МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ПЕРСПЕКТИВА»
Примерное тематическое планирование по развитию мелкой моторики и подготовки к письму детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Автор:
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Рерих. О. Г.
Бердск, 2020
Примерное тематическое планирование по развитию мелкой моторики и подготовки к письму детей с ОВЗ ориентировочно 4-5 лет.
|
Темы. |
Задачи |
Примерное содержание |
Количество часов |
1 |
Диагностика. |
Диагностика актуального уровня развития, анкетирование родителей, наблюдение. |
По плану диагностики.
|
2 |
2 |
«Я и моя семья» |
Развивать общую моторику. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать ориентировку на себе. Формировать чувство ритма. |
1. Игра с движением: «Устала наша бабушка». 2. Пальчиковая гимнастика: «Кто живет у нас в квартире» 3.Игры с предметами. «Помогаем маме» сортировка крупы. «Помогаем бабушке» наматывание разноцветных клубков. «Помогаем дедушке» завинчиваем гаечки. 4. Игра с мячом: «1-2-3- лови». 5. Изодеятельность: Пластилинография «Здравствуй, это я!»- дополни портрет. «Девочки и мальчики». Выкладывание по контуру силуэта. 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
3 |
«Фруктовый сад» |
Развивать общую моторику, динамический стереотип при игре в мяч. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, координацию движения со словом. Развивать силу пальцев рук. |
1. Игра с движением: «Яблочко» 2. Пальчиковая гимнастика: «Компот» 3. Самомассаж ребристым карандашом. 4 Игры с предметами. «Выкладываем дорожку в саду из цветных камушков». «Волшебный мешочек». Определить на ощупь игрушку и назвать еѐ. 5. Игра с мячом: «Мы делили апельсин»- перебрасывать снизу. 6. Изодеятельность. Лепка: «фрукты в вазе», «Угощение для ежика» 7. Релаксационное упражнение. |
2 |
4 |
«Загадки с грядки» |
Развивать общую моторику. Развивать мелкую моторику, глазомер, тактильную чувствительность, и координацию. Развивать предметно-практическую |
1. Игра с движением: «Репка» 2. Пальчиковая гимнастика. «Капуста» 3. Игры с предметами. «Волшебный мешочек»- с мелкими игрушками. «Сухой бассейн» «Сушка овощей». Нанизывание на веревочку деревянных овощей. 4. Игра с мячом: «У Лариски две редиски» |
2 |
|
|
деятельность. Формировать щипковый захват. |
5. Изодеятельность. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи». Обрывная аппликация «Овощи на блюде» 6. Релаксационное упражнение |
|
5 |
«Осень золотая» |
Развивать координацию движений пальцев рук. Формировать ориентировку на плоскости. Развивать предметно-практическую деятельность. Учить отрывать кусочки бумаги. |
1. Игра с движением: «Лужи» 2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 3. Игры с предметами. «Листопад» -- силуэтная аппликация из обрывной бумаги. «Дождик» работа с пипеткой и подкрашенной водой. 4. Игра с мячом: «Капля раз, капля два..»-перебрасывать снизу 5. Изодеятельность. Аппликация из пазлов (бросовый материал) «Осенняя берѐзка». «Кленовый лист»- выкладывание по контуру жгутиками пластилина. 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
6 |
«Кто такие птички» |
Развивать общую моторику. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать координацию движений. Развивать предметно- практическую деятельность. Формировать щипковый захват. |
1. Игра с движением: «Птички прилетали». 2. Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей» 3. Игры с предметами. «Зернышки для воробья» скатывать комочки из бумаги. «Напоим птиц» работа с пипеткой. 4. Игра с мячом: «Где обедал воробей..»- поймать с отскока. 5. Изодеятельность. Аппликация из рваной бумаги «Совѐнок». «Птичка» из бумаги гармошкой 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
