Комплексное использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
Оценка 4.9

Комплексное использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Оценка 4.9
docx
04.05.2022
Комплексное использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
статья Архипенко А.С..docx

Комплексное использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

 

А.С. Архипенко,

учитель математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 57 ст. Троицкой муниципального образования Крымский район,

fialochka-89@mail.ru

 

Аннотация: Современный уровень развития образования  обуславливает повышение роли электронных ресурсов в образовательном процессе. Массовое внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общее образование можно объяснить также и требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования  к уровню освоения образовательной программы.

Ключевые слова: электронные, образовательные, ресурсы, математика, образование, технологии, интернет, информация, стандарты, компьютер.

 

Integrated use of electronic educational resources in mathematics lessons

A.S. Arkhipenko

Abstract: The current level of development of education causes an increase in the role of electronic resources in the educational process. The massive introduction of electronic educational resources (EER) in general education can also be explained by the requirements of the federal state standard for basic general education to the level of mastering the educational program.

Key words: electronic, educational, resources, mathematics, education, technology, internet, information, standards, computer.

 

Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

Таким образом, учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных технологий при обучении математики в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов – ЭОР [3].

Проработав несколько лет учителем математики, пришла к выводу, что применение электронных образовательных ресурсов на уроках повышает у учеников стремление к учению, вызывает желание и интерес, сосредоточенность на предмете, глубокое проникновение в сущность явлений, свободное оперирование знаниями, самостоятельность. Благодаря национальному проекту «Образования» наша школа хорошо оснащена современными компьютерными оборудованиями и программными обеспечениями, что позволяет мне на уроках применять различные электронные образовательные ресурсы.

На плечи учителей математики лежит сложная и трудная задача – повышение мотивации к изучению предмета, так как математика – одна из главных дисциплин [1].

На мой взгляд, компетентность современного педагога связана со знаниями компьютерной техники, с умением грамотно и разумно применять электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. Электронный образовательный ресурс – это любой ресурс, содержащий информацию образовательного характера, содержащий в себе учебный материал и методику использования его в процессе обучения.

ЭОР как инструмент в руках учителя дает ему массу дополнительных возможностей для различных подходов к обучению [5].

Во-первых, создание и ведение различной документации (тематическое планирование, отчеты, конспекты уроков, электронные дневники, электронные журналы и т.п.).

Во-вторых, учитель может создать и размножить необходимый дидактический материал. Отдельно хочется упомянуть о создание интерактивных тестов, позволяющих оперативно и объективно оценить обучающихся, определить пробелы в их знаниях. Например, на уроках математики я применяю «Интерактивные способы опроса» учащихся.

В-третьих, у учителя появилась возможность интерактивной подачи материала, используя пару компьютер-проектор или интерактивную доску. Все чаще учитель, работает в классе, где у каждого обучающегося есть компьютер.

С возможностью использования ЭОР в образовательном процессе увеличилась возможность  проведения на уроке разнообразных дидактических игр. Так, на уроках математики мы играем, например, в «Крестики-нолики» и в «Морской бой» [2].

Так же,  можно воспользоваться готовыми программными продуктами. Например,  «Уроки по алгебре и геометрии Кирилла и Мефодия»  облегчают работу учителя. В них весь изучаемый материал разбит на уроки. Диски можно использовать в качестве электронного учебника, так как в них излагаются основные факты, даются необходимые определения и доказываются теоремы.  Мультимедийные объекты и анимация делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Каждая тема содержит контрольные вопросы и тесты, позволяющие выяснить уровень понимания изученного материала.

Согласно новой Концепции математического образования в России, утвержденной распоряжением Правительства РФ №2506-р 24 декабря 2013 года, задача школьных учителей – не только раскрывать способности одаренных подростков, но и увлечь математикой тех учеников, кто не собирается продолжать изучение математики в вузе [4].

В последнее время в школах наряду со старыми, давно зарекомендовавшими себя учебниками, используются новые учебники математики, полностью отвечающие требованиям ФГОС, новые электронные формы этих учебников (ЭФУ).

