывать высокоразвитую личность способную изменить программу действий в новых условиях.
Предполагаемый доверительных результат который деятельности
Раскрытие индивидуальности ребенка, обогащение воображения, восприятия, креативного мышления. Приобретение группового опыта, который может быть осознан и интегрирован отдельными участниками и группой в целом.
Мероприятия: игры «Измеряем на свой аршин», « Математические старты», виртуальные путешествия в лес, большие гонки «Географические заморочки», «Колесо фортуны», «Пади туда – не знаю куда…», «Звёздный час Треугольника», направленные на развитие и коррекцию мышления, воображения, внимания и памяти.
4. Блок «Большие открытия»- развитие целеустремлённости
Задачи:
-формировать умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение заданий исследовательского характера.
-воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
Предполагаемый доверительных результат который деятельности
Настойчивость, упорство, мотивированность, четкость восприятия, сила воли.
Мероприятия: игры Алиса в стране «Цифирия», «Знатоки природы», которые тренируют волю, терпеливость, системность, квест «Необычное об обычной воде», математическое Гиннес-шоу, интеллект-шоу «В мире животных», математический олимп, проект «Комнатные растения из семян», формируют веру в свои силы, настойчивость, способность преодолевать нежелание и лень.
5. Блок «Секретное правило» - развитие критичности мышления
Задачи
- формировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлективность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
-воспитывать академическую мобильность (способность самостоятельно заниматься своим обучением), брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Предполагаемый доверительных результат который деятельности
v умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
v пользоваться различными способами интегрирования информации;
v умение анализировать, сравнивать, делать выводы, интерпретировать, сомневаться, рассуждать.
Мероприятия: математическое сражение, биологическая мозаика как дискуссии на заданную тему, виртуальная игра «Приручаем растения», «Перепутовы острова на плоскости», «Лови ошибку», - моделирование различных ситуаций, «Большие гонки по круговороту воды». Био-бой «Кто что ест?», географический турнир «Правило границ» - проецирование абстрактных знаний на конкретную жизненную ситуацию.
Календарно – тематическое планирование
6 класс
Раздел |
№ |
Урок |
№ |
Внеурочное занятие |
№ |
Занятие дополнительного образования |
№ |
Занятия ДОО |
1. БЛОК «Нераскрытые тайны» (Развитие креативности мышления) |
1 |
Тайна зеленого лист. Фотосинтез |
1 |
Фотография жизнью |
1 |
Интерактивная игра – лабиринт «Фотосинтез» |
1 |
Ботанический турнир |
2 |
Страницы Великих географических открытий |
2 |
Лента времени «Великие географические открытия» |
2 |
Квест «Вокруг Земли вместе с Магелланом» |
2 |
Географический круиз по «Океану знаний» |
|
3 |
Тайны земной коры |
3 |
И камни тоже говорят… |
3 |
Самоцветный край |
3 |
Командная игра «Богатства недр земли» |
|
4 |
Что мы знаем о дробях |
4 |
Магия дроби |
4 |
Дроби вокруг нас |
4 |
Звездный час Дроби |
|
5 |
Когда цветет папоротник |
5 |
Следопыт |
5 |
Квест игра «Цветок папоротника» |
5 |
Цветочная викторина |
|
6 |
В мире кристаллов |
6 |
Кристаллические премудрости |
6 |
Путешествие в мир самоцветов |
6 |
Клуб знатоков «Кристалл здоровья» |
|
7 |
Уровень и отвес |
7 |
Что на стоит дом построить? |
7 |
Парадокс |
7 |
Веселые математические состязания |
|
2. БЛОК «Матрица» (Развитие вербальной креативности) |
8 |
Основы систематики растений |
8 |
Биологическое ассорти |
8 |
Чемпионат «Система и систематика» |
8 |
Своя игра «Растения» |
9 |