7 |
«Домашние птицы» |
Развивать общую моторику. Развивать мелкую моторику. Учить использовать результаты своей деятельности в игре. Развивать силу пальцев рук. Формировать умение саморегуляции |
1. Игра с движением: «Петушок». 2. Пальчиковая гимнастика «Гусь» 3. Игры с предметами. «Цыплята» делаем птичку из ватных дисков. «Покормим цыплят» делаем зѐрна из бумажных салфеток и «кормим» сделанных птичек. 4. Игра с мячом: «Раз-два шли утята..» - поймать с отскока. 5. Изодеятельность. Лепка «Цыплята», «Утята». 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
8 |
«Домашние животные» |
Развивать общую моторику. Развивать мелкую моторику. Развивать графические навыки и умения. |
1. Игра с движением: «Котяшка», «Козочка». 2. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались два котенка..» 3. Игры с предметами. Игра с прищепками: «Кто что ест», «Чей хвост», «Мамы и малыши» 4. Игра с мячом: «Большие-маленькие» - поймать с отскока. |
2 |
|
|
|
5. Изодеятельность. «Белый кот» Обвести котѐнка по точкам, обклеить ватой, нарисовать глаза, коготки. «Поиграем с котѐнком» рисование разноцветных клубков. «Кто на ферме живет» рисование по трафаретам 6. Релаксационное упражнение. |
|
9 |
«Дикие животные» |
Развивать общую моторику. Развивать мелкую моторику. Развивать предметнопрактическую деятельность. Формировать умение саморегуляции, графомоторные навыки. |
1. Игра с движением: «Белочка», «В лесу». 2. Пальчиковая гимнастика: «На лужок пришли зайчата» 3. Игры с предметами. ««Угощение» сортировка семян тыквы, арбуза, фасоли, гороха. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» разгладить скомканные в шарики листы бумаги с изображенными на них контурами животных» 4. Игра с мячом: «Зайка и колечко»- подкидывать и ловить. 5. Изодеятельность. «Кто в лесу живет» рисование по трафаретам. Раскрашивание красками. 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
10 |
«Мебель» |
Развивать общую и мелкую моторику. Развитие ориентировку на плоскости. Совершенствование зрительного внимания. Формировать умение саморегуляции. |
1. Игра с движением: «Коля-Николай» 2. Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире» 3. Игры с предметами. «Мебель для гостиной» выкладывание из палочек, мозаики шкафа, дивана. 4. Игра с мячом: «Эту мебель мы купили…» подкидывать и ловить. 5. Изодеятельность. Рисование на манке: «Много мебели в квартире..» Декоративное рисование: «Украсим стол для куклы» 6. Релаксационное упражнение.
|
2 |
11 |
«Посуда» |
Развивать мелкую моторику. Развивать эмоционально волевую сферу, произвольность, точность движений Развивать предметнопрактическую деятельность. Формировать щипковый захват. |
1. Игра с движением: «Мыл посуду наш Антошка» 2. Пальчиковая гимнастика. «Посуда» 3. Игры с предметами. Рисование веревочкой по контуру: «Сахарница». Выкладывание фасолью по контуру «Чайник». 4. Игра с мячом: «1-2-3-4 мы посуду перемыли»- подкидывать и ловить. 5. Изодеятельность. Лепка: «Чайная пара», Декоративное рисование:» Украсим мамино блюдце» 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
12 |
«Транспорт». |
Развивать внимание, логическое мышление. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать предметно-практическую деятельность, зрительномоторную координацию. |
1. Игра с движением: «Самолет» «Если вдруг стряслась беда». - Логоритмическое упражнение 2. Пальчиковая гимнастика. «Грузовик»». 3. Игры с предметами: Выкладывание по контуру «Самолет», «Кораблик» - пуговицы. 4. Игра с мячом: «Теплоход». «По шоссе идут машину» 5. Изодеятельность. Рисование на крупе, песке: «Грузовик», Обводка. по контуру. 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
