Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
02.04.2018
Комплексная диагностика личностных и метапредметных универсальных учебных действий в 1 классе. Состоит из методик для проведения диагностики. Предназначена для учителя 1 класса и школьного психолога.Проводится в течение года. По результатам комплексной диагностики проводится мониторинг личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
комплексная диагностика для 1 класса.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Майская средняя общеобразовательная школа
имени Евгения Леонидовича Чистякова
муниципального района «Амгинский улус (район)»
Комплексная диагностика
личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Программа рассчитана на 1 год Оглавление
Методика выявления готовности к школе
Тест выявления способностей
Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации
Тест «Беседа о школе»
Личностное развитие обучающегося. Уровень воспитанности.
Методика «Лесенка»
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Методика «Незаконченные предложения»
Анкета «Оцени поступок»
Методика "Корректурная проба"
Методика «Рукавички»
Методика "Рисование по точкам".
Методика «Найди несколько отличий»
Методика «проба на внимание»
Проба на определение количества слов в предложении
Методика «Узор под диктовку» Методика выявления готовности к школе А.Л. Венгер
Родителям предлагается заполнение тестанкеты, которая оценивается таким образом:
3 – да, 2 иногда, 1никогда. Эта тестанкета дает возможность узнать на сколько ребенок
готов к поступлению в первый класс.
читали ему книги
рассказывали истории
пели песни
играли в игрушки с алфавитом
играли в игрушку со счетом
учили компьютеру
смотрели учебные телепередачи
играли в слова
читали слова на вывесках
считали сдачу в магазине
рисовали
лепили
играли в развивающие игры
занимались физкультурой
разговаривали о школе
Тест выявления способностей
по тест –анкете американских психологов А.де Хаан, Г. Каф
(конец августа или начало сентября)
Для выявления способностей детей родителям предлагается выполнить тест анкету,
который помогает в выборе внеучебных занятий.
Музыкальные
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко
их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и
энергии, а так же свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учится играть на какомлибо музыкальном инструменте.
Технические
У вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам докапывается до причин
неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в
работе механизмов;
может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания
новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
любит и умеет рисовать чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Научнопознавательные
У вашего ребенка способности к научной работе, если он:
обладает ярко выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к
обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдения, причем
нередко записывает или просит вас записать не с целью похвастаться, а для себя;
любит слушать и читать научнопопулярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в
этом своих сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не
развлекательной литературе;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных
событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем,
коллекций;
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны
или осмеяны.
Артистичные
Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увеличением о чемто
рассказывает;
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором он
рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями
были взрослые;
с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьито привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему новому;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект
У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
хорошо рассуждает, явно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы
поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый учебный материал;
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет
опережающей дошкольную и школьную литературу;
обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является
отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно; гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не
касающихся его непосредственно;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам,
даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реаги рует на все новое
и неожиданное в жизни.
Спортивные
Не сердитесь на вашего шалуна – просто у него спортивный талант, если:
он энергичен и все время хочет двигаться;
он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
он почти всегда берет вверх в потасовках или выигрывает в какойнибудь спортивной игре;
неизвестно, когда он успел научиться ловко управлять с коньками и лыжами, мячами и
клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях,
двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную
беготню;
кажется, что он никогда всерьез не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или какимто одним, но у него есть свой
герой, спортсмен, которому он подражает.
Литературное дарование
У вашего ребенка литературное дарование, если он:
рассказывая о чемлибо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль;
любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем
передает событию чтото новое необычное;
выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
любит, уединившись, сочинять или писать рассказы, стихи, не боится начать писать
(сочинять) роман о собственной жизни.
Художественные
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы
выразить свои чувства или настроения;
в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных,
ситуаций, а не зацикливается на изображении чегото вполне удавшегося;
серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным,
когда его внимание привлекает какоето произведение искусства или пейзаж;
когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и
краски;
стремится создать какоелибо произведение, имеющее очевидное прикладное значение –
украшение дома, одежды или чтонибудь подобное;
не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем
может даже попробовать критиковать их, приводя, вполне разумные доводы. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации
Н.Г. Лускановой
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной
деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4х классов
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла
учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета.
