Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Оценка 5
Научные работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
30.05.2017
Настоящая комплексная программа направлена на работу по профилактике девиантного поведения, формированию внутриколледжной среды, обеспечивающей стойкое неприятие к употреблению наркотических и психоактивных веществ, курению и распитию спиртных напитков, сквернословию, формированию и развитию здорового образа жизни, способствовать профессиональной и творческой самореализации студентов.
раб.прогр.по девиантному поведению.doc
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
« Месягутовский педагогический колледж»
Программа принята УТВЕРЖДАЮ
На заседании Методического Директор ГБОУ СПО «Месягутовский
совета ГБОУ СПО « Месягутовкий педагогический колледж»
педагогический колледж»
______________Ф.Д.Ахметханов
______________20____г.
( протокол №
)
Комплексная программа профилактики
девиантного поведения студентов
Воспитателя общежития Михайловской О.Н. Месягутово 2015
Дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Пояснительная записка
Молодое поколение в России находится в очень сложной социально
психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние
устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.
Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют
определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою
индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный
стиль. Молодежь и, особенно, студенты, находясь под воздействием
хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций,
не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Налицо: курение и
распитие спиртных напитков, потребление наркотических, токсических,
психотропных веществ, ранние половые связи и беспорядочный образ жизни,
нежелание учиться, работать.
Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по
отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет
число преступлений и правонарушений в подростковой среде. Поэтому
необходимо принципиально ответственно отнестись к организации
профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Профилактика девиантного поведения студентов является одним из основных
направлений воспитательной работы, обеспечивающей стойкое неприятие к
употреблению наркотических и психоактивных веществ, способствующей
профессиональной и творческой самореализации студентов, овладению
знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни. Актуальность данной темы продиктована тем, что комплекс проблем,
существующих сегодня способствует стойкому проявлению социальной
неустойчивости и девиаций в поведении. Подростковый кризис не всегда
протекает без осложнений, и даже при нормальном течении требует от
взрослых пристального внимания. Поэтому задача педагогов и воспитателей
помочь подростку, научить его правильно оценивать ситуацию и реагировать
на нее. Многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем
впоследствии пытаться чтото изменить. Результаты психодиагностики и
опросы воспитателей показали что склонность к девиантному поведению
имеют очень много студентов поэтому возникла необходимость составления
программы профилактики отклоняющегося поведения.
Настоящая комплексная программа направлена на работу по профилактике
формированию внутриколледжной среды,
девиантного поведения,
обеспечивающей стойкое неприятие к употреблению наркотических и
психоактивных веществ, курению и распитию спиртных напитков,
сквернословию, формированию и развитию здорового образа жизни,
способствовать профессиональной и творческой самореализации студентов.
Цели и задачи программы
Цель:
Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного и
асоциального поведения, среди студентов, проживающих в общежитии.
Задачи программы:
1.Изучить причины девиантного поведения и способы его профилактики.
2.Научить студентов осознавать последствия девиантного, асоциального
поведения.
3. Сформировать у студентов мотивацию на обучение, трудоустройство,
личностное развитие,
4. Развивать стремление к здоровому образу жизни и борьбе с вредными
привычками. Программа рассчитана для работы со студентами с отклоняющимся
поведением 1418 лет.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год, в течение
одного учебного года. В случае положительного успеха предусматривается
его расширение.
Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям,
злоупотреблению вредными привычками.
Формирование у студентов нравственных качеств, представлений об
общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в
семье и колледже и во взаимоотношениях со сверстниками.
Нормативноправовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Программа развития образования на 20112015 годы (Постановление
Правительства РФ от 7.02.2011 г).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011–2015 годы» (Постановление Правительства
РФ от 5.10. 2010 г. №795)
4. Приказ Минобразования РФ от 28.05.2000г.№ 1418 «Об утверждении
примерного положения о центре содействия укреплению здоровья
обучающихся, воспитанников образовательного учреждения».
6. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся.
Формы профилактической работы девиантного поведения:
Организация социальной среды: воздействие общественного мнения, т.е.