Глобус - модель Земли |
9 |
Есть ли у Земли край? |
9 |
«Мой адрес - не дом и не улица…» |
9 |
«И всё-таки она вертится!» |
|
10 |
Передвижение воды и питательных веществ в растении |
10 |
Как растения пьют? |
10 |
Ты еще не видел чудо? |
10 |
Осмос в жизни |
|
11 |
Логика перебора |
11 |
Эксперименты со случайными исходами |
11 |
Ловушка для внимания |
11 |
Логическая игра «Таинственный остров» |
|
12 |
Целые числа |
12 |
Математическое домино |
12 |
Путешествие в город математических загадок |
12 |
Математическая игра «Ода числу» |
|
13 |
Движение воздуха |
13 |
Проект «Воздушный шар своими руками» |
13 |
Шутки ветра |
13 |
Путешествуем на воздушном шаре |
|
3. БЛОК «Марафон знаний» (Развитие интеллектуальной лабильности) |
14 |
Взаимосвязь оболочек Земли |
14 |
“Ах, эта среда обитания!» |
14 |
Географический марафон по цветной планете |
14 |
Большие гонки «Географические заморочки» |
15 |
Растительные сообщества |
15 |
Сообщество или фитоценоз? |
15 |
Путешествие в лес |
15 |
Биологическая эстафета «Полоса препятствий» |
|
16 |
Ориентирование на местности |
16 |
Сделаем модель компаса |
16 |
«Измеряем на свой аршин» |
16 |
Геогафическая эстафета «Бег по пересеченной местности или спортивное ориентирование» |
|
17 |
Задачи на движение |
17 |
Задачи на встречное движение |
17 |
Игра «Математические старты» |
17 |
Математическое ралли «На высоких скоростях» |
|
18 |
Распространение плодов и семян |
18 |
Путешествие семени |
18 |
Игра-аукцион «Ярмарка знаний о строении растений» |
18 |
«Пади туда – не знаю куда…» |
|
19 |
Отношения и проценты |
19 |
Мудрые отношения |
19 |
Математический вернисаж |
19 |
Проценты в нашей жизни |
|
4. БЛОК «Большие открытия» (Развитие целеустремленности» |
20 |
Прорастание семян |
20 |
Классика роста |
20 |
Тайна прорастания семян |
20 |
Проект «Комнатные растения из семян» |
21 |
Воды Мирового океана |
21 |
Океанические течения. Где логика? |
21 |
Властелин ума «Необъятная стихия» |
21 |
Квест «Необычное об обычной воде» |
|
22 |
Сложение десятичных дробей |
22 |
Действия с десятичными дробями |
22 |
Алиса в стране «Цифирия» |
22 |
Проект «К истокам десятичной дроби» |
|
23 |
Видоизменения листьев |
23 |
Метаморфозы листа |
23 |
Устный журнал «Удивительный мир растений» |
23 |
Игра «Знатоки природы» |
|
24 |
Окружность |
24 |
Две окружности на плоскости |
24 |
Окружность, круг и мир вокруг |
24 |
Математическое Гиннес - шоу |
|
25 |
Географические карты и навигация в жизни человека |
25 |
Картографическое домино |
25 |
Геокешинг |
25 |
Игра «Только смелым покоряются моря» |
|
26 |
Культурные растения |
26 |
Проект «Огород на подоконнике» |
26 |
Приручаем растения |
26 |
Квест «Малая Тимирязева» |
|
27 |
Симметрия |
27 |
Ось симметрии фигуры |
27 |
Симметрия вокруг нас |
27 |
Математическое сражение |
|
5. БЛОК «Секретное правило» (Развитие критичности мышления) |
28 |
Деление десятичных дробей |
28 |
Деление десятичных дробей на целое число |
28 |
Игра «Математические поезд» |
28 |
Однажды в Стране десятичной дроби |
29 |
Минеральное питание растений |
29 |
Гидропоника и аэропоника |
29 |
Сокровища гномов |
29 |
Биологическая мозаика |
|
30 |
Воды суши |
30 |
Источник или родник. Где логика? |
30 |
Подземная кладовая |
30 |
Большие гонки по круговороту воды. |
|
31 |
Прямые и плоскости в пространстве |
31 |
Загадки прямых |
31 |
«Перепутовы острова» на плоскости |
31 |
И прекрасна, и сильна математики страна. |
|
32 |
Дыхание растений |
32 |
«Сухая» поливка |
32 |
Вдох и выдох |
32 |
Игра - конференция «Легкие планеты» |
|
33 |
Как нагревается атмосферный воздух |
33 |
Почему летом горы шапки не снимают |
33 |
С наклоном жить веселее |
33 |
Царь горы |
|
34 |
Выражения, формулы, уравнения |
34 |
