Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"
Оценка 5

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
администрации
Детсад
24.10.2019
Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"
В статье раскрывается подробное описание видов занятий с детьми дошкольного возраста по дидактическим целям, их структурная характеристика и требования к проведению. Основные признаки современного занятия и параметры оценки нетрадиционных занятий. Данная статья будет интересна как воспитателям со стажем, так и начинающим педагогам.
Статья.docx
Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия Криволап Ирина Алексеевна, старший воспитатель  МДОУ «Шахтёрский ясли­сад №4» Основная форма обучения у дошкольников ­  занятие.  Современные занятия в современном детском саду не должны проводиться по школьным технологиям. Занятия следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей. В   организации   образовательной   деятельности   полезна  интеграция содержания,  что   позволяет   сделать   процесс   обучения   осмысленным, интересным для детей. С этой целью проводятся динамические, тематические, интегрированные, комплексные, сюжетные, сюжетно­игровые занятия. Это не полный перечень занятий, которые описаны в литературе.  Следует выделить основные признаки занятия: занятие ­ основная  единица дидактического цикла и форма организации обучения; •   по   временному   промежутку   оно   занимает   от   10­15   минут   (в   младшем дошкольном возрасте) до 30­35 минут (в старшем дошкольном возрасте); •   занятие   может   быть   интегрированным,   посвящено   не   одному   виду познавательной деятельности (развитие речи и изобразительная деятельность); •  ведущая   роль  на  занятии   принадлежит   воспитателю,  который   организует процесс   передачи   и   усвоения   учебного   материала,   отслеживая   уровень развития каждого ребенка; • группа ­ основная организационная форма объединения детей на занятии. Все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна   (исключение   составляют   гетерогенные   или   смешанные   группы), основной   состав   групп   сохраняется   на  весь   период   пребывания   в  детском дошкольном учреждении; • группа работает по единой программе, согласно сетке; • занятие проводится в заранее определенные часы дня; •   в   течение   года   проводятся   каникулы,   они   соответствуют   временному периоду школьных каникул (важно в целях преемственности ДОУ и школы); • заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребёнка (результаты деятельности ребёнка на занятиях). Уровни  проведения  занятия.    Высший  уровень  ­   прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе   обратной   связи   и   преодоления   возможных   затруднений   в   работе   с детьми.  Высокий   уровень  ­   включение   детей   в   разрешение   проблемы, предусмотренной   целью   занятия.  Средний  уровень  ­   выявление   знаний   и умений   детей   соответственно   теме   и   задачам   занятия.  Низкий   уровень  ­ организация   взаимодействия   с   детьми,   объяснение   нового   материала   по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата. Представленная   ниже   классификация   поможет   определять   типы проводимых   занятий   любого   вида   деятельности,   их   соответствие поставленным задачам и выбранным структурам. Нетрадиционные занятия и параметры их оценки • Занятия­соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д. •   Занятия   ­   КВН   (деление   детей   на   две   подгруппы,   проводятся   как математическая или литературная викторина). •   Театрализованные   занятия,   микросценки   с   познавательной информацией. •   Занятия­сюжетно­ролевые   игры   (педагог   ­   равноправный   партнёр, направляет сюжетную линию игры и решает задачи обучения). •   Занятия­консультации   (ребёнок   обучается   «по   горизонтали», консультируясь с другими). •   Занятия­взаимообучения   (ребенок   ­   «консультант»   обучает   других через конструирование, аппликацию, рисование). • Занятия­аукционы (настольная игра «Менеджер»).   •   Занятия­сомнения   (поиск   истины); экспериментально­ исследовательская деятельность детей. •   Занятия­формулы   (предложены   в   книге   Ш.   А.   Амонашвили «Здравствуйте, дети!»). • Занятия­путешествия. •   Бинарные   занятия   (авт.   Дж.   Родари).   Составление   творческих рассказов   на   основе   использования   двух   предметов,     смена   положения которых меняют сюжет и содержание рассказа. • Занятия­фантазии. •   Занятия­концерты   (отдельные   концертные   номера,   несущие познавательную информацию). • Занятия­диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной). • Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией). • Занятия типа «Поле чудес» (для читающих детей). •   Занятия   «Интеллектуальное   казино»   (викторины   с   ответами   на вопросы: что? где? когда?).  Требования к занятию:  ­ использование новейших достижений науки и практики; ­   реализация   в   оптимальном   соотношении   всех   дидактических принципов; ­ обеспечение условий предметно­пространственной среды для развития познавательной деятельности; ­   соблюдение   санитарно­гигиенических   норм   к   организации деятельности детей; ­ установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности); ­   связь   с   прошлыми   занятиями   и   опора   на   достигнутый   ребенком уровень; ­ мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы); ­ логика построения занятия, единая линия содержания; ­ эмоциональный компонент занятия (начало занятия и его окончание проводятся на высоком эмоциональном подъеме); ­ связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка; ­ развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем; ­   диагностика,   прогнозирование,   проектирование   и   планирование каждого занятия педагогом. Методы   повышения   познавательной   активности  (проф.   Н.   Н. Поддьяков, А. Н. Клюева) ­  элементарный анализ (установление причинно­ следственных связей);  сравнение;  метод моделирования и конструирования; метод   вопросов;   решение   логических   задач; экспериментирование и опыты.    метод   повторения; Методы   повышения   эмоциональной   активности  (проф.   С.   