Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Оценка 4.9

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации
Детсад
29.10.2019
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Согласно ФГОС ДО планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Обучение через систему занятий построено на работу с детьми по "событийному" принципу. Проектная деятельность приоритетна. критерием данного принципа является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого.
компл-темат принцип.docx
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ  должно основываться на комплексно ­ тематическом принципе. В  соответствии с комплексно­тематическим принципом построения  образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации  образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а  усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения  каких­либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение  через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному»  принципу. Такими событиями могут быть Российские праздники (Новый год,  День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и  др.). Проектная деятельность приоритетна. Критерием данного принципа  является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином  проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный  человек может стать успешным.   Выбирается тема, рассчитанная на 2­6 недель;  Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;   Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации  совместной детско­взрослой деятельности в домашних условиях;   Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия  (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно­ролевая игра, спектакль и т.д.). Планирование тематической недели должно основываться на определенной  системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи  работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы  воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания  детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование 4 первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе". Далее  следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с  детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и  продумать, какие изменения необходимо внести в предметно­развивающую  среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых  предметов, игр и т.д.). Большое значение имеют также вопросы организации  проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках  тематической недели. Алгоритм действия педагога по этим направлениям  может быть следующим:   выделение из программы и формулирование педагогической цели  недели, задач развития ребенка (детей);   отбор педагогического содержания (из разных образовательных  областей);   выделение события недели, основной формы организации детско­  взрослой деятельности;   формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для  каждого ребенка и группы в целом;    отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в  отдельности;   практическое планирование педагогической деятельности на каждый  день в течение тематической недели;  продумывание и организация процесса обсуждения результатов  проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть  роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;   фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.  Эффективность комплексно­тематического планирования. По мнению  многих специалистов, комплексно­тематическое планирование является  наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать  образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и  специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. С  позиции воспитателя такой подход придает системность и  последовательность в реализации программных задач по разным  образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка  задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается  материал. Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена  действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет  смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая  осмыслить и прочувствовать. Детское сознание прекрасно удерживает  эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в  данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому  готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ,  игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка  определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях. Задача  педагога ­ спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы  вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку,  проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались  положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в  совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем  развитии. Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и  творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать  образовательные области, отбирать наиболее результативные формы  организации детской деятельности для решения конкретных программных  задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и  приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей  перед дошкольным учреждением.  Организация образовательного процесса с учетом комплексно­ тематического принципа может проходить в разных вариантах:  проектирование,  организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на  основе интеграции (охватывая все образовательные области). Назначение комплексно­тематического планирования в том чтобы:  сделать   жизнь   детей   более   интересной,   а   образовательный   процесс более мотивированным;  устранить перегрузку детей;  сделать восприятие ребенком мира в единстве многообразных связей отношений;  способствовать   освоению   детьми   таких   умений,   которые   в   будущем позволяли   бы   им   определять   свои   цели,   принимать   решения   и действовать в типичных и нестандартных ситуациях;  способствовать   сплочению   общественного   и   семейного   дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей и законных представителей детей). К процессу реализации комплексно­тематического планирования предъявляются следующие требования:  построение   целостной   картины   мира   и   формирование   разнообразных сущностных   связей   в   представлениях   ребенка   о   мире   через формулирование   содержательных   задач   по   разным   образовательным областям;  организующие   темы   должны   быть,   с   одной   стороны   социально значимыми   для   общества,   семьи   и   государства,   с   другой   стороны, вызывать и личностный интерес детей, давать новые яркие впечатления, представления и понятия;  использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой;  опора   на   интеграцию   как   содержания   образования   (интеграция образовательных   областей),  так   и   организационных   форм,  в  которых будут интегрироваться различные виды детской деятельности;  широкое использование методов проектирования. Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов.  Первый – принцип тематического планирования – предусматривает, что тема может   быть   выбрана   воспитателем   самостоятельно   или   заимствована   из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых будут решаться   образовательные   задачи,   должны   быть   социально   значимыми   для общества,   семьи,   государства,   кроме   того,   должны   вызывать   личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких   образовательных   областей   и   с   использованием   адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Принцип   рациональности  –   понимается   как   умение   определить   такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат – усвоение воспитанниками материала. Комплексно­тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:  При организации воспитательно­образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки   детей,   на   необходимом   и   достаточном   материале, максимально   приближаясь   к   разумному   «минимуму».   Построение образовательного   процесса   на   комплексно­тематическом   принципе   с учетом   интеграции   образовательных   областей   дает   возможность достичь этой цели.  Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать   информацию   оптимальным   способом.   У   дошкольников появляются   многочисленные   возможности   для   практики, экспериментирования,   развития   основных   навыков,   понятийного мышления.  Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение   единства   образовательных   целей   и   преемственности   в детском   развитии   на   протяжении   всего   дошкольного   возраста, органичное   развитие   детей   в   соответствии   с   их   индивидуальными возможностями. Согласно комплексно­тематическому принципу построения образовательного процесса   решение   образовательных   задач   происходит   в   совместной деятельности   взрослого   и   детей   и   самостоятельной   деятельности   детей. Проведение   занятий   как   основной   формы   организации   образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет. Комплексно­тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ. Последовательность планирования.  Выбирается (планируется) тема. o Все   остальные   виды   деятельности   (развитие   речи,   развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование) так или иначе связаны с ней. o Для   родителей   предлагаются   краткие   рекомендации:   о проведении   наблюдений   в   окружающем   мире,   игр,   домашнего чтения и др. Такое   построение   воспитательно­образовательной   работы   позволяет   учесть следующие принципы дошкольной дидактики:  Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста  Принцип последовательности  Принцип   систематичности:   совместная   деятельность   осуществляется   с   обязательным   закреплением   в согласно   планированию, самостоятельной деятельности.  Принцип   повторности:   тема   недели   проходит   через   все   виды деятельности,   что   позволяет   детям   хорошо   усвоить   материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.  Принцип наглядности.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2019