негатив к девиантному поведению (направлять подростка на установку здорового образа жизни, волонтерство, создание крепкой и здоровой семьи,
трудоустройство).
Информирование: не запугивающего характера, влияющее на изменение
поведения; подросток нуждается во внимании, уважении со стороны
взрослых;
Активное формирование жизненных навыков (общение, поддержка, дружба,
конструктивное решение конфликтов);
Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
творчество, и т.п.).
Организация здорового образа жизни (здоровое питание, режим дня, отдых,).
Активизация личностных ресурсов (спорт, танцы, здоровый образ жизни и
т.д.).
Принципы профилактической работы:
Комплексность (психолог, социальный педагог, воспитатели и подросток);
Позитивность информации (стараться не отчитать за промахи, а вовлечь в
интересное занятие);
Минимизация негативных последствий;
Максимальная активность личности подростка;
Устремленность в будущее (планирование будущего без девиантного
поведения, осознание последствий девиантного поведения).
Методы работы:
Метод переубеждения (студентам предоставляются убедительные аргументы,
они вовлекаются в критический анализ своих поступков)
Метод переключения (занять трудом, учебой, спортом, общественной
деятельностью и т.д.)
Основные направления профилактической работы:
1.Профилактика правонарушений в студенческой среде. 2. Профилактика и искоренение вредных привычек.
Профилактика
студенческой среде.
правонарушений
в
Профилактика и искоренение
вредных привеыек
Обоснование
программы:
.
на
Данная программа
призвана
действовать в рамках колледжа и
направлена
обучение
сознательному отказу от курения,
употребления
и
психоактивных веществ, отказ от
сквернословия,
формирование
ценностного отношения к себе и к
собственному здоровью,
умения
выходить из проблемных ситуаций,
формирование уверенности в себе.
алкоголя
Цель и задачи
программы:
распорядка
прежде всего,
Цель: воспитание правовых основ у
повышение
студенческой молодежи,
уровня обеспечения порядка
и
безопасности в колледже и общежитиях.
Задачи программы:
− снижение числа нарушений правил
внутреннего
в
колледже,общежитиях;
− создание системы социальной
профилактики
правонарушений,
направленной,
на
активизацию борьбы с пьянством,
алкоголизмом,
наркоманией,
преступностью;
− активизация взаимодействия по
вопросам проведения профилактики
нарушений общественного порядка с
территориальными правоохранительными
органами,
комиссией по делам
несовершеннолетних,
− создание системы стимулов для ведения
законопослушного образа жизни;
− оптимизация работы по предупреждению
и
правонарушений,
совершаемых в колледже;
− выявление и устранение причин и
условий,
способствующих совершению
правонарушений.
профилактике
условий
Цель:
Создание
для
формирования мотивации здорового
образа жизни в студенческой среде и
профилактика
употребления
алкоголя, психоактивных веществ ,
курения.
Задачи программы :
− информирование студентов о
пагубном воздействии ПАВ на
организм человека и последствиях
злоупотребления ими;
информирование студентов о
пагубном воздействии курения и
алкоголя на организм человека и
последствиях злоупотребления ими;
− информирование студентов о
службах психологической помощи.
−создание условий для личностного
роста студентов и самореализации;
− формирование у студентов
собственной системы ценностей;
− формирование у студентов
навыков ответственного поведения,
навыков сознательного отказа от
ПАВ, курения и распития спиртных
напитков в ситуации давления
группы;
−
создание
формирования
условий для
позитивного отношения к себе и окружающему
миру;
− организация мероприятий по
профилактике
наркомании,
табакокурения и
алкоголизма,
противодействия
незаконному
обороту наркотических средств и
психотропных веществ среди
студентов
− привлечение квалифицированных
специалистов по профилактической
работе;
− привлечение активной
студенческой
к
волонтерской деятельности по
реализации программы.
молодежи
Основные
направления
профилактической
работы в рамках
данной
программы:
Перечень
мероприятий при
реализации
программы:
1. Активизация работы со студентами в
направлении правового воспитания.