Математический язык |
34 |
Игра «Знатоки истоков математики» |
34 |
Что общего меду растением и уравнением |
Календарно – тематическое планирование
7 класс
Раздел |
№ |
Урок |
№ |
Внеурочное занятие |
№ |
Занятие дополнительного образования |
№ |
Занятия ДОО |
1. БЛОК «Нераскрытые тайны» (Развитие креативности мышления) |
1 |
Простейшие |
1 |
В описках общего предка |
1 |
Загадки Левенгука |
1 |
Экскурсия в мир Простейших |
2 |
Страны Восточной Азии |
2 |
Японский журавлик. Секрет оригами |
2 |
Там где цветет сакура |
2 |
Фестиваль народов мира |
|
3 |
Тип Плоские черви |
3 |
Чередование поколений в жизни Червя |
3 |
Революционеры природы |
3 |
Гельминтология на страже здоровья |
|
4 |
Частота вероятности |
4 |
Лабораторная работа «Частота случайного события» |
4 |
Верю, не верю |
4 |
Квест - игра Счастливый билет |
|
5 |
Австралия. Особенности природы |
5 |
Полинезия |
5 |
Австралия - страна наоборот |
5 |
Игра - викторина «Знатоки Австралии» |
|
6 |
Треугольник |
6 |
Следствие ведут... |
6 |
Минута славы прямоугольного треугольника |
6 |
Ох, уж эти треугольники |
|
7 |
Вероятность случайного события |
7 |
Вероятностная шкала |
7 |
Случается же такое... |
7 |
Право выбора |
|
2. БЛОК «Матрица» (Развитие вербальной креативности) |
8 |
Окружность и ее элементы |
8 |
Обманчивая окружность |
8 |
Встаньте дети! Встаньте в круг... |
8 |
Друзья познаются в кругу. |
9 |
Опорно – двигательная система |
9 |
Наружный или внутренний |
9 |
Игровое занятие «Секреты скелета» |
9 |
Скелеты - пазлы из костей |
|
10 |
Страны Северной Европы |
10 |
Путешествие по столицам |
10 |
Европейский капустник |
10 |
Союз аристократов |
|
11 |
Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира |
11 |
Путешествуем с Ч. Дарвином |
11 |
Биологический хоккей «Доказательства эволюции» |
11 |
Виртуальная экскурсия в музей Ч. Дарвина |
|
12 |
Задачи на построение |
12 |
Что нам стоит дом построить... |
12 |
Интеллектуальный десант «Нам циркуль строить и жить помогает» |
12 |
Турнир смекалистых |
|
13 |
Признаки равенства треугольников |
13 |
Путешествие в страну «Треугольников» |
13 |
Игра «Колесо фортуны» |
13 |
Звездный час Треугольника |
|
3. БЛОК «Марафон знаний» (Развитие интеллектуальной лабильности) |
14 |
Решение задач с помощью уравнений |
14 |
Эстафета уравнений |
14 |
Интеллект бой «Равенство» |
14 |
Галопом по Европам- интеллектуальная гонка |
15 |
Класс Птицы |
15 |
Природный навигатор |
15 |
Интерактивная игра «Путешествие в мир птиц» |
15 |
«Не забывай о птицах зимой». Игра – по станциям. |
|
16 |
Страны Центральной и Восточной Европы |
16 |
«На лыжах в Альпы» виртуальное путешествие |
16 |
Интеллектуальный хоккей |
16 |
Луковый праздник Цвибельмэрет |
|
17 |
Органы чувств. Регуляция деятельности организма |
17 |
Седьмое чувство |
17 |
Необычные органы чувств у животных |
17 |
Следствие ведут знатоки «Органы чувств у животных» |
|
18 |
Африка. Особенности природы |
18 |
Подвиг Д. Дивингстона |
18 |
Игра «Загадки Африки» |
18 |
Видимо - невидимо |
|
19 |
Строение вещества |
19 |
Химический морской бой |
19 |
Занимательный мир веществ |
19 |
Игра «Что? Где? Почему?» |
|
4. БЛОК «Большие открытия» (Развитие целеустремленности) |
20 |
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. |
20 |
Основы дрессировки |
20 |
Занятие дискуссия «Собака бывает кусачей?» |
20 |
Интеллект – шоу «В мире животных» |
21 |
Прямая и обратная пропорциональность |
21 |
Мой класс в диаграммах и цифрах |
21 |
Игра «Ты — мне, я - тебе!» |
21 |
Математический олимп |
|
22 |
Евразия. Особенности природы. |
22 |
Контрастный материк |
22 |
Восхождение на Эверест! |
22 |
Игра «Кто хочет стать миллионером!» |
|
23 |
Особенности расселения людей |
23 |
По следам древнего человека |