13 |
«Профессии» |
Развивать общую и мелкую моторику. Развивать зрительно моторную координацию. Развивать умение управлять своими движениями. Формировать графомоторные навыки. Развивать координацию. Силу пальцев рук. |
1. Игра с движением: «Мы шоферы» 2. Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Пекарь» 3. Игры с предметами. «Маленький конструктор» делаем геометрические фигуры из мягкой проволоки. «Рыбаки». Ловить рыбок в сухом бассейне «Маленький мастер» подбирать гайки к винтам. 4. Игра с мячом: «Заводил шофер мотор..»- подбрасывать и ловить. 5. Изодеятельность. Обведи по контуру: «Клоун». Работа с ножницами «Бумажные прически». 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
14 |
«Цветы» |
Развивать общую и мелкую моторику. Упражнять в координации движения со словом. Развивать ритм. Развивать зрительно моторную координацию. |
1. Игра с движением: «В поле выросли цветы, распустили лепестки..» 2. Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветы». 3. Игры с предметами. Украшаем кактус колючками и цветочками (прищепки), пуговицы из салфетных шариков: «Мимоза» 4. Игра с мячом: «Фикус», «Кактус» подбрасывать и ловить. 5. Изодеятельность: «Обводка по контуру» 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
15 |
«Насекомые» |
Развивать общую и мелкую моторику. Развивать зрительно моторную координацию. Формировать ощущение границ своего тела и его положения в пространстве. |
1. Игра с движением: «Прилетела к нам вчера…»» 2. Пальчиковая гимнастика: « Я веселый майский жук». 3. Игры с предметами. Украшаем кактус колючками и цветочками (прищепки), пуговицы из салфетных шариков: «Мимоза» 4. Игра с мячом: «На ромашке две букашки..» подбрасывать и ловить. 5. Изодеятельность: Обводка по контуру. 6. Релаксационное упражнение. |
2 |
16 «Одежда» Развивать общую и мелкую 1. Игра с движением: «Это платье для Наташки» 2 моторику. Развивать 2. Пальчиковая гимнастика: «Я перчатку надеваю..» зрительно моторную 3. Игры с предметами. «Шнурочки»- ботинки, «Пуговицы» -заплатки. координацию. 4. Игра с мячом «Я надену сапоги…» перебрасывать мяч двумя руками Формировать ощущение границ из за головы.
своего тела и его положения в 5. Изодеятельность. «Рубашка для Мишки»- обводка по контуру. пространстве. Штриховка.
6. Релаксационное упражнение.
17 «Зима» Развивать общую и мелкую 1. Игра с движением: «Давай, дружок, смелей дружок..» 2 моторику. Развивать 2. Пальчиковая гимнастика: «Поиграем-ка, немножко…» зрительно-моторную 3. Игры с предметами. «Сани» - шнуровка по контуру. «Лыжи» - на координацию. Развивать скрепочках.
умение управлять своими 4. Игра с мячом: «Мы бежим с тобой на лыжах…» - подбрасывать и движениями. Развивать ловить.
предметно-практическую 5. Изодеятельность - «Морозные узоры»- рисование красками. деятельность. «Снежинки»- рисование красками.
6. Релаксационное упражнение.
18 «К нам приходит Развивать общую и мелкую 1. Игра с движением: «Дед Мороз» 2
Новый год» моторику. Развивать 2. Пальчиковая гимнастика: «Шарики» зрительно-моторную 3. Игры с предметами: «Ветерок». С помощью резиновой груши, сдуваем координацию. «снежинки «Цветные льдинки» с помощью пинцета разложить бусины по Развивать умение управлять соответствующим цветным тарелочкам своими движениями. 4. Игра с мячом: «Мы на елке веселились..»
Формировать 5. Изодеятельность - «Вот она елочка наша..» - рисование красками. графомоторные навыки. Штриховка «елочные игрушки» 6. Релаксационное упражнение.