2. Привлечение к организации мероприятий
по профилактике
правонарушений
студенческих и молодежных общественных
организаций, других органов студенческого
самоуправления
3. Внедрение программы по подготовке
волонтеров, привлекаемых для реализации
программ
профилактике
правонарушений.
4.
профилактике правонарушений.
Активизация работы Совета по
по
студентов
Обеспечение
1.Профилактика употребления ПАВ
в студенческой среде.
2.
психологической помощью.
3. Подготовка волонтеров из числа
студентов колледжа.
4. Создание условий в колледже для
реализации творческого потенциала.
5.Профилактика
употребления
спиртных напитков и курения на
территории колледжа и общежитий.
эффективности
6.
проводимых мероприятий
в
организации
профилактической
работы по злоупотреблению ПАВ.
Оценка
Определение
1.
(конкретизация)
приоритетных направлений, целей и задач
профилактики правонарушений с учетом
криминологической ситуации в регионе,
особенностей колледжа.
2.
Изучение и создание базы
соответствующих нормативных правовых
актов.
3.
профилактической работы.
4.
профилактической работы.
5.
рекомендаций,
консультирование студентов, оказание им
иной помощи, позволяющей избежать
опасности стать жертвой правонарушения.
6.
поддержки лицам,
Непосредственное осуществление
Организация обмена
Оказание
Разработка
опытом
Разработка и внедрение
1.
эффективных
методов
формирования колледжных норм и
ценностей.
2. Разработка системы социально
психологического
мониторинга,
включающего анкетирование вновь
поступивших
студентов
первокурсников, оценку социально
психологического климата
в
группах первого года обучения,
оценку
мест
проживания и досуга студентов.
методических
3.
материалов
созданию
эффективной системы социально
психологического мониторинга.
Разработка
благополучия
по пострадавшим от правонарушений.
7. Распространение знаний о порядке
взаимодействия с правоохранительными
органами.
мониторинга
4.
Апробирование (реализация)
системы
по
злоупотреблению ПАВ в колледже,
включая систему социально
психологического
мониторинга
первокурсников.
ведению
5.
Обучение
работы
профилактической
воспитателей
кл.руководителей,
студенческих
общежитий,
студентовволонтеров и включение
их в реализацию программы
профилактики.
6. Обеспечение широкого охвата
студентов
профилактическими
мероприятиями за счет привлечения
к профилактической работе кл.рук,
воспитателей,
студентов
волонтеров, врачей специалистов.
7. Апробирование эффективных
методов формирования норм и
ценностей в колледже, методов
работы по коррекции ситуации в
студенческих общежитиях.
8. Создание эффективной системы
формирования социальных норм в
студ.общежитии.
9.
профилактической работы.
Контроль
качества
Ожидаемые
результаты
реализации
программы:
Повышение
правонарушений
Обеспечение нормативноправового
профилактики
эффективности
1.
профилактики
в
колледже, привлечение к этой работе
педагогических работников.
2.
регулирования
правонарушений.
3.
информационного
обеспечения деятельности колледжа по
обеспечению охраны общественного
порядка.
4. Уменьшение общего числа совершаемых
правонарушений.
Улучшение
к
1. Наработка опыта по организации
и проведению работы по
профилактике
злоупотребления
ПАВ, курении и распитии спиртных
напитков среди студентов.
2. Формирование среди студентов
программы осознанного негативного
отношения
употреблению
спиртных напитков, курению.
3. Организация волонтерских групп
для проведения профилактической
работы.
4. Налаживание сотрудничества с
занимающимися
учреждениями,
профилактикой
злоупотребления
ПАВ.
6.
Осуществление постоянного
контроля за наркоситуацией в
колледже.
7. Распространение информации о причинах, формах и последствиях
употребления ПАВ,курения и
распития спиртных напитков.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный (сентябрь) – анализ состояния в общежитии,
непосредственное планирование, согласование планов.
Второй этап – диагностический (октябрь) – анкетирование, выявление
проблемных студентов.