23 |
Дискуссия «Человек освоил Землю» |
23 |
Интеллектуальная мозаика «Игры народов мира» |
|
24 |
Пропорции |
24 |
Переодевашка |
24 |
Интеллектуальный квест «математик - бизнесмен» |
24 |
«Вкусная математика» Рациональное питания школьника |
|
25 |
Природа - основа жизни людей |
25 |
Путешествие в «Царство живой природы!» |
25 |
Игра по станциям «Сохраним природу родного края» |
25 |
Экологическая игра “Давайте с природой дружить!” |
|
26 |
Координаты и графики |
26 |
Шахматная доска |
26 |
Графики вокруг нас |
26 |
От точки к картине |
|
27 |
Одомашнивание животных |
27 |
Домашние животные и их дикие предки |
27 |
Путешествие в мир домашних животных |
27 |
Мы в ответе за тех кого приручили |
|
5. БЛОК «Секретное правило» (Развитие критичности мышления) |
28 |
Аксиома |
28 |
Правило без аргументов |
28 |
«Аксиоматика и аксиоматический метод» |
28 |
Аксиома общения |
29 |
Цепи питания. Поток энергии. |
29 |
Природные цепи. |
29 |
Био – бой «Кто что ест?» |
29 |
Правило пирамиды |
|
30 |
Население и политическая карта Евразии |
30 |
Европа или Азия |
30 |
Географический турнир «Правило границ» |
30 |
Наши ближайшие соседи |
|
31 |
Перпендикуляры и прямые |
31 |
Все дороги ведут в Рим... |
31 |
Игра – головоломка «Танграмм» |
31 |
Занимательная игра «Найди пару» |
|
32 |
Природа океанов |
32 |
Что там на глубине |
32 |
По - морям, по волнам! |
32 |
Игра «Лови ошибку» |
|
33 |
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу |
33 |
Слоны и Антарктида |
33 |
В природе все взаимосвязано |
33 |
Интеллектуальное домино |
|
34 |
Океанические течения |
34 |
Реки в океане |
34 |
Все течет, все изменяется... |
34 |
«Бутылочная» почта |
Календарно – тематическое планирование
8 класс
Раздел |
№ |
Урок |
№ |
Внеурочное занятие |
№ |
Занятие дополнительного образования |
№ |
Занятия ДОО |
1. БЛОК «Нераскрытые тайны» (Развитие креативности мышления) |
1 |
«Путешествуем в мир алгебраических дробей» |
1 |
«Действуй и побеждай» |
1 |
Открытое акционерное общество 8 класса |
1 |
«Зарница» с дробями |
2 |
«Туристическое агентство «По России»» |
2 |
«От Волги до Енисея» |
2 |
Географическая мозаика «Природа России» |
2 |
Фольклорный праздник «Русские мотивы» |
|
3 |
Урок «Загадки воды» |
3 |
Экологический омнибус «Вода в природе» |
3 |
Исследование «Пресная вода» |
3 |
Экологический праздник « Память воды» |
|
4 |
Урок экскурсия «Мир четырехугольников» |
4 |
Геометрия в природе |
4 |
Викторина «Математические заморочки» |
4 |
Математический батл «Теорема» |
|
5 |
«Без них нет жизни» |
5 |
Витамины в природе! |
5 |
Исследование «Содержание витамина С в соках и компотах» |
5 |
Игра «В здоровом теле здоровый дух!» |
|
6 |
Географический пазл «Соседи России» |
6 |
«Приглашаем в гости!» |
6 |
Соседи России на карте мира. |
6 |
Литературно – географический вечер «Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет…» |
|
7 |
В мире чувств |
7 |
Креатив – бой «Почувствуй разницу» |
7 |
В мире запаха и вкуса. |
7 |
На вкус и цвет товарища нет. |
|
2. БЛОК «Матрица» (Развитие вербальной креативности) |
8 |
«Урок – бизнес «Квадратные корни» |
8 |
«Пифагор и его теорема» |
8 |
Пифагор и его правила на все случаи жизни. |
8 |
Математическая сказка на старый лад. |
9 |
Химический состав крови |
9 |
Интеллектуальная игра «Кто познал химию крови» |
9 |
Элементы жизни. Химический спор. |
9 |
Игра «Сердце, отданное науке» |
|
10 |
Урок - пазл «Тектоника России» |
10 |
Виртуальная экскурсия в палеонтологический музей. |
10 |
Занимательный час «Геохронология Земли». |
10 |
Турнир знатоков географии «Вые гор, могут быть только горы» |
|
11 |
Ролевая игра «Поликлиника» |
11 |
Викторина «Десяточка по биологии» |
11 |
Математическая игра «Совет мудрецов» |