19 Итоговая Оценка динамики развития. По плану диагностики. 2 диагностика
Всего занятий 38 часов
Примерное тематическое планирование по развитию мелкой моторики и подготовки к письму детей с ОВЗ ориентировочно 6-8 лет.
|
Темы. |
Задачи |
Примерное содержание. |
Количество часов |
1 |
Диагностика. |
Определить уровень актуального развития. Формировать правила поведения на занятиях. |
По плану диагностики.
|
2 |
2 |
Рисование точек |
Развивать общую и мелкую моторику. Содействовать развитию навыков ориентировки на листе бумаги с одновременным рисованием точек на листе в клетку, развитию точности, соразмерности движения. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №1 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Домик» Динамические «Кактус» 3. Ориентировка в пространстве: «Вверху, внизу, кто, выше» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Игра «Головоломка» 6. Работа в тетради «Рисование точек» 7. Релаксация. |
2 |
3 |
Рисование коротких вертикальных линий, штриховка |
Развивать общую и мелкую моторику. Формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки, совершенствовать зрительно двигательную координацию. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №1 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Очки» Динамические «Моя семья» 3. Ориентировка в пространстве: «Как пройти к дому?» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Игра «Головоломка» 6. Работа в тетради «Рисование коротких вертикальных линий, штриховка» 7. Релаксация. |
2 |
4 |
Чередование длинных и коротких штрихов |
Развивать общую и мелкую моторику. Формировать произвольность движений в процессе проведения прямых линий по точкам на листе в |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №1 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Лодочка» Динамические «Пароход» 3. Ориентировка в пространстве: «Где чей дом». |
2 |
|
|
клетку, в линейку. |
4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Игра «Дженга» 6. Работа в тетради «Чередование длинных и коротких штрихов» 7. Релаксация. |
|
5 |
Сочетание горизонтальных и вертикальных линий, штриховка |
Развивать общую и мелкую моторику. Формировать умение воспроизводить наклонные линии по точкам и по образцу в заданном направлении на листе в клетку, в линейку. Формировать умение разбивать образец на составляющие, Вырабатывать произвольность движений. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №1 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Стул», «Стол» Динамические «Много мебели в квартире» 3. Ориентировка в пространстве: «Футбол» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Сочетание горизонтальных и вертикальных линий, штриховка» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру толстой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
6 |
Рисование наклонных линий, штриховка |
Формировать умение воспроизводить наклонные линии по точкам и по образцу в заданном направлении на листе в клетку, в линейку, совершенствовать умение владения кистью руки и мускульными возможностями пальцев |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №1 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Грабли», «Цепочка» Динамические «Огород» 3. Ориентировка в пространстве: «Корабли» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование наклонных линий, штриховка» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру толстой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
7 |
Рисование уголков |
Развивать общую и мелкую моторику. Формировать прием рисования коротких наклонных линий по образцу и точкам, формировать умение воспроизводить пространственные отношения между элементами |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №2 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Скворечник» Динамические «Весна» 3. Ориентировка в пространстве: «Волшебные кубики» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование уголков» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру толстой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
8 |
Рисование бордюров |
Развивать общую и мелкую моторику. Закреплять умение воспроизводить короткие наклонные линии по точкам и образцу. Совершенствовать точность и соразмерность движений руки |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №2 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Елка», «Корзинка» Динамические «В лесу» 3. Ориентировка в пространстве: «Графический диктант» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование бордюров» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру толстой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
|
9 |
Рисование квадратов |
Формировать умение воспроизводить прямые линии сверху вниз и слева на право, по разлиновке в тетради. Формировать зрительно– пространственную ориентировку. Способствовать созданию предметных изображений на основе квадрата |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №2 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Собака», «Колокольчик» Динамические «Повстречались два котенка» 3 Игра «Твистер пальчиковый» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование квадратов» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру толстой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
|
10 |
Рисование ломаной линии |
Развивать общую и мелкую моторику. Формировать прием рисования коротких наклонных линий по образцу и точкам, формировать умение воспроизводить пространственные отношения между элементами. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №2 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Кошка», «Мышка» Динамические «Котяшка» 3. Игра «Твистер пальчиковый» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование ломаной линии» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