К тому же, у учителей есть возможность использовать готовые ЭОР, опубликованные в сети Интернет на сайтах:

·            Электронные образовательные ресурсы [8];

·            Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [6];

·            Федеральный банк ЭОР [10];

·            Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [11];

·            Сайты образовательных учреждений, сообществ учителей, личные сайты (блоги) учителей.

В-четвертых, использование ЭОР сети  Интернет открывает широкие возможности для личностного роста учителя [7]:

·            поиск разнообразной информации;

·            дистанционное обучение;

·            участие в конкурсах, конференциях;

·            общение с широким кругом коллег, консультирование по различным вопросам и распространение своего опыта.

Хочу выделить ряд достоинств и недостатков использования ЭОР в образовательном процессе.

Достоинства использования ЭОР в образовательном процессе:

·            экономит время урока;

·            способствует наглядности образовательного процесса;

·            позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

·            повышает мотивацию к обучению и интерес к предмету;

·            повышает вес самостоятельной работы учащихся;

·            увеличивает осознанность усвоения знаний;

·            увеличивает объем работы, выполненной на уроке;

·            повышает оперативность и объективность контроля результатов обучения;

·            позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;

·            позволяет осуществлять обучение дистанционно.

Одним из главных недостатков использование ЭОР в образовательном процессе является не заменимость преподавателя, интерактивные программы лишь моделируют деятельность учителя. Отсюда возникает ряд проблем:

·            снижается роль устной и письменной речи;

·            появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация учащихся в обществе;

·            при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем учащихся (например, ухудшается зрение);

·            многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных форм обучения (презентация, интерактивный тест, интерактивный тренажер, авторская программа и т.п.).

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Ниже хочу представить план-конспект урока алгебры по теме "Квадратичная функция и ее график" в 9 классе.

Цель урока: ввести понятие квадратичной функции, выработать умение строить график квадратичной функции;

Задачи:

- обучающие, формируют регулятивные УУД:

познакомить уч-ся с определением  квадратичной функции;

 научить уч-ся строить график квадратичной функции;

изучить с уч-ся свойства квадратичной функции.

- развивающие, формируют познавательные УУД:

развивать графические навыки учащихся, прививать им навыки чтения графиков;

развивать в уч-ся интерес к функциям.

- воспитательные, формируют личностные УУД:

формировать и развивать у уч-ся умение планировать свою работу в группах;

прививать уч-ся культуру общения и сотрудничества.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, экран

Таблица 1

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

момент

 

Приветствие.

Положительный настрой на учебную деятельность

Ответное приветствие

2

2

Вступительная часть

 

1. Постановка цели и задач.

2. Повторение материала, связанного с понятием функции: дать определение функции и графика функции, перечислить способы задания функции, задание на соответствие формул и графиков функций.

 

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя

 

5

3

Основная часть:

введение нового материала

1

2

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

13

Первичное закрепление знаний

3

1. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

2. Определяет ЭУМ П-типа, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

1.Работа  по учебнику.

 

 

2.Работа в парах. Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию.Выполняют задание и размещают результаты на форуме

10

 

 

 

 

10

4

Домашнее задание

 

Задаёт и комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание, слушают комментарии

2

5

Итог урока

 

Формулирует выводы. Вопросы учащимся: какое задание самое трудное? Что нового узнали на уроке?

Фиксируют выводы. Отвечают на вопросы

3

 

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

информационный

 

аудиоинформация

 Аудио фрагмент "Что такое квадратичная функция"

 

 

2

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

практический

 

модель

График квадратичной функции

 

3

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 

комбинированный:

практический и контрольный

 

мультимедийная информация

Квадратичная функция, ее график и свойства. П1

 

Таким образом, применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Борисова М.М. Применение электронных образовательных ресурсов на уроке математике // Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна" (Уфа). 2020. № 37. с. 122-124.