Третий этап – деятельностный (ноябрьмай) – координация действий,
осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля
за их реализацией.
Четвертый этап – итоговый (май) – анализ и подведение итогов работы,
планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в
результате анализа.
Степень реализации программы:
Программа находится на стадии реализации. Так, в начале сентября был
разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение
сентября и октября проводится диагностическая работа. Путем тестирований
и анкетирования были выявлены студенты с отклонениями в поведении. На
основе всего выявленного проводится информационнопросветительская
работа. Эта работа проводится и в колледже и в общежитии. Ведется
комплексная коррекционная работа: индивидуальные беседы, диспут, деловые
игры и тренинги. Проект только реализуется, поэтому много всего неясного,
нерешенного, но мы стараемся воплотить в жизнь поставленные перед нами
задачи, набираемся опыта в ходе ежедневной кропотливой работы. Мы ведем
активную работу по пропаганде здорового образа жизни. Проводятся
конкурсы стенгазет, конкурсы рисунков на темы здорового образа жизни,
привлечение студентов из группы риска в общественную жизнь общежития. План реализации программы
Содержание
деятельности
Выявление
студентов,имеющих
отклонения в
нормах
поведения,морали и
права
Планирование
работы с
выявленными
студентами
Контроль за
посещением занятий
студентами с
девиантным
поведением
Профилактика
правонарушений в
студенческой среда
Профилактика и
искоренение
вредных привечек
Поставленная
цель
Составление
банка данных
Формы и методы Сроки
Карточки учета,
взаимодействие с
кл.рук.
исполнения
Сентябрь
октябрь
Итог работы,
результаты
Составление и
корректировка
списков по курсам и
группам.
Социально
психологическое
сопровождение
Индивидуальные и
групповые
собеседования
По плану
работы
Предупреждение
правонарушений
Оперативное
принятие мер по
профилактике
правонарушений
Учет пропусков
занятий, работа с
классными
журналами
В течении
учебного года
Реабилитация
студента
В течении
учебного года
Формирование
чувства
ответственности у
студента за свои
действия
В течении года Привитие навыка
самоконтроля,умени
я сказать «НЕТ»
1. обсуждение
нарушений в
группах.
2.индивидуальная
работа с
нарушителями.3.Вы
ступление на
совещания
кл.рук.,педсоветах.
4.совместная
работа со
специалистами
комиссии по делам
несовершеннолетни
х
1.анализ тестов и
анкет.
2.встречи со
специалистами –
медиками.
3.просмотр
видеофильмов по
предупреждению
употребления
ПАВ,алкоголя и
курения.
Формирование
законопослушног
о гражданина
воспитание
правовых основ у
студенческой
молодежи,
повышение
уровня
обеспечения
порядка и
безопасности в
колледже и
общежитиях.
Формирование
ответственного
отношения к
здоровому образу
жизни
Создание
условий для
формирования
мотивации
здорового образа
жизни в
студенческой
среде и
профилактика Вовлечение
студентов с
девиантным
поведением в
различные виды
деятельности
Работа с
родителями и
опекунами
студентов,оказавши
хся в трудной
жизненной ситуации
Анализ работы
употребления
алкоголя,
психоактивных
веществ ,
курения
Направить
деятельность
подростка на
развитие своих
творческих
способностей
Согласованность
семьи и колледжа
в единой оценке
значимости
материальных и
духовных
стимулов и
ценностей
Сравнительный
анализ на начало
и на конец
учебного года
1. карточки
индивидуального
опроса об
организации
свободного
времени.
2.привлечение к
участию в
общественных
мероприятиях
Индивидуальные
встречи и беседы с
родителями и
опекунами
студентов
В течении года Контроль за
занятостью
студентов во
внеурочное время.
В течении года Создавать условия
взаимопонимания,
искать пути
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Конец
учебного года
Механизм оценки результатов:
Оценка результатов проводится членами Совета профилактики
правонарушений.
Критерии оценки:
Снижение количества студентов девиантного поведения.
Снижение уровня правонарушений.