|
11 |
Рисование дуг |
Формировать воспроизводить линии по самостоятельно направлениях, |
умение дугообразные точкам и в разных закрепить |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №1 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Зайка и ушки», «Зайка в норке» Динамические «Медведь» 3. Игра «Дженга» |
2 |
|
|
умение симметрично воспроизводить предметы |
4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование дуг» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
|
12 |
Рисование круга |
Развивать общую и мелкую моторику. Формировать умение делать закругления в процессе рисования. Развивать точность и соразмерность движения руки. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №2 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Лошадка», «Коза» Динамические «Зима» 3. Игра «Дженга» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование круга» 6. Релаксация. |
2 |
13 |
Рисование круга, овала |
Развивать общую и мелкую моторику. Формировать умение делать закругления в процессе рисования. Развивать ритмичность, плавность и точность движений руки Развивать ориентировку на листе, графомоторную координацию. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №3 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Гусь», «Петушок», «Курочка» Динамические «Индюк» 3. Ориентировка в пространстве: «Графический диктант» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование круга, овала» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
14 |
Рисование спиралей |
Формировать умение рисовать округлые спиралевидные линии в различных направлениях, развивать точность и соразмерность движений рук. Развивать умение проводить линии без отрыва карандаша от бумаги. Развивать ориентировку на листе, графомоторную координацию. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №3 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Оса», «Жук» Динамические «Пчелка» 3. Ориентировка в пространстве: «Футбол» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование спиралей» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
15 |
Рисование треугольника |
|
Формировать умение рисовать треугольник по точкам и самостоятельно. Формировать зрительно – пространственную ориентировку. Совершенствовать умение штриховать в заданном направлении; способствовать созданию предметных изображений. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №3 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Птички в гнезде» Динамические «Грачиная деревня» 3. Ориентировка в пространстве: «Лабиринты» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование треугольника» «Графический диктант» 6. Вышивание по набитым точкам по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
2 |
16 |
Рисование крючочков, петелек росчерков |
и |
Формировать умение рисовать изогнутые линии, петли в различных направлениях на листе в линейку. Совершенствовать произвольность движений. Развивать ориентировку на листе, графомоторную координацию. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №3 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Краб», «Рыбка» Динамические «Золотая рыбка» 3. Ориентировка в пространстве: «Путешествие» «Графический диктант», 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование крючочков, петелек и росчерков» 6. Вышивание по контуру тонкой нитью. Релаксация. |
4 |
17 |
Рисование по точкам на неразлинованной бумаге |
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги. Развивать силу и ловкость пальцев. Развивать ориентировку на листе Развивать ориентировку на листе, графомоторную координацию. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №4 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Дерево», «Птичка» Динамические «На зеленом на лужке» 3. Ориентировка в пространстве: «Корабли», «Графический диктант» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Рисование по точкам на неразлинованной бумаге» 6. Вышивание по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
4 |
|
18 |
Копирование рисунка |
Развивать произвольное внимание, зрительное |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс № 4 2. Пальчиковые упражнения: |
4 |
|
|
|
восприятие и точность движений руки. Развивать силу и ловкость пальцев. Развивать ориентировку на листе Развивать ориентировку на листе, графомоторную координацию. |
Статические «Волк и лиса», «Фильм» Динамические «В лесу» 3. Ориентировка в пространстве: «Путешествие», «Графический диктант» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Копирование рисунка» 6. Вышивание по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
|
|
19 |
Дорисовывание симметрии |
Формировать умение дорисовывать симметричный рисунок. Развивать точность и соразмерность движения руки. Формировать умение воспроизводить пространственные отношения между элементами. |
1. Общеразвивающие упражнения. Комплекс №5 2. Пальчиковые упражнения: Статические «Гусь», «Крокодил» Динамические «В джунглях звон» 3. Ориентировка в пространстве: «Расскажи по картинке» 4. Игра с мячом: «Школа мяча» 5. Работа в тетради «Дорисовывание симметрии», 6. Вышивание по контуру тонкой нитью. 7. Релаксация. |
4 |
|
20 |
Итоговая диагностика |
Оценка динамики развития. |
По плану диагностики.
|
2 |
|
|
|
Всего занятий 48 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.