2. Герасимова А.Г.,  Андреева Т.Ю. Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики // Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (Чебоксары). 2019. с. 74-78.

3. Голосная Л.В. Применение электронных образовательных ресурсов на уроке математики в сельской школе // Издательство современного гуманитарного университета (Москва). 2018. с. 312-315.

4. Грачикова Ю.В. Методические рекомендации по применению электронного образовательного ресурса игрового типа на уроках математики // Вестник Тульского университета (ТИЭИ). 2016. № 7. с. 42-47.

5. Грачикова Ю.В. Применение электронного образовательного ресурса игрового типа для оценки знаний учащихся на уроке математики // Общество с ограниченной ответственностью «Издательство типография «Ариал». 2017. с. 48-52.

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ек) http://school-collection.edu.ru

7. Куликова А.С., Прибе К.Д. Применение электронных образовательных ресурсов по математике на различных этапах урока // Омский государственный педагогический университет. 2020. № 2. с. 134-138.

8. Российский портал открытого образования            http://www.openet.edu.ru

9. Солощенко М.Ю. Использование электронных образовательных ресурсов при объяснении нового материала на уроках математики // Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал. 2016. с. 123-127.

10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов      http://fcior.edu.ru

11. Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru

 

Bibliography

1. Borisova M.M. The use of electronic educational resources in the lesson of mathematics // Limited Liability Company "Aeterna" (Ufa). 2020. No. 37. p. 122-124.

2. Gerasimova A.G., Andreeva T.Yu. The use of electronic educational resources in the lessons of mathematics // Chuvash State Pedagogical University. AND I. Yakovleva (Cheboksary). 2019. p. 74-78.

3. Voice L.V. The use of electronic educational resources in the lesson of mathematics in a rural school // Publishing House of the Modern Humanitarian University (Moscow). 2018. p. 312-315.

4. Grachikova Yu.V. Guidelines for the use of an electronic educational resource of a game type in mathematics lessons // Bulletin of the Tula University (TIEI). 2016. No. 7. p. 42-47.

5. Grachikova Yu.V. The use of an electronic educational resource of a game type to assess the knowledge of students in a mathematics lesson // Limited Liability Company “Publishing house printing house “Arial”. 2017. p. 48-52.

6. Unified collection of digital educational resources (ek) http://school-collection.edu.ru

7. Kulikova A.S., Priebe K.D. The use of electronic educational resources in mathematics at various stages of the lesson // Omsk State Pedagogical University. 2020. No. 2. p. 134-138.

8. Russian portal of open education http://www.openet.edu.ru

9. Soloshchenko M.Yu. The use of electronic educational resources in explaining new material in mathematics lessons // Bashkir State University, Sterlitamak branch. 2016. p. 123-127.

10. Federal Center for Information and Educational Resources http://fcior.edu.ru

11. Federal portal "Russian education" http://www.edu.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Комплексное использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Комплексное использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и…

Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и…

Благодаря национальному проекту «Образования» наша школа хорошо оснащена современными компьютерными оборудованиями и программными обеспечениями, что позволяет мне на уроках применять различные электронные образовательные ресурсы

Благодаря национальному проекту «Образования» наша школа хорошо оснащена современными компьютерными оборудованиями и программными обеспечениями, что позволяет мне на уроках применять различные электронные образовательные ресурсы

С возможностью использования ЭОР в образовательном процессе увеличилась возможность проведения на уроке разнообразных дидактических игр

С возможностью использования ЭОР в образовательном процессе увеличилась возможность проведения на уроке разнообразных дидактических игр

В-четвертых , использование ЭОР сети

В-четвертых , использование ЭОР сети

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе

Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе

Тип урока : объяснение нового материала

Тип урока : объяснение нового материала

Основная часть: введение нового материала1 2

Основная часть: введение нового материала1 2

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов информационный аудиоинформация

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов информационный аудиоинформация

Список литературы 1. Борисова

Список литературы 1. Борисова

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http :// fcior

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http :// fcior

Federal Center for Information and

Federal Center for Information and
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2022