А. Смирнов) ­ игровые и воображаемые ситуации; • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок; • игры­драматизации; • сюрпризные моменты; • элементы творчества и новизны; • юмор и шутка (учебные комиксы).  Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков): • эмоциональная насыщенность окружения; • мотивирование детской деятельности; • исследование предметов и явлений живой и неживой природы; • прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении, во времени: прошлое, настоящее, будущее); • игровые приёмы, юмор и шутки; • экспериментирование; • проблемные ситуации и задачи; • неясные знания (догадки), предположения (гипотезы).  Комплексные и интегрированные занятия.  «Словарь иностранных слов»: комплекс ­ совокупность предметов  или явлений, составляющих одно целое; интеграция ­ восстановление,  восполнение, объединение в целое каких­либо частей. «Словарь русского языка» С.М. Ожегова: комплекс ­ совокупность, сочетание   чего­нибудь,   каких­либо   представлений;  интеграция  ­ объединение в целое каких­либо частей. Интегрированное   занятие  –   направлено   на   раскрытие   целостного понятия определенной темы   посредством   использования различных видов деятельности,   которые   объединены   в   широком   информационном   поле занятия через взаимное проникновение и обогащение. Комплексное   занятие  направлено   на   разностороннее   раскрытие   виды   деятельности,   которые   различные   определенной   темы   последовательно сменяются.   через   В интегрированном занятии  объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, т.е. границы такого   объединения размыты.   На   таком   занятии   практически   не   возможно,   или  очень   сложно разделить   виды   деятельности   (отделить   математический   компонент   от изобразительной и ознакомления с природой, когда ребенок выкладывает из семи палочек домик для жирафа или змеи). Эта деятельность характеризуется единством и целостностью. В   комплексном   занятии   одна   деятельность     сменяет   другую.   Этот переход  отлично виден: порисовали ­ поиграем, а потом послушаем сказку. Интегрированное,   комплексное   занятие   обязательно  тематическое. Тема   занятия   является   ключевой   идеей,   вокруг   которой   происходит объединение разных видов деятельности и разных областей знаний. Виды занятий по дидактическим целям: ­ занятия по формированию новых знаний – предметное ­ обучающее игровое, обучающее познавательное (на основе использования дидактического   на   основе   материала, экспериментирования);    литературного   текста,   с   элементами ­ занятия по закреплению ранее усвоенных знаний ­ интегрированное, комплексное ­ обучающее игровое, сюжетно игровое, игровое; ­   итоговое   ­   интегрированное,   комплексное,   предметное   ­   занятие­ соревнование, конкурс, турнир, занятие­игра, занятие­шоу. Обучающее   игровое   занятие  ­   для   решения   образовательных   задач активно   используются   элементы   игровой   деятельности.   В   основу   такого занятия может быть положен игровой или литературный сюжет, в который вплетены разнообразные развивающие и обучающие задачи, упражнения. Сюжетно­игровое занятие  имеет единую сюжетную линию, которая является стержнем всего занятия и определяет его логику. Игровые элементы могут   быть   представлены   театрализацией,   драматизацией,   игровыми ситуациями, подвижными, словесными играми и т. д. Сюжет занятия может быть   подсказан   содержанием   какого­либо   литературного   произведения. Сюжетное занятие требует оснащения предметно­пространственной среды в соответствии с сюжетом. Такие занятия не могут планироваться часто, так как это огромная совместная работа детей и взрослых. Игровое   занятие  имеет   свою   специфику.  Занятие   ­   игру  можно построить  на основе определенного сюжета. Помимо игрового сюжета, это занятие должно иметь и другие признаки игры: игровые роли игровые правила, игровые   действия,   подведение   итогов   игры.  Занятие   ­   игра  упражняются   в   использовании   различных   действий,   закрепляют,   уточняют,   ­   дети расширяют полученные ранее знания. Роль воспитателя – руководство игрой, оказывать помощь детям в создании и развитии игрового сюжета. Занятия ­ соревнования не всегда носят спортивный характер; могут быть интеллектуальные соревнования, художественные конкурсы, выставки. Занятия ­ шоу по записи напоминает сценарий: ведущая, герои и т.д. Каждому отведено определенное место и роль. Такие занятия можно отнести к разряду развлечений, поскольку оно наполнено различными сюрпризными моментами,   концертными   номерами.   Развивающий   эффект   таких   занятий низкий, а на подготовку  уходит много времени. По  способу   организации   занятия   делятся   на   групповые   и подгрупповые, индивидуально­подгрупповые и индивидуальные. В   течение   дня   достаточно   спланировать   и   провести   одно   групповое занятие,  одно   подгрупповое   и  одно   индивидуальное.  Самым   эффективным способом организации для интегрированного или комплексного занятия будет общегрупповой   способ,   поскольку   воспитатель   использует   различные   виды деятельности,   которые   сменяют   друг   друга.   Предметные   занятия целесообразнее проводить подгруппами, поскольку воспитателю будет легче организовать индивидуальную работу, оказать помощь, скорректировать свои действия по содержанию и структуре занятия. Индивидуальное   занятие   (не   путать   с   понятием   «индивидуальная работа») ­ это спланированная работа, важный элемент системы обучения, незаменимый для всех возрастных групп. Такие занятия отличаются свободой выбора времени, длительности, т.е. индивидуальное занятие можно проводить в   любое   время,   удобное   для   воспитателя   и   детей   –   приём,   прогулка, самостоятельная   деятельность   и   т.д.   Это   даёт   возможность   максимально учесть индивидуальные    особенности  и  потребности каждого  ребёнка (для «совушек», например, целесообразно проводить индивидуальные занятия во второй половине дня).

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"

Статья "Категории, содержание, структурные характеристики современного занятия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2019