Снижение количества студентов с вредными привычками.
Увеличением количества студентов заинтересовавшихся здоровым образом
жизни.
Список литературы:
1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального
поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами. М., 1983. 2. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в
суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им.
С.С.Корсакова.1985.№10.
3. Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.П.: Питер, 1998.
5. Демьянов Ю.Г. Основы пихопрофилактики С.П.:Паритет, 1999.
6. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.М., 1998.
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М:
Просвещение, 1986.
8. Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1994.
9. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание//
Вопросы психологии. 1992, № 2.
10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. –
М.: Медицина, 1979.
11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у
детей и подростков. – М.: Медицина,1985.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Педагогика, 1989.
13. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.
14. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с
нарушениями в аддиктивной среде. М., 1988.
15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.
16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.:
Медицина,1983.
17. Мольц М. Я – это Я, или как стать счастливым, 1994.
18. Наш проблемный подросток, С.Петербург, 1999.
19. Осицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений у
учащихся// Вопросы психологии. – 1994.№3.
20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании,
М.: Владос, 1996. 21. Романова О.Л., Иванникова И.В. Опыт применения программы
профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции
"трудного класса" // Вопросы психологии.1994.№6.
22. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.,
1984.
23. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.
24. Руководство практического психолога /под ред. Дубровиной И.В.
М.,1995.
25. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся
поведением. – Киев,1981.
26. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими
детей с проблемами в развитии. – М., 2000.
27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. –
М.: Владос, 1998.
28. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения
детей и подростков. –Красноярск,1997.
Анкета №1
Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
Ваш пол:
Возраст:
1. Чем предпочитаете заниматься в свободное время
а) читать книги;
б) смотреть телевизор;
в) встречаться с друзьями (подругами)
г) посещать досуговые учреждения;
д) посещать дискотеки, ночные клубы;
е) другое
2. Какие фильмы предпочитаете смотреть? а) боевики;
б) триллеры;
в) детективы;
г) фильмы с элементами эротики;
д) комедии;
е) мелодрамы;
3. Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?
а) не курить;
б) не употреблять спиртные напитки;
в) заниматься спортом;
г) жить полноценной духовной жизнью;
д) другое.
4. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
(подчеркните то, что относится к вам)
Да
Нет
курю
употребляю спиртные напитки
не занимаюсь спортом
употребляю наркотики
5. Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это
произошло?
а) в компании друзей;
б) в дни семейных торжеств;
г) от нечего делать;
д) из любопытства;
е) случайно;
ж) другое.
6. Если ты уже пробовал курить, то что тебя подтолкнуло к этому?
а) влияние друзей;
б) пример родителей;
в) любопытство;
г) мода;
д) желание почувствовать себя взрослей;
е) другое.
7. Если у тебя возникла какаялибо серьезная проблема, то с кем ты ее
обсуждаешь?
а) с друзьями; б) с родителями;
в) не обсуждаю вообще;
г) другое.
8. В какой семье ты воспитываешься?
а) в полной;
б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).
9. Какие жизненные ценности являются для тебя наиболее важными?
а) счастье в семье;
б) материальная обеспеченность;
в) здоровье;
г) любовь;
д) карьера;
е) нравственность;
ж) образование;
з) другое.
Благодарим за ответы!!!
Приложение №2
1. Из каких источников вам известны слова «самопознание», «саморазвитие»,
«самовоспитание»?
а) книг
б) друзей
в) родителей
г) учителей
д) радио, телевидение
2. Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?
а) да
б) нет
в) иногда, но безуспешно
3. Надо ли человеку совершенствовать себя?
а) да
б) нет
в) не знаю
4. Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняетесь.
а) да
б) нет в) затрудняюсь ответить
5. Кто этот человек?
а) мои родные
б) мой друг (подруга)
в) мой педагог
г) герой кино, литературного произведения
д) нет такого человека
6. Можете ли вы назвать людей, ставших известными, благодаря работе над
собой?
а) да
б) нет
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Комплексная программа профилактики девиантного поведения студентов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.