1.Тебе нравится в школе?
Нравится
Не очень нравится
Не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется
остаться дома?
Иду с радостью
Бывает поразному
Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и
желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю точно
Остался бы дома
Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какиелибо уроки.
Доволен
Бывает поразному
Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
Часто
Иногда
Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Не хотел бы
Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
Не очень много
Много
Почти нет 10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Бал за 1 ответ
Бал за 2 ответ
Бал за 3 ответ
3
3
1
0
3
1
3
1
1
3
1
1
0
1
0
3
1
0
3
1
0
0
3
3
1
0
0
3
0
0
Большинство не нравится
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации,
учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов,
стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они
очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно
переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство
учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой
уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше
внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе,
однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться
ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные
мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало
привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу
неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними
делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в
состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с
учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с
учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание
которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять
агрессивные реакции,
отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно психического здоровья. (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
(Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС)
Тест «Беседа о школе»
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника
выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на
определение своего отношения к
поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл
учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу?
1б. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3.Представь себе, что, что мама тебе говорит: «Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел
в школу не сейчас, а позже, через год?» Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще
ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в
школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1
классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка,
физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка,
рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел
бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним
поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит:
«Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение.
Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения
дошкольного образа жизни.
а Да – А., не знаю, нет – Б.
А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность,
заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
А – школа А, Б – школа Б А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки,
хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со
школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о
чем он тебя спросит?)
А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий,
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в
ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям
специфически школьного содержания;
что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,
предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам
поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7м году жизни:
0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание
школьноучебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет
пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного
образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 Б, в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень обязательно 1, 3, 5 А, 2, 6, Б. В целом равенство или преобладание ответов
А. (низкий уровень)
2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное
содержание. Ответы А преобладают. (средний уровень)
3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А. (высокий уровень)
сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
(тесты выявления развития обучающегося проводятся по методике А.Фридман)
(Нечаев М.П., Смирнова И.Э. Диагностические методики классного руководителя.
Личностное развитие обучающегося
(метод. пособие))
Выявление уровня воспитанности
В конце каждого учебного года проводится опросник «Анализ воспитательного процесса»
(А.Фридман) для изучения мнения учащихся об организации жизнедеятельности в классном и
общешкольном коллективах. Детям предлагается «Анкета для определения уровня развития
качеств личности, необходимых для достижения успеха». Оценивание проводится один раз в
год в апрелемае. Ему предшествует большая работа с учащимся и родителями по
разъяснению смысла показателей всех указанных качеств личности и по порядку оценивания.
После оценивания составляется карта воспитанности, в которую заносятся все семь оценок
каждому ученику. В результате все заинтересованные стороны: ученик, учителя, родители
ученика имеют возможность наблюдать за изменениями в развитии ребенка и вовремя прийти ему на помощь. Оценивание проводится по 5бальной системе: 5 – это есть всегда, 4 – часто, 3
– редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция.
Содержание
Я оцениваю
себя сам
Оценка
родителей
Оценка
учителя
Итоговая
оценка
Любознательность:
мне интересно учиться;
я всегда выполняю дом.задание;
я люблю читать;
мне интересно находить ответы на непонятные
вопросы.
Прилежание (отношение к учебе):
я стараюсь в учебе;
я внимателен на уроках;
я самостоятелен;
я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;
я занимаюсь регулярно без пропусков.
Трудолюбие:
без труда не вынешь и рыбку из пруда;
бережливость к результатам труда человека;
самообслуживание;
я делаю все аккуратно и красиво;
я выполняю правила работы.
Я и природа (отношение к природе):
я берегу землю;
я берегу растения;
я берегу животных;
я берегу природу.
Я и школа:
я выполняю правила для учащихся;
я выполняю правила внутришкольной жизни;
я участвую в делах класса и школы;
я добр в отношениях с людьми.
Прекрасное в моей жизни:
я аккуратен и опрятен;
я соблюдаю культуру поведения;
ценю красоту в своих делах;
я вижу прекрасное в жизни.
Я (отношение к себе):
я сам управляю своим поведением;
соблюдаю санитарногигиенические правила
ухода за собой;
забочусь о здоровье;
умею правильно распределять время учебы и
отдыха;
у меня нет вредных привычек.
Методика «Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на
доске). На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть
чуть получше, на третей – еще чуть чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят
самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на
какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша
мама, а папа?
Критерии оценивания: 13 ступени – низкая самооценка;
47 ступени – адекватная самооценка;
810 ступени – завышенная самооценка.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А) Нравится
Б ) Не очень нравится
В) Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю
фантики от конфет?
А) Сделаю замечание и помогу убрать
Б) Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б) Не знаю
В) Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на
столе.
А) Извинюсь и уберу за собой
Б) Не знаю
В) Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А) Нет
Б) Иногда
В) Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть
извиняется сам
В) Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса? А) Часто
Б) Иногда
В) Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень
(1216 баллов):
такие дети отличаются наличием высоких
познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей,
направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от
собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко
следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать
нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно
нравственных норм.
Средний уровень (611 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в
школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов
других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.
отношений.
Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества
школьников.
Низкий уровень (05 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации
собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности,
нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают
проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные
качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность,
справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие
рассуждения на тему морали.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я
обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко
мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и
нравственных качеств по схеме: балл Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
балла Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных
нормах и нравственных качествах.
балла Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных
качествах.
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал
поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл
так делать можно, 2 балла так делать иногда можно, 3 балла так делать нельзя, 4 балла
так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как
вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации
вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что
означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если
вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения
значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста
детей.
В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).
Вид социальных
категории
конвенциональные
норм
конвенциональных норм
нормы
культура внешнего
вида,
поведение за
столом,
правила и формы
обращения в семье
миниситуации
нарушения
конвенциональных
норм
не почистил зубы;
пришел в грязной
одежде в школу;
накрошил на столе;
ушел на улицу без
разрешения;
ритуально этикетные
конвенциональные
нормы правила поведения в
школе,
правила поведения
на улице,
правила поведения в
общественных
местах,
вставал без
разрешения на
уроке;
мусорил на улице;
перешел дорогу в
неположенном
месте;
организационно –
административные
вид социальных
норм
категория моральных
норм (по Туриелю)
Нормы альтруизма
моральные нормы
норма помощи,
норма щедрости,
моральные нормы
Нормы ответственности,
справедливости и
законности
норма
ответственности за
нанесение
материального
ущерба
миниситуации
нарушения моральных
норм
не предложил
друзьям помощь в
уборке класса;
не угостил
родителей
конфетами;
взял у друга книгу
и порвал ее;
Всего в предложенной анкете было представлено:
семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)
1 балл
2 балла
Так делать можно
Так делать иногда
можно
3 балла
4 балла
Так делать нельзя ни
Так делать нельзя
в коем случае
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости
для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм,
превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм
более чем на 4;
2 – суммы равны (+ 4 балла);
2 сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает
сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более
чем на 4;
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его
концентрации по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 8 10 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа
Методика используется для определения объема внимания (по количеству
просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 67 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10
ошибок и менее; для детей 810 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача
заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же
буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут». Методика «Рукавички»
(методика Г.А. Цукерман)
(Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе
организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и
просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши.
Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, для этого они должны быть
одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой,
какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую
руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать,
рукавичках;
аргументировать и т.д.;
отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с
удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу
необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не
пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых
деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети
активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа
раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное
действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика "Рисование по точкам".
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно
контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 6,5 8 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе
специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат
неправильные треугольники, в задаче № 2 неправильная трапеция, в задаче № 3 ромб, в
задаче № 4 квадрат и в задаче № 5 четырехлучевая звезда:
Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей
рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием.
Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же
книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на
первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если ктолибо из детей
открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)
Указывая на вершины треугольникаобразца, экспериментатор продолжает: "Видите,
здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не
произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные
справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой
рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.
Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ
"нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые.
Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию
от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно
проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить
точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец
треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно,
скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок,
переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".
По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши.
Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные
линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какаялибо задача, ободряет детей, если это
требуется.
Оценка выполнения задания.
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он
выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность
воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы
приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 любой четырехугольник,
в задаче № 6 любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до
вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.
Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному
баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 15 в качестве
элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 луч). Правильно воспроизведенным
считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения
одинаковых точек).
Кроме того, начисляется по одному баллу за:
1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2.
полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью
правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6
задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 от 0 до 6, в
задачах № 2, 3, 4 и 6 от 0 до 7.
Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно
воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все
задачи решены безошибочно).
Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении
оценки не учитываются.
В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка число
правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6
(решены все 6 задач).
Интерпретация результатов:
3340 баллов (56 задач) высокий уровень ориентировки на заданную систему требований,
может сознательно контролировать свои действия. 1932 балла (34 задачи) ориентировка на систему требований развита недостаточно, что
обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) чрезвычайно низкий уровень регуляции действий,
постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
Тест “Найди несколько различий?”
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: 67 лет.
рисунками и отметить значком (V).
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя
Оценка результатов теста
10 баллов ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
89 баллов ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
67 баллов ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
45 баллов ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
23 балла время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
01 балл ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов очень высокий.
89 баллов высокий
47 баллов средний
23 балла низкий
балл очень низкий.
Проба на внимание (поиск различий в изображениях по методике П.Я.Гальперина)
(Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС)
Цель: выявление умения находить различия в объектах.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с
установлением сходства и различий.
Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет).
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и
показать (назвать) различия между картинками.
Критерии оценивания:
Подсчитывается общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не
замеченные в предъявляемом материале различия.
Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных
изображениях имеет следующий операциональный состав:
ознакомление с общей структурой анализа объекта;
определение направления движения по объекту;
вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;
поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке –
от «неделимых» до самых крупных.
Уровни сформированности контроля (внимания):
1 – ребенок не принимает задание, 2 – ребенок находит 1 – 3 различия; 3 – ребенок находит
все различия.
Проба на определение количества слов в предложении
(методика С.Н.Карпова)
(Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые УУД:
дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Возраст: в школе первоклассника (весной в июне) (6.5 – 7 лет)
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
знаковосимволические познавательные действия,
умение
Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и
Скажи, сколько слов в предложении ?
Назови первое слово, второе …
назвать их.
Предлагаются предложения:
Маша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя играют в мяч.
Критерии оценивания:
Ориентация на речевую действительность.
Уровни развития знаковосимволических действий:
Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования
речевой действительности как знаковосимволической. Дети дают неправильный ответ,
ориентируются на предметную действительность,
перечисляя
существительныепредметы.
ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный
выделяют слова,
Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация
знаковосимволическоого и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все
слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.
Методика «Левая и правая стороны»
(методика Пиаже)
(Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС)
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают
вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета,
например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти
вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку
одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по
отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»
4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке
карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других
людей, отличную от собственной,
наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень: правильные ответы только в 1й и 3й пробах; ребенок правильно
определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е.
учитывает отличия позиции другого человека.
Методика «Узор под диктовку»
(методика Цукерман и др.)
(Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС)
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия,
а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный
экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй —
действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на
узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же
уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и
сложить одиндва узора по образцу.
Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру),
четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).
Рис. 3
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы
будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит
карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо
выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции.
Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом
другой, Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать
узор».
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с
образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и
видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать
ориентиры действия по построению узора;
партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с
удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу
необходимости), негативное.
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат
необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или
формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания
отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить
недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети
достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и
соблюдением правил.
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Комплексная диагностика личностных и метапредметных УУД в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.