11 |
Биологический хоккей. |
|
12 |
Урок – игра «Транспорт веществ. Дыхание» |
12 |
Биологическая паутинка |
12 |
Биологический квест |
12 |
Дыхательный флеш – моб. |
|
13 |
Мир веществ |
13 |
Путешествие в мир веществ. |
13 |
Что это? Кто это? |
13 |
Химический лабиринт. |
|
3. БЛОК «Марафон знаний» (Развитие интеллектуальной лабильности) |
14 |
«Тренинг квадратичной функции» |
14 |
Математические софизмы, фокусы и головоломки. |
14 |
Лесная геометрия. |
14 |
Квест «В царстве смекалки» |
15 |
Игра-путешествие по химии «Классы неорганических соединений» |
15 |
Химический аукцион знаний. |
15 |
Химия дома. |
15 |
Химическая таблица Менделеева. Флеш моб. |
|
16 |
Биологический батл «Питание» против «Пищеварения» |
16 |
Интеллектуальное кафе. |
16 |
Молекулярная кухня дома. |
16 |
Шоу «Шеф - повар – дети» |
|
17 |
Аукцион знаний «Климат России» |
17 |
Метеорология – наука настоящего. |
17 |
Викторина «Литературная математика» |
17 |
Интеллектуальная игра «На просторах России» |
|
18 |
Интеллектуальная игра по теме «Первоначальные химические понятия» |
18 |
Химическая экспедиция «Покорение вершины» |
18 |
Химия в природе. |
18 |
Фейерверк талантов. |
|
19 |
"Путешествие по континенту Химия" |
19 |
Химия Земли |
19 |
Химия воды |
19 |
Химия в атмосфере. Экология души. |
|
4. БЛОК «Большие открытия» (Развитие целеустремленности) |
20 |
«Мастерская художника» |
20 |
Судоку. Японская головоломка. |
20 |
Походная тригонометрия без формул и таблиц. |
20 |
Музыкальный вечер «Математическая шкатулка» |
21 |
Справочное бюро «Как изменился климат за последние 100 лет» |
21 |
Климатический паноптикум. |
21 |
Географический ринг «Климатические рекорды» |
21 |
Праздник «Погода в доме» |
|
22 |
Урока-игра "Покорение Химического Эвереста..." |
22 |
Химия одежды. |
22 |
Игра «Умный совенок» |
22 |
Шоу – фестиваль «подарим вещи вторую жизнь» |
|
23 |
«Строение зубов» |
23 |
Игра путешествие с зубной феей. |
23 |
Стоматолог – друг или враг? |
23 |
Флеш - моб «Чистим зубы - правильно!» |
|
24 |
Урок - проект «Морской порт» |
24 |
Игра «Морской бой» |
24 |
Географический аквариум «Моря России» |
24 |
Путешествие «По морям, по волнам» |
|
25 |
Урок «Правила закаливания» |
25 |
Что такое моцион? |
25 |
Измеряем экологический след? |
25 |
Туристическая эстафета. |
|
26 |
Урок – проект «Речной круиз» |
26 |
Игра «Гео- шанс» |
26 |
Повернём реки вспять. |
26 |
Литературно – географический вечер «Река моего детства» |
|
27 |
Поговорим о рефлексах. |
27 |
Наведение на резкость. Как это? |
27 |
Биологический батл |
27 |
Флеш – моб «На зарядку становиь!» |
|
5. БЛОК «Секретное правило» (Развитие критичности мышления) |
28 |
«Многоборье неравенств» |
28 |
Между делом и шуткой в геометрии. |
28 |
Геометрическая экономия. |
28 |
Коллективно – творческое дело «Старинные занимательные задачи» |
29 |
Глаз и зрение |
29 |
Оптическая иллюзия или обман зрения. |
29 |
Очки. Как их избежать. |
29 |
Флеш – моб «Зрительная гимнастика!» |
|
30 |
Золотое правило. |
30 |
Открытия в биологии. |
30 |
Био - бум |
30 |
Поговорим о здоровье. |
|
31 |
Физические тела и вещества. |
31 |
Совершаем открытие. |
31 |
Природные красители. |
31 |
Праздник цвета. |
|
32 |
Путешествуем с часовыми поясами. |
32 |
Загадки линии перемены дат. |
32 |
Исследование «Почему отменили перевод часов» |
32 |
Гео - ралли «От Калининграда до Камчатки» |
|
33 |
Чистые вещества и смеси. |
33 |
Химический квест. |
33 |
Опыты в лаборатории. |
33 |
Химия и кулинария. |
|
34 |
Урок «Демографический взгляд со стороны» |
34 |
На каком языке говорят в России? |
34 |
Географический пазл «Народы России» |
34 |
«Кулинарные поединок» национальных